«Сочинение как средство развития речи младших школьников»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
«Сочинение как средство развития речи младших школьников»
подготовила
учитель начальных классов
Краснова Ольга Николаевна
Добрый день, коллеги. Позвольте начать мне свое выступление словами М.Пришвина:
«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.
Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место. Оно служит эффективным средством воспитания, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст.
Актуальность подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.
Уровни развития речи у учащихся.
В работе по развитию речи учащихся выделяют четыре уровня:
Произносительный
Лексический
Грамматический
Текст
Формы речи: устная и письменная.
Различают две формы речи: устная и письменная.
Качества речи.
Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи.
Отмечают такие качества речи:
Правильность
Точность
Уместность
Богатство
Выразительность
Чистота
Логичность
Ясность
Методы и приемы развития речи у учащихся.
Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов:
имитативных, коммуникативных и метода конструирования
Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.
Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В арсенал методов «по образцу» входят следующие упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным.
Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Это: создание речевых ситуаций; ролевые игры, походы и экскурсии, специально организованные наблюдения; рисование картин, ведение записей; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений.
Метод конструирования текста располагает большим набором приемов и типов речевых упражнений: это словарная работа, работа над словосочетанием, предложением; работа с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; моделирование структуры текста, образцов, редактирование своего текста; составление текстов различных смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.
Как видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы.
Виды сочинений.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы»).
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?»).
Методика работы над сочинением.
Первым шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Учитель (а в 3-4 классе сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет».
Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими, серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное с темой. Первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Следующим шагом в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.
Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.
Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные (ключевые) слова. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, отбор и подготовку словаря, проверку правописания слов, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.
Кульминацией работы является написание сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи; затем самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Во втором и третьем классе для написания сочинения выделяется один урок, в четвертом – один урок и двадцать минут второго урока.
Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.
Заключение
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нужно дать ученику возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.
Развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
Как составить текст – повествование.
- Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)?
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ ( о чем будет говориться во вводной части)?
- О чем ты расскажешь в основной части ( как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
- Как можно закончить рассказ ( какой будет заключительная часть)?
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Как составить текст – описание.
- Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте?
- Выдели признаки предмета.
- Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Как составить текст – рассуждение.
- Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
- Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
- Вывод.
- Озаглавь текст и напиши его.
- Проверь работу.
Описание неодушевленного предмета.
- Какой предмет изображен на рисунке?
- Какого цвета этот предмет или его части?
- Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
- Особенности этого предмета ( размер, состояние; новый, старый, чистый…; свойства: красивый, полезный).
- Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Описание животного.
- Какое животное изображено на рисунке?
- Какого цвета это животное или его части?
- Что оно делает, его поза?
- Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
- Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…)
- Какая у него морда?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
- Твое отношение к этой картинке ( нравится, приятно на нее смотреть).
Описание растения.
- Какое растение изображено на рисунке?
- Какого цвета это растение или его части?
- Где растет это растение. Что ты видишь на заднем плане?
- Какое время года художник изобразил на рисунке?
- Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный)
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому растению ( нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
- Твое отношение к этой картине ( нравится, приятно на нее смотреть).
Портретное описание человека или сказочного персонажа.
- Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?
- Из какой сказки?
- Что он делает, его поза?
- Его возраст.
- Какое у него лицо (морда)?
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж).
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Где находится этот персонаж?
- Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник ( яркие, тусклые, светлые, темные…)?
- Твое отношение к этому персонажу ( нравится, хотел бы с ним встретиться. Поиграть, подружиться).
- Твое отношение к этой картинке (нравится. Приятно на нее смотреть).
- О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок.
Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей).
- Кто изображен на рисунке?
- Что они делают?
- Что делает первый персонаж?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Что делает второй персонаж?
- Как он это делает, с каким настроением?
- О чем он думает, говорит, поет?
- В какой позе он нарисован?
- Какое у него лицо (морда)?
- Его возраст.
- Какое у него настроение, какой характер?
- Во что он одет, какого цвета его одежда?
- Твое отношение к этому персонажу (нравится ли. Хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
- Где находятся эти персонажи?
- Какое время года изображено на рисунке?
- Что нарисовано ближе всего к тебе?
- Что находится в центре картинки?
- Что ты видишь на заднем плане?
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные…)?
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть)
- О чем ты думаешь. Глядя на этот рисунок.
Список литературы
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская - М., 1991.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов - М., 1985.
- Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М.Р.Львов - М., 1975.
- Люблинская А. А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.
- Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» [Текст] / Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53.
- Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах [Текст] / Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.