Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Технология проблемного обучения

Оборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.

Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи:

Образовательные:

 - формирование прочных знаний об   одушевленных и неодушевленных именах существительных, умению применять эти знания на практике;   

 - определение грамматических признаков имени существительного.

Воспитательные:

-развитие у детей ценностного отношения  к русскому языку;

- развитие коммуникативных умений,  развитие умения «добывать» знания;

- учить работать в  учебном диалоге, в парах и  группах;

- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Развивающие:

-создавать условия для  развития  у учащихся  умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение; развитие интеллекта;

- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Класс: 3 класс

Автор: Тимушева Надежда Алексеевна, Сердитова Людмила Васильевна учителя начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево

УМК: “Школа России”

Учебник: “Русский язык”, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок открытия  нового знания

Технология проблемного обучения

Оборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.

Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи:

Образовательные:

 - формирование прочных знаний об   одушевленных и неодушевленных именах существительных, умению применять эти знания на практике;  

 - определение грамматических признаков имени существительного.

Воспитательные:

-развитие у детей ценностного отношения  к русскому языку;

- развитие коммуникативных умений,  развитие умения «добывать» знания;

- учить работать в  учебном диалоге, в парах и  группах;

- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Развивающие:

-создавать условия для  развития  у учащихся  умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение; развитие интеллекта;

- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

 Планируемые образовательные результаты

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия (содержание)

1. Организационный

момент. Мотивация учебной деятельности.  

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. 

Приветствуют учителя,   настраиваются  на урок.

Личностные: 

- самоопределение;

- ориентация на успешную учебную деятельность.

Познавательные:

отбор необходимой информации, моделирование содержания  

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Организует фронтальную работу.

Выполняют задания, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

Познавательные: анализировать,

делать умозаключение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 Коммуникативные:

 выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

3. Постановка учебной проблемы.

Актуальность темы урока.

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

формулирование познавательной цели;  формулирование проблемы.

4. Поиск решения. Открытие нового знания.

Вовлекает учащихся в работу. Организует работу в парах, в группах.

Работают с информацией. Участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

решение проблемы;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное применение знаний.    

Обеспечивает контроль за выполнением заданий.

 Самоконтроль при выполнении заданий.

 

Регулятивные:

 контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания,  умение осознанно и  строить речевое высказывание  

6. Закрепление и совершенствование умений. Самостоятельная работа.  

Организует деятельность по прослушиванию произведения

Слушают   мелодию. Отвечают на вопросы

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: 

Самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует деятельность по применению новых знаний, рефлексию.

 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: 

Самоопределение.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия.

 

 

Этапы урока

Цели этапа

 Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный  момент.

Мотивация учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность.

Повторение имен прилагательных (антонимов)

Комментирование детьми выполняемого задания, сопровождение комментариев действиями.

 Развитие у детей ценностного отношения к русскому языку.

Коррекция внимания, навыка письма.

 

Понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; подобрать антонимы на букву М.

Правильно записать предложение, выделить орфограмму, главные члены, части речи, однокоренные слова.

- Добрый день, дорогие ребята! Проверь,  дружок, готовь ли начать ты урок? Все ли на месте, все ли в порядке: пенал, тетрадь, и, конечно, учебник?  

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.           А. И. Куприн

-Как вы понимаете смысл этих слов? Я предлагаю взять этот афоризм девизом нашего урока.

Чистописание.

 - Открыли тетради и записали красиво   сегодняшнее число. Классная работа.

Поработаем в парах. Прочитаем слова.

Большой-маленький

Сухой-

Война-

Глубокий-

Старый-

Твёрдый-

Если вы правильно сформулируете задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания (подобрать слова – антонимы, но одно условие: эти слова должны начинаться с одной и той же буквы).

- Какая буква? (М)

- Какой звук обозначает? (согласный, звонкий, непарный, бывает твёрдым и мягким)

- Вспомните слова с удвоенными согласными Мм (сумма, грамм, килограмм…)

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.

-Записываем предложение: «Мороз мост мостил, но не вымостил» (подчеркните орфограмму, главные члены, части речи, однокоренные слова).

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Класс настраивается на активную работу на уроке

Дети подбирают слова-антонимы устно, работая в парах; согласно инструкции, что эти слова должны начинаться на одну и ту же букву

Определяют букву и каллиграфично пишут буквосочетание Мм

Вспоминают слова с удвоенной согласной и записывают слова

На листах самооценки оценивают свою работу, подчеркивают самое красивое буквосочетание.

Записывают предложение с доски (скороговорку), находят ошибкоопасные  места, главные члены предложения, части речи, однокоренные слова

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 Подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий.

 

 По лексическому значению слов определить слово и записать в тетрадь.

  Словарная работа.

 - Человек, который обучает чему-нибудь  (учитель).

- Край земли около воды  (берег).

- Синоним слову – дети  (ребята).

- Противоположная сторона горизонта западу  (восток).

- Огородное растение, он же томат  (помидор).

- Найти частное чисел 64 и 8  (восемь)

- Млекопитающее животное, наиболее близкое по строению человека  (обезьяна)

- Главный город любой республики, страны  (столица).

- Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца (заря)

- Небольшая певчая птичка с красной грудкой  (снегирь).

-Замена человека машиной (робот)

Воспроизводят знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действий.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями и проверяют правильность написания слов.

 Оценивают свою работу на листах самооценки.

III. Постановка учебной проблемы.

Выявление места затруднения, его причины, формулировка темы урока и постановка цели урока

 Находить  имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение, делить слова на группы по вопросам.

Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти слова.

Учитель, берег,   восток, помидор, восемь, обезьяна, столица, заря, снегирь, робот.

-Что объединяет эти слова? (имена существительные)

 - Докажите (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, можно подставить слова – помощники он мой,  она моя).

- Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.

- По какому принципу вы их разделили? (по вопросам кто? и что?)

- Давайте предположим,  как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

- А на вопрос что? (неодушевленные)

(если ответят одушевленные и неодушевленные, то, как различать их)

- Какие слова вызвали сомнения?  (восемь, робот)

-Что интересного заметили? Что удивило вас?

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

- Возникла проблема,  кто может сформулировать тему нашего  урока? (как   различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

Обращают внимание на слова, находят лишние слова (восемь и робот).

Высказывают и аргументируют свою точку зрения, выслушивают мнение других.

Делают вывод, что эти слова имена существительные, предполагают на какие группы их можно разделить. Пробуют сформулировать основной вопрос урока  

 

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

IV. 

Поиск решения. Открытие нового знания.

Открытие нового знания. Формирование понятий одушевлённое, неодушевлённое.

Построение модели «помощника» для проверки работы

 Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные  по вопросам; по лексическому значению и многозначности.

-Сегодня вы должны   найти различия  между  одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе. Проанализируйте.

 -На карточках  слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в парах (по вариантам - взаимопроверка)

Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница.

- Оцените свою работу в парах.(Таблица)

- А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка  на доске:

  

гусеница                                                                            гусеница                                                                                  

мышка                                                                               мышка

моряк                                                                                 книга

дельфин                                                                             айсберг

медуза                                                                                пароход

кит                                                                                      дым

 капитан                                                                            солнце            

- Что вы заметили? Почему слова  гусеница, мышка  записаны в оба столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка

          мышка                           гусеница                                  

животное компьютера        насекомое    трактора                        

Теперь разберем слово – гусеница.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

- Как называются такие слова? (многозначные)    

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)

- Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь.

1 группа – мышка – одушевленное

2 группа – мышка – неодушевленное

- Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе).

-В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова – многозначные (омонимы).

Например: лайка – порода собаки, сорт мягкой кожи

 Овсянка – крупа, птица.

 Косарь – кто косит траву, нож.

Составить предложение с любым из слов. 

-Заполним кластер.

 

 

-Как можно определить одушевлённое существительное или нет? (по вопросу, по лексическому значению)

 Составить рассказ с примерами по кластеру (Ответ ученика)

Вывод: Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

-Что вам понравилось в ответе?

-Какие есть дополнения?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? неодушевлённые – что?

Одушевленные имена существительные обозначают живой предмет. Обозначают людей и животных. (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот) Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет.

План действий для самоконтроля:

Слова, в которых допущена ошибка

Причины ошибки

Как избежать ошибки

Примеры на данное правило

  1. Правильность ответа.
  2. Полнота ответа.
  3. Наличие примеров.

Дается «пустая» структура (каркас) схемы и предлагается  доработать.

 

 

 

Самооценка. Умение рецензировать ответы учащихся.

Физкультминутка.

     

 

Физминутка (электронная для глаз)

-  Какие предметы видели?

- К какой группе существительных относятся?

Выполняют упражнение для глаз и находят имена существительные.

V. Первичное применение знаний.    

Формирование умения находить   существительные, классифицировать их.

Узнав способ определения одушевленности и  неодушевленности, научиться определять данную категорию у имен существительных.

 Предлагается задание: расшифровать слова (даны цепочки слов, у каждого слова выделить первые слоги, из них составить слова).

 Гигант + танец + работа = гитара

 Сорока + балет + каша = собака

Корова + лето + сова = колесо

Сирень + нива + царица = синица

Зверята + ромашка + бойцы = зверобой

- 1 вариант записывает одушевлённые имена существительные, 2 вариант – неодушевлённые имена существительные.

- проверка (какие существительные записали, что получилось не так).

 Работа по учебнику  (стр. 13, упр. 19)

1. Письмо по памяти (читают по учебнику, запоминают, пишут).

2. Проверка  

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком4.

Групповая работа. Волшебные превращения.  

 Участникам группы предложены карточки с пропусками.  

Задание: заполнить пропуски, обозначить вопросы, объяснить значение слов.

1 группа: заменить неодушевлённые имена существительные на одушевлённые.

Труба - трубач…

Сила-

Цирк

Барабан

Камень

Аптека

Журнал

2 группа: заменить одушевлённые имена существительные  на неодушевлённые.

Мусорщик - мусор

Экскаваторщик

Сварщик

Часовщик

-Трудным ли было задание? В чем его трудность?

-Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя? На что опирались?

 -Как ты думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

Проверяют,   находят имена существительные, определяют одушевлённые и неодушевлённые

Работа  в парах,  находят  слова.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

 

Работа в группах. Оценивание по таблице:

Умение объяснить

Умение работать в группе

Умение проверить

        +

      +

       -

Действия оценки и контроля под руководством учителя.

Физкультминутка.  

 

Физминутка (пойдём по заснеженному лесу, но условие, не будем утопать в снегу: если одушевлённое существительное на экране – наклоны влево, вправо; если неодушевлённые – приседают).

Быть внимательным (на экране есть ловушка: имя прилагательное) Выполняют задания по инструкции учителя.

VI.

Закрепление и совершен ствование умений.

Выявление границ применимости нового знания.

Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

 -Придумайте 2 предложения: первое с неодушевлённым подлежащим, второе -  с одушевлённым подлежащим.   Вспомните имя существительное, которое может быть и одушевленным, и неодушевлённым. Составьте с этим словом два предложения.

  -  Напишите сначала три  одушевлённых имени существительных, а потом три неодушевлённых.

-По силам ли вам эти задания?

-Сможете ли вы их выполнить?

-На что необходимо обратить внимание? Почему?

Самостоятельная работа.

 

 Самоконтроль по вопросам в процессе подготовки к заданию для предупреждения ошибок.

VII. Подведение итога урока.  Рефлексия.

Фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и самооценка деятельности.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Проведение анализа материала, с которым работали на уроке.

  Игра «Данетки» (показывают карточки «Да», «Нет»)

- Имена существительные отвечают на вопрос Что делать?

-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?

- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Что?

- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто?

- В русском языке нет слов, которые одновременно могут отвечать на вопросы Кто? Что?

- Такие слова называются синонимами?

 - Когда вы испытывали затруднения?

-Что помогло вам выйти из затруднения?

-Какие «открытия» вы для себя сделали на этом уроке?

-У кого остались вопросы? У кого все получилось?

– Как определить одушевлённость существительного?

-Назовите,  ключевые слова урока. Какие слова звучали на уроке?

-Оцените работу класса. Оцените свою работу.

Вид задания

Отметка

Чистописание

Словарная работа

Исследовательская работа в малых группах

Задание «Волшебные превращения»

Самостоятельная работа по карточкам

Игра «Данетки»

-Спасибо за урок! Молодцы.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  Учитель предлагает оценить себя за активную работу в изучении данной темы по шкале.

C:\Users\user\Desktop\моя новая аттестация\самооценка\hello_html_582f786c.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок открытия  нового знанияТехнология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  фо...