Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сердитова Людмила Васильевна

Тип урока: урок открытия  нового знания

Технология проблемного обучения

Оборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.

Цель урока:  формирование знаний о собственных и нарицательных именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи:

Образовательные:

 - формирование прочных знаний о   собственных и нарицательных именах существительных, умению применять эти знания на практике;   

 - определение грамматических признаков имени существительного.

Воспитательные:

-развитие у детей ценностного отношения  к русскому языку;

- развитие коммуникативных умений,  развитие умения «добывать» знания;

- учить работать в  учебном диалоге, в парах и  группах;

- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Развивающие:

-создавать условия для  развития  у учащихся  умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение; развитие интеллекта;

- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Собственные и нарицательные  имена существительные.

Класс: 2 класс

Автор:   Сердитова Людмила Васильевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево

УМК: “Школа России”

Учебник: “Русский язык”, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок открытия  нового знания

Технология проблемного обучения

Оборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.

Цель урока:  формирование знаний о собственных и нарицательных именах существительных по вопросам и лексическому значению слов.

Задачи:

Образовательные:

 - формирование прочных знаний о   собственных и нарицательных именах существительных, умению применять эти знания на практике;  

 - определение грамматических признаков имени существительного.

Воспитательные:

-развитие у детей ценностного отношения  к русскому языку;

- развитие коммуникативных умений,  развитие умения «добывать» знания;

- учить работать в  учебном диалоге, в парах и  группах;

- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Развивающие:

-создавать условия для  развития  у учащихся  умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение; развитие интеллекта;

- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

 Планируемые образовательные результаты

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия (содержание)

1. Организационный

момент. Мотивация учебной деятельности.  

 

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. 

Приветствуют учителя,   настраиваются  на урок.

Личностные: 

- самоопределение;

- ориентация на успешную учебную деятельность.

Познавательные:

отбор необходимой информации, моделирование содержания  

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Организует фронтальную работу.

Выполняют задания, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

Познавательные: анализировать,

делать умозаключение;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 Коммуникативные:

 выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

3. Постановка учебной проблемы.

Актуальность темы урока.

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

формулирование познавательной цели;  формулирование проблемы.

4. Поиск решения. Открытие нового знания.

Вовлекает учащихся в работу. Организует работу в парах, в группах.

Работают с информацией. Участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение.

Регулятивные:

планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

решение проблемы;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное применение знаний.    

Обеспечивает контроль за выполнением заданий.

 Самоконтроль при выполнении заданий.

 

Регулятивные:

 контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания,  умение осознанно и  строить речевое высказывание  

6. Закрепление и совершенствование умений. Самостоятельная работа.  

Организует деятельность по прослушиванию произведения

Слушают   мелодию. Отвечают на вопросы

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: 

Самоопределение.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует деятельность по применению новых знаний, рефлексию.

 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: 

Самоопределение.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия.

 

 

Этапы урока

Цели этапа

 Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный  момент.

Мотивация учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность.

Повторение имен прилагательных  

Комментирование детьми выполняемого задания, сопровождение комментариев действиями.

 Развитие у детей ценностного отношения к русскому языку.

Коррекция внимания, навыка письма.

 

Понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме.

Правильно записать предложение, выделить орфограмму, главные члены, части речи, однокоренные слова.

- Добрый день, дорогие ребята! Прозвенел звонок, ребята. Сегодня на уроки я вам желаю удачи. Ведь даже с маленькой удачи начинается путь к большому успеху.

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (Пять)

- А начнём наш урок русского языка со слов - посвящения:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник.

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык.

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового по предмету русский язык).

Как сказано о русском языке в этом посвящении? (могучий…_

-Какие чувства мы испытываем при этом? (Гордость за свой язык )

-Какая это часть речи? (имя прил.) Что обозначает? (признак предмета)  На какие вопросы отвечает? (какой? какая? какие?)

Чистописание. Запись высказывания в тетрадь.

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Класс настраивается на активную работу на уроке

 

Вспоминают  правило об имени прилагательном

На листах самооценки оценивают свою работу, подчеркивают самое красивое буквосочетание.

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 Подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий.

 

 По лексическому значению слов определить слово и записать в тетрадь.

 Словарно-орфографическая работа

[В году их 12, белоствольное дерево; животное, ловко лазающее по лианам, первый месяц год; спит зимой в берлоге, цвет ели в любое время года]

-Найдите лишнее слово.

-Зеленый.

-Почему оно является лишним? Докажите.

-Слово зеленый обозначает признак предмета, все остальные - предмет.

Воспроизводят знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действий.

 Взаимопроверка.  

 

 Оценивают свою работу на листах самооценки.

III. Постановка учебной проблемы.

Выявление места затруднения, его причины, формулировка темы урока и постановка цели урока

 Находить  имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение, делить слова на группы по вопросам.

Самоопределение к деятельности.

- Перед вами 3 предложения.

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
  • Почему существительное малыш в этих предложениях пишется по-разному?

- По улице шли малыши.

-В поселке Малыш строится новый дом.

- «Малыш» - это современный клуб для детей и их родителей.

- А что обозначают собственные имена существительные?

- Чем отличаются нарицательные имена существительные от собственных?

Какие   цели мы поставим сегодня?

Какой  будет тема нашего урока?

Обращают внимание на слова, находят лишние слова  

Высказывают и аргументируют свою точку зрения, выслушивают мнение других.

Делают вывод, что эти слова имена существительные, предполагают на какие группы их можно разделить. Пробуют сформулировать основной вопрос урока  

 

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

IV. 

Поиск решения. Открытие нового знания.

Открытие нового знания. Формирование понятий одушевлённое, неодушевлённое.

Построение модели «помощника» для проверки работы

 Распознавать собственные и нарицательные имена существительные  по вопросам; по лексическому значению и многозначности.

-Сегодня вы должны   найти различия  между  собственными и нарицательными  именами существительными.

Я приготовила для вас задания, которые помогут вам в работе. Проанализируйте.

 Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Ленинское, Амур, Иван, Россия).

Страна - это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой – имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство».

Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень! Все они имеют имена. Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: например, Сыктывкар, «Аленький цветочек», Большая Медведица.

Учитель: Проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.

Работа по учебнику стр. 52, 53.

Учитель: Понаблюдаем: посмотрите еще раз на мою запись, назовите имена нарицательные, назовите имена собственные.

Учитель: Обратите внимание, как записаны имена собственные и нарицательные, в чем особенность.

Дети: Имена собственные написаны с заглавной буквы, а имена нарицательные – со строчной).

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы, а имена существительные нарицательные – со строчной.

Работа по упражнению в учебнике

 

Выполнение упражнений.

ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.

2) Определите, слова какой

группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:

книга

басня

стихотворение

журнал

газета

картина

кинофильм

корабль

Справка: «Стрекоза и Муравей», «Тимур и его команда», «Амурская Нива», «Мурзилка»,

 «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Алекс», «Сваты», «Зимнее утро».

• Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие

по смыслу имена собственные)

Задание выполняется коллективно в тетрадях.

• Сделаем вывод по этому упражнению:

а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?

б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но

и заключаются в кавычки?

- Давайте потренируемся в умении различать и правильно писать имена собственные.

Какие перед вами существительные? (картинки:

 книга, девочка, пароход, река, гора)

1.Задание: Запишите их столбиком к себе в

 тетрадь и подберите имя собственное.

Проверим.

Допишите по одному имени собственному

Как пишутся имена собственные?

2.Задание

Стихи, Пушкин,   река, Амур, Россия,город,

страна.

– Что общего в записанных словах? К какой

 части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? Распределите слова в

два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с

 последующей проверкой).

– По какому принципу вы распределяли

данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими

примерами. (2 ученика у доски)

3. Заполняют анкету (слабая группа)

1.Фамилия___________________

2.Имя_______________________

3.Страна_____________________

4.Область____________________

5.Район______________________

6.Село ____________________

7.Улица_____________________

Творческая работа. Составим

коллективный адрес нашей школы

по плану:

Государство. (Россия)

Село. (Объячево)

Республика. (Коми)

Район. (Прилузский)

Улица. (Центральная)

Дом. (11)

Школа (МБОУ СОШ с.Объячево)

 

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

План действий для самоконтроля:

Слова, в которых допущена ошибка

Причины ошибки

Как избежать ошибки

Примеры на данное правило

  1. Правильность ответа.
  2. Полнота ответа.
  3. Наличие примеров.

 

 

 

 

Самооценка. Умение рецензировать ответы учащихся.

Физкультминутка.

     

 

  Физминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать.

У нас необычная физминутка по сказке Н.

Носова“Приключения Незнайки и его друзей”.

Все слова взяты из данного произведения.

Если вы услышите существительное

нарицательное, которое надо писать с

маленькой буквы,то наклонитесь вперед;

услышав

существительное собственное, которое надо

 писать с большой

буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён

собственных и нарицательных я назову.

Незнайка, доктор, Пилюлькин, художник,

Винтик, малыши, Пончик, Тюбик, ученый,

Сиропчик,

 музыкант, собачка, Булька, Гусля.

– Сколько имен собственных было названо и

сколько нарицательных? (8 собственных и

 6 нарицательных).

Выполняют упражнение   и находят имена существительные по теме урока.

V. Первичное применение знаний.    

Формирование умения находить   существительные, классифицировать их.

Узнав способ определения собственных и нарицательных имен существительных, научиться определять данную категорию у имен существительных.

 Работа на доске и в тетради.

Вместе записываем предложения: “Лев Николаевич Толстой – известный русский писатель. Громко рычит лев.”

Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Карточки:

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

Учитель: Перед вами письмо, переведенное с немецкого языка. В немецком языке пишутся все существительные с большой буквы. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами русской орфографии. Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

Письмо, переведенное с немецкого:

За моим Окном стоит золотая Осень. Я люблю это Время Года. В Октябре во Франкфурте бывает книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу на Русском Языке.

Проверяют,   находят имена существительные по теме урока

Работа  в парах,  находят  слова.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

 

Работа в группах. Оценивание по таблице:

Умение объяснить

Умение работать в группе

Умение проверить

        +

      +

       -

Проверка работы

 (Самооценивание.)

Действия оценки и контроля под руководством учителя.

VI.

Закрепление и совершен ствование умений.

Выявление границ применимости нового знания.

Научиться применять полученные знания для определения названной категории.

-  Напишите сначала три  собственных имени существительных, а потом три нарицательных.

-По силам ли вам эти задания?

-Сможете ли вы их выполнить?

Самостоятельная работа.

Самоконтроль по вопросам в процессе подготовки к заданию для предупреждения ошибок.

VII. Подведение итога урока.  Рефлексия.

Фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и самооценка деятельности.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Проведение анализа материала, с которым работали на уроке.

   -Какие «открытия» вы для себя сделали на этом уроке?

-У кого остались вопросы? У кого все получилось? Назовите,  ключевые слова урока. Какие слова звучали на уроке?

-Оцените работу класса. Оцените свою работу.

Вид задания

Отметка

Чистописание

Словарная работа

Исследовательская работа в малых группах

Задание «Волшебные превращения»

Самостоятельная работа по карточкам

-Спасибо за урок! Молодцы.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  Учитель предлагает оценить себя за активную работу в изучении данной темы по шкале.

C:\Users\user\Desktop\моя новая аттестация\самооценка\hello_html_582f786c.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения пере...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...