Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Панина Инна Алексеевна

Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урок русского языка  .

(система «Школа России»  )

Тема урока: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

         Цель урока: создание условий  для усвоения учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных

Задачи:

содействовать формированию УУД ( регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные : уважение у мнению других людей; умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини-высказывание)

• актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

• смоделировать алгоритм определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных;

• развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

Планируемые результаты:

Личностные:

• стремление к более точному выражению своего  собственного мнения и позиции;

• способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

• освоение понятия  «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам ;

• освоение алгоритма определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

• самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

• формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

• добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

• умение оформлять свои мысли в устной речи;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 • осуществлять взаимный контроль и  оказывать  необходимую взаимопомощь ;

• договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• освоение способа решения проблемного поискового характера.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык  2 класс, Зеленина), картинки с изображением совы, карточки со словами.

 

 

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Создание условий осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости, давайте поприветствуем их и улыбнёмся!

- Тихо сядут девочки!

- Тихо сядут мальчики!

Слайд №2

 

- У нас сегодня необычный урок, урок открытия новых знаний. Как вы думаете, что же нас ждёт на уроке? (ответы детей)

Слайд №3

-Подумайте, почему мы начали урок с этого стихотворения? ( Мы будем делать новое открытие)

- Все ли слова понятны?

- Обратимся к толковому словарю В. И.Даля

            Слайд № 4

- Я надеюсь, что урок получится интересным, увлекательным и познавательным.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Организовать актуализацию умений и знаний учащихся по теме «Существительное»; организовать выполнение учащимися пробного действия и фиксацию затруднения.

- О чём же будет наш урок?  Вспомните, с какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?

 

- На какие вопросы отвечают  существительные?

-Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»  Слайд №7

-Чему мы можем научиться на уроке?  (ответы детей)

 Слайд № 8  

Задание: распределите слова на 2 группы: слон, друг, кукла, одежда, пальто, снежный, метель.

( Дети могут разделить слова правильно, а могут все слова кроме слова

 « снежный» отнести  в одну группу)

- Обоснуйте свой выбор.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Вспоминают учебный материал прошлого урока.

Формулируют тему урока, ставят цели.

Познавательные: постановка вопросов, формулирование проблемы, умение ориентироваться в системе знаний.

3.Выявление места и причины затруднения

Выявить место затруднения,зафиксировать во внешней речи причину затруднения

- Почему у некоторых возникло затруднение? (Нам недостаточно знаний, которые мы имеем про существительное)

-Чего вы не знаете? (На какие группы и по каким признакам можно разделить существительные)

Выявляет место и причину затруднения

Совместно с учителем выявляют место и причину затруднения

Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Регулятивные:целеполагание, планирование.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое  от уже известного  с помощью учителя.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организовать постановку цели урока,определить план действий

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.(Мы должны узнать,  как определить  одушевлённое или неодушевлённое существительное и научиться их различать)

- Как же мы будем  действовать?  (Мы должны узнать какие существительные являются одушевлёнными, а какие  неодушевлёнными)

Организовывает формулировку и цель урока.Фиксирует тему на слайде

Формулируют цель урока, план действий

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения.

5. Реализация построенного проекта.

Реализовать проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи

-Как же нам узнать, какие существительные являются одушевлёнными , а какие неодушевлёнными? (Нужно попробовать распределить слова на группы, например по вопросу. Существительные, отвечающие на вопрос кто? – в одну группу, а существительные, отвечающие на вопрос что? – в другую группу. Затем нам нужно попробовать сформулировать алгоритм действий) )

-Пожалуйста, выполните задание. (дети работают в парах.)

-Проверим, что  получилось.

-Откройте учебники на стр. 7. Прочитайте  правило.  

- Попробуем сделать вывод:  Слайд № 9

(Вопрос  КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются  ОДУШЕВЛЁННЫМИ.

Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются  НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.)

Организует реализацию проекта. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задание , делают вывод.

Регулятивные: выполнение взаимопроверки учебного задания.

Познавательные: умение выполнять задание по образцу, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

- Составьте алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым»

Учащиеся работают в парах. Проверка. Выбор оптимального алгоритма.

Алгоритм   Слайд №10

1. Найди имя существительное.

2. Определи, что оно обозначает.

3. Если обозначает живое существо, задай вопрос кто?

4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос что?

5. Сделай вывод и докажи.

Помогает выбрать оптимальный алгоритм действий

Работают в парах

Личностные: осознание  ответственности за общее дело.

Познавателльные: овладение способом выделять нужную информацию, содержащую существенные признаки, практическое её использование.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать взаимопроверку по эталону, взаимооценку

Ученики 1 ряда записывают  слова в 2 столбика: Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка .

Ученики 2 ряда записывают  слова в 2 столбика: Воробьи, листья , руки, нос, мышка, мама.

Ученики 3 ряда записывают  слова в 2 столбика: Синичка, обезьяна, ненастье, платье , ветер, диван.  

 Взаимопроверка  и взаимооценка Слайды № 11-13  

Работают самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. При необходимости проводят анализ ошибок.

Личностные:  способность к самооценке  на основе критерия успешности.

Коммуникативные:овладение навыками речевого  отображения содержания  совершаемых действий.

Динамическая пауза    

Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете  наклоны вправо или влево

 

 Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад,

Медведь, цирк, волк, кукла.

Выполняют движения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

-Я предлагаю посмотреть вам отрывок из мультика, но т.к. вы не просто дети, а исследователи, то выполните задания:

Ученики 1 вар. Записывают слова , которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые сущ.) , а ученики 2 вар. записывают слова , которые отвечают на вопрос что  ( неодушевлённые сущ.)  

 Проверка.  Слайд № 15

 Игра «Рассади пассажиров» Слайд № 16

 Игра «Третий лишний» Слайд № 17

Организовывает работу по повторению учебного содержания, нацеливает учащихся на выполнение задания.Осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют работу. Оценивают  правильность выполнения задания.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций; формирование умения самостоятельно применять полученные знания.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу. Какое же открытие нам удалось сделать на уроке?  

- Что было понятно? Что вызвало затруднение?

-Что понравилось?

-За что бы вы себя похвалили?

_Оцените свою работу на уроке. (Лесенка успеха)

Домашнее задание, упр. 9, стр. 6 (самостоятельно)

Слайд № 18

- Сова – символ мудрости. Вы сегодня хорошо работали на уроке и получите на память сову (Приложение 1)

Слайд № 19

- Хочу закончить урок словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом!

Всем спасибо! До новых встреч!

Организует работу по обсуждению материала, конкретизирует домашнее задание.

Дети отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, смогли. Делают самооценку.

Регулятивные:умение оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на полоэжительные моменты урока.

 

 

 

             

Пояснительная записка

 Урок русского языка проводился во 2 классе. Исходя из целей и задач урока  был спланирован тип урока – открытие нового знания. Тип урока определяет его структуру. Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы  «Школа России» и  ФГОС НОО.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средним уровнем развития мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. Этап  «Самоопределение  к деятельности» включал в себя положительный эмоциональный настрой на предстоящую  учебную деятельность.  Далее проводилась работа по открытию нового знания. Были использованы различные формы деятельности: работа в парах, беседа, самостоятельная работа, работа с материалом учебника. На этапе применения нового знания я применила отрывок из мультфильма, что  вызвало у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, т. к. задание выполнено без ошибок.  

Хорошая психологическая атмосфера позволяла снять тревожность, мнительность, нерешительность. В результате  общение на уроке было продуктивным и качественным. На этапе рефлексии шло дальнейшее развитие алгоритма самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...