Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урок русского языка .
(система «Школа России» )
Тема урока: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Цель урока: создание условий для усвоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
Задачи:
• содействовать формированию УУД ( регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные : уважение у мнению других людей; умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини-высказывание)
• актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;
• смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;
• развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;
Планируемые результаты:
Личностные:
• стремление к более точному выражению своего собственного мнения и позиции;
• способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
• освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам ;
• освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
• самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
• формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
• добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
• умение оформлять свои мысли в устной речи;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь ;
• договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык 2 класс, Зеленина), картинки с изображением совы, карточки со словами.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Создание условий осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | – Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости, давайте поприветствуем их и улыбнёмся! - Тихо сядут девочки! - Тихо сядут мальчики! Слайд №2
- У нас сегодня необычный урок, урок открытия новых знаний. Как вы думаете, что же нас ждёт на уроке? (ответы детей) Слайд №3 -Подумайте, почему мы начали урок с этого стихотворения? ( Мы будем делать новое открытие) - Все ли слова понятны? - Обратимся к толковому словарю В. И.Даля Слайд № 4 - Я надеюсь, что урок получится интересным, увлекательным и познавательным. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Организовать актуализацию умений и знаний учащихся по теме «Существительное»; организовать выполнение учащимися пробного действия и фиксацию затруднения. | - О чём же будет наш урок? Вспомните, с какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?
- На какие вопросы отвечают существительные? -Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Слайд №7 -Чему мы можем научиться на уроке? (ответы детей) Слайд № 8 Задание: распределите слова на 2 группы: слон, друг, кукла, одежда, пальто, снежный, метель. ( Дети могут разделить слова правильно, а могут все слова кроме слова « снежный» отнести в одну группу) - Обоснуйте свой выбор. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Вспоминают учебный материал прошлого урока. Формулируют тему урока, ставят цели. | Познавательные: постановка вопросов, формулирование проблемы, умение ориентироваться в системе знаний. |
3.Выявление места и причины затруднения | Выявить место затруднения,зафиксировать во внешней речи причину затруднения | - Почему у некоторых возникло затруднение? (Нам недостаточно знаний, которые мы имеем про существительное) -Чего вы не знаете? (На какие группы и по каким признакам можно разделить существительные) | Выявляет место и причину затруднения | Совместно с учителем выявляют место и причину затруднения | Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Регулятивные:целеполагание, планирование. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Организовать постановку цели урока,определить план действий | -Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.(Мы должны узнать, как определить одушевлённое или неодушевлённое существительное и научиться их различать) - Как же мы будем действовать? (Мы должны узнать какие существительные являются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными) | Организовывает формулировку и цель урока.Фиксирует тему на слайде | Формулируют цель урока, план действий | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения. |
5. Реализация построенного проекта. | Реализовать проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи | -Как же нам узнать, какие существительные являются одушевлёнными , а какие неодушевлёнными? (Нужно попробовать распределить слова на группы, например по вопросу. Существительные, отвечающие на вопрос кто? – в одну группу, а существительные, отвечающие на вопрос что? – в другую группу. Затем нам нужно попробовать сформулировать алгоритм действий) ) -Пожалуйста, выполните задание. (дети работают в парах.) -Проверим, что получилось. -Откройте учебники на стр. 7. Прочитайте правило. - Попробуем сделать вывод: Слайд № 9 (Вопрос КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются ОДУШЕВЛЁННЫМИ. Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.) | Организует реализацию проекта. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь. | Выполняют задание , делают вывод. | Регулятивные: выполнение взаимопроверки учебного задания. Познавательные: умение выполнять задание по образцу, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи | - Составьте алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым» Учащиеся работают в парах. Проверка. Выбор оптимального алгоритма. Алгоритм Слайд №10 1. Найди имя существительное. 2. Определи, что оно обозначает. 3. Если обозначает живое существо, задай вопрос кто? 4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос что? 5. Сделай вывод и докажи. | Помогает выбрать оптимальный алгоритм действий | Работают в парах | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавателльные: овладение способом выделять нужную информацию, содержащую существенные признаки, практическое её использование. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать взаимопроверку по эталону, взаимооценку | Ученики 1 ряда записывают слова в 2 столбика: Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка . Ученики 2 ряда записывают слова в 2 столбика: Воробьи, листья , руки, нос, мышка, мама. Ученики 3 ряда записывают слова в 2 столбика: Синичка, обезьяна, ненастье, платье , ветер, диван. Взаимопроверка и взаимооценка Слайды № 11-13 | Работают самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. При необходимости проводят анализ ошибок. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности. Коммуникативные:овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий. | |
Динамическая пауза | Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете наклоны вправо или влево
Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад, Медведь, цирк, волк, кукла. | Выполняют движения. | |||
8. Включение в систему знаний и повторение. | Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | -Я предлагаю посмотреть вам отрывок из мультика, но т.к. вы не просто дети, а исследователи, то выполните задания: Ученики 1 вар. Записывают слова , которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые сущ.) , а ученики 2 вар. записывают слова , которые отвечают на вопрос что ( неодушевлённые сущ.) Проверка. Слайд № 15 Игра «Рассади пассажиров» Слайд № 16 Игра «Третий лишний» Слайд № 17 | Организовывает работу по повторению учебного содержания, нацеливает учащихся на выполнение задания.Осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют работу. Оценивают правильность выполнения задания. | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций; формирование умения самостоятельно применять полученные знания. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Наш урок подошёл к концу. Какое же открытие нам удалось сделать на уроке? - Что было понятно? Что вызвало затруднение? -Что понравилось? -За что бы вы себя похвалили? _Оцените свою работу на уроке. (Лесенка успеха) Домашнее задание, упр. 9, стр. 6 (самостоятельно) Слайд № 18 - Сова – символ мудрости. Вы сегодня хорошо работали на уроке и получите на память сову (Приложение 1) Слайд № 19 - Хочу закончить урок словами: Учите русский годы к ряду Всем спасибо! До новых встреч! | Организует работу по обсуждению материала, конкретизирует домашнее задание. | Дети отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, смогли. Делают самооценку. | Регулятивные:умение оценивать правильность выполнения действий на уроке. Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на полоэжительные моменты урока. |
Пояснительная записка
Урок русского языка проводился во 2 классе. Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока – открытие нового знания. Тип урока определяет его структуру. Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы «Школа России» и ФГОС НОО.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средним уровнем развития мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. Этап «Самоопределение к деятельности» включал в себя положительный эмоциональный настрой на предстоящую учебную деятельность. Далее проводилась работа по открытию нового знания. Были использованы различные формы деятельности: работа в парах, беседа, самостоятельная работа, работа с материалом учебника. На этапе применения нового знания я применила отрывок из мультфильма, что вызвало у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, т. к. задание выполнено без ошибок.
Хорошая психологическая атмосфера позволяла снять тревожность, мнительность, нерешительность. В результате общение на уроке было продуктивным и качественным. На этапе рефлексии шло дальнейшее развитие алгоритма самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1. Формирование понятия «одушевленные...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.
Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Технологическая карта урока. Русский язык во 2 классе. Тема. Имя существительное как часть речи
УМК "Школа России"...
технологическая карта урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных 1 склонения" 3 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока русского языка...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...