Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k._kr._rus._yaz._odush-ye_i_neod-ye_im._sushch._3_klass_1_ur.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Педагогическая цель | Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых |
Тип, вид урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Метапредметные Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия и термины | одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, части речи |
Образовательные ресурсы | электронное приложение к учебнику, картинки с изображением зимы, зимних сугробов |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствие. - Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел звонок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! Проверим готовность к уроку. Фиксирование отсутствующих | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам | Наблюдение учителя |
II. Повторение изученного материала. | - Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы. Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами. | Учащиеся записывают существительные в нужной форме | Наблюдение учителя. Ответы на вопросы | ||
III.Самоопределе ние к деятельности (Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности) | Фронтальная беседа Самостоятельная работа Физкультминутка Работа над стих-м | - Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (зима) - А какой месяц? (февраль) Мы видим наяву: какая сейчас изменчивая погода: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья, за ночь наметает очень большие сугробы, такие, что людям трудно пройти. И мы сейчас преодолеем такие сугробы. - На каждом из нарисованных сугробов написаны элементы. - Сейчас мы повторим написание строчной и прописной букв Р р (показ написания) -Какие звуки обозначает эта буква? -Дайте характеристику этим звукам (согл, звонк., мягк., твёрд.) - Пропишите строчку букв прописной и строчной - А теперь подберите зимние слова, в которых встречаются эти звуки. (Мороз, берёза, февраль, январь, сорока, декабрь, ветер) - Запишем их на следующей строке -На какие группы можно разделить эти слова? Почему? –К какой части речи относятся они? -Что вы знаете об имени сущ-м? - Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать в нём? -Представьте, что мы входим в заснеженный лес. Что же мы видим? -В сугробах спрятались слова, прочитайте их. (Слова: зима, мороз, снег, птицы, кормушка) -К какой части речи они относятся? Почему? -На какие 2 группы можно разделить эти слова? (одуш-е и неодуш-е) -На какие вопросы они отвечают? -Давайте с любым из них составим несколько предложений. (сост. предложения) Отдохнем с тобой дружок, Ставим руки дружно в бок, Наклонились влево – вправо, Влево-вправо, влево-вправо, Потянулись мы на славу, Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок. Комментированное письмо -Запишем предложение с комментированием (у доски и в тетр.) Ребята сделали большую кормушку для птиц. Беседа над предложением -Для чего ребята сделали кормушку? -Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? -Кто из вас сделал кормушку? -А из чего вы её сделали? -Какой корм вы сыпете в неё? -Какой частью речи являются слова, которые вы сейчас назвали? -На какой вопрос они отвечают? Работа над предложением -Давайте поработаем над предложением, которое записали. -Подчеркните главные члены, укажите части речи. -Птицам нужно помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птичкам, сало нужно давать не солёное, а свежее, семечки лучше жареные. -Послушайте стих-е. которое называется «Как птице перезимовать» и выпишите им. сущ-е, которые вам встретятся, подчеркните знакомые вам орфограммы. Сугробами засыпаны. Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки И оживут бедняжки! -Назовите одушевлённые им. сущ-е…. -Какие неодушевлённые им. сущ-е выписали? | Дети отвечают на вопросы учителя Подбирают нужные слова Учащиеся дают хар-ку звукам Выполняют минутку чистописания Ребята по очереди пишут на доске эти слова - Одуш-е и неодуш-е и т.д. Дети выполняют физкультминутку Записывают предложение с комментированием (у доски и в тетр.) Ребята сделали большую кормушку для птиц. Подчёркивают главные члены, указывают части речи. Отвечают на вопросы учителя | Закрепляются знания о имени существительном Различают од-ые и неод-ые существительные Закрепляются знания об именах существительных | Оценка и самоконтроль Наблюдение. Ответы и вопросы Планирование и контроль Наблюдение учителя. Вопросы и ответы Контроль |
IV. Работа по теме урока | -Живёт зимний лес. Почему я говорю: живёт? Докажите, что я права-Продолжаем любоваться картинами зимней природы. Будем работать так: я читаю предложения, а вы дополняете их подходящими именами сущ-ми и записываете их в 2 столбика ед. ч. мн. ч. ( 2 уч-ся у доски) -Прежде , чем записать слово, покажите карточку: на какой вопрос отвечает сущ-е? (кто? или что?) Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………... (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. Проверка. ед.ч. мн.ч. заяц грибки лисица орешки дятел медведь - Что общего в этих словах? (все сущ-е) -Что вы знаете об имени сущ-м? -На какой вопрос отвечают сущ-е 1 столбика? - 2 столбика? | Выполняют задание в 2 столбика Взаимопроверка Работа с карточками Ответы детей | Проверка, кон троль Наблюдение | ||
V. Закрепление пройденного материала. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Работа в группах | -Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветвях берёз серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки. Волшебница-зима вступила в свои права. -А теперь давайте прочтём предложения (на слайде): На белой скатерти сн..гов в..дны сл..ды рыси. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На б..рёзе л..жат пуш..стые ша..ки снега. Ветки пригнулись к з..мле от такой тяж..сти. -Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? - Как озаглавим его? (Зима в лесу) 3 группа (слабый уровень): списать текст, вставив пропущенные буквы 2 группа (средний уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить текст, обозначить им. сущ-ые 1 группа(сильный уровень): списать, вставляя пропущенные буквы, озаглавить и продолжить текст 2-3 предложениями. Проверка выполненной работы: 3 группа: -Какие пропущенные буквы вставили в словах? 2группа: - Назовите им. сущ-ые -Как определили, что это имена сущ-ые? 1 группа: -Прочитайте, какими предложениями дополнили текст. 2.Работа по учебнику (упр.17, с.13) 3.Работа над загадками (поурочные разработки с.212-213) | Работают в группах Выполняют задания в рабочей тетради Выполняют задание по учебнику | Формируются умения работы в группах | Контроль Проверка Взаимоконтроль |
V. Итог урока. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | - Чему вы научились сегодня на уроке? - Какое задание было самым интересным? - Какое задание вызвало затруднение? «Выбери пословицу». Учитель предлагает ряд пословиц. Например:
| Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. Учащиеся выбирают из предложенных пословиц ту, которая наиболее полно отражает их работу на уроке.(самооценка) | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Даёт развернутые ответы | |
VI.Домашнее задание. Комментирование задания | Записать 5слов существительных одушевлённых и неодушевлённых | Записывают в дневники домашнее задание | Планируют выполнение задания | Наблюдение и контроль учителя |
Учитель Казакова Любовь Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1. Формирование понятия «одушевленные...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании» 2 класс "УМК Школа России"
Задачи урокаДидактические:Знать, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу;Уметь определять слова, обозначающие предмет и признак предмета; ставить вопросы от имён существительных к именам при...
Технологическая карта урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Школа России,3 класс)
Тема урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о признаках имени прилагательных...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" ( 2 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятия об изменении имён существительных по числам, умения определять число имен существительных.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак...