Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
2 «а» класс.
Учитель: Ильина Екатерина Михайловна.
Тема урока:
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род имён существительных».
Урок закрепления (2 урок).
Цели:
1 – формировать:
умение определять грамматические признаки им. существительного;
умение группировать слова по признакам;
умение определять орфограмму – непроверяемую безударную гласную;
2 – развивать:
орфографическую зоркость, самоконтроль,
умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
способствовать развитию творческих способностей, познавательной активности;
3 – воспитывать:
умение сотрудничать, слушать друг друга; аккуратность, дисциплинированность.
Декабрь 2007г.
1. Организационный момент.
Цель: проверить готовность к уроку, настроить на активную, хорошую работу.
Прозвенел уже звонок,
Начался у нас урок.
Ты, дружок, проверь-ка:
Всё ль на месте и в порядке:
Где учебник и тетрадь,
Ручка, карандаш, пенал.
- Садитесь пожалуйста, поверьте свою посадку.
2. Актуализация знаний.
Цель: проверить домашнее задание, выяснить правильность его выполнения, выявить знания учащихся об имени существительном.
- Какое задание выполняли дома? (№75 в тетради №2)
а) - Какой части речи принадлежат слова?
- Докажите.
б) - Какие слова отнесли к им. сущ. женского рода? Докажите.
- Какие слова отнесли к им. сущ. мужского рода? Докажите.
- Что интересного заметили? (жадина и неряха – сущ. ж. р. и м. р.)
- В каком случае говорят неряха?
- А у нас есть неряхи?
в) - По какому признаку можно распределить эти слова? (одуш. и неодуш. сущ.)
- Докажите. (сахар, работа, посуда – что? неодуш.; солдат, Саша, жадина, неряха – кто? одуш.)
(открыть доску: данные слова записаны в два столбика; ребята делают дополнения о том, что среди слов есть словарные слова, объясняют орфограммы)
г) – Что вспомнили об имени существительном? (на доске постепенно открывается схема…)
имя сущ.
кто? что?
предмет
одуш. неодуш.
м. р. ж.р. ср.р.
- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.
Прочитайте тему урока. (открыть тему, дети читают про себя, а затем вслух)
3. Сообщение темы и целей урока.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род имён существительных.
- Какие грамматические признаки им. сущ. будем закреплять?
4. Упражнения на закрепление.
Цель: формировать умение определять: - орфограмму в слове,
- одуш. или неодуш. им. сущ.,
- род им. сущ.
1) «Необычное лото»
1 магазин | 2 базар | 3 батон |
4 пассажир | 5 багаж | 6 вагон |
( ученик вытягивает из мешочка бочонок, называет номер конверта; другой ученик, у которого конверт с данным номером, вскрывает - читает слово, и эту карточку прикрепляет на доску)
- Прочитайте слова про себя. Прочитаем вслух хором. Постарайтесь запомнить.
Проговорите друг другу в парах.
( слова закрываются)
- Запишите слова по памяти.
- Кто записал 2 слова? 3 слова? А 4 слова? Кто все слова записал?
- Проверим как записали.
«Эстафета»
(самопроверка выполняется зелёной ручкой, ученик ответил и называет имя следующего отвечающего; на доске учитель обозначает названный корень, открывает безударную гласную, которая выделена красным цветом)
- магазин – магазинчик, магазинный – корень магазин, непроверяемая безударная гласная а
И так далее.
- Кто допустил ошибки? Кто написал без ошибок? Какой вывод сделали для себя?
- Что можете сказать об этих словах как о части речи? Докажите.
- Какие грамматические признаки можете определить у им. сущ?
- Самостоятельно определите названные грамматические признаки.
( дети работают самостоятельно)
- Проверим. Что-то заметили?
(все слова в ед. числе, все м.р. и только одно слово одуш. им. сущ.)
- Докажите.
Итак, что повторили, работая с данными словами?
( ученики подводят итог)
2) «Кто внимателен?»
Проверим насколько вы внимательны и умеете ли определять одуш. и неодуш им.сущ.
- Я показываю вам карточку со словом, вы про себя его читаете, если это им. сущ. одуш., то – хлопок в ладоши, если им. сущ. неодуш., то – выполняете повороты головой влево и вправо.
( собака, погода, дорога, ворона, корова, ягода, горох – эти слова помещаю на доску в один ряд)
- Что заметила ….? Что заметил …? (Все слова с непроверяемой безударной гласной, все - в ед. числе, ж. р., кроме слова горох) Кто не согласен?
- Какое ещё задание вы предложили бы выполнить? (распределить в группы)
- Распределите в две группы.
(самостоятельно)
- По какому признаку распределяли слова? (одуш. и неодуш. им. сущ.)
Итак: на какой вопрос отвечают одуш. им. сущ.? неодуш. им. сущ?
3) Работа с изографами, таблицами букв.
Цель: проверить умение определять грамматич. признаки им. сущ.; учить работать в группе, сотрудничая друг с другом и действуя по инструкции.
а)- Образуйте четвёрки. Выполните задание по инструкции.
(Инструкция: 1 - расшифруйте слово,
2 – продиктуйте, проговаривая чётко по слогам,
3 – задайте вопрос, …это слово обозначает…, значит это…
4 – одуш. или неодуш.?)
в | б | й | а | в | в | о | о | р | р | е |
о | р | р | в | в | о | о | о | в | в | в |
б | б | в | о | р | о | б | е | й | в | в |
й | о | р | о | е | п | п | б | б | о | о |
в | е | е | е | о | р | й | о | о | б | о |
о | р | о | е | р | о | е | о | ц | о |
р | е | ц | у | е | р | у | е | у | р |
о | у | о | г | у | р | е | ц | о | |
ц | е | у | р | е | у | у | о | е | о |
р | ц | о | р | о | у | ц | о | у | р |
е | е | м | е | о | ь | ь | д | д | е | е |
а | м | у | ь | ь | е | е | у | у | у | ь |
м | а | м | е | д | в | е | д | ь | д | в |
е | в | е | е | в | в | е | е | е | ь | ь |
о | м | а | д | в | о | д | ь | у | о | ь |
(Изографы: заяц, помидор, яблоко.)
б) Отчёт групп. ( один ученик из группы записывает слово на доске, другой из этой группы – подбирает однокоренные слова и выделяет корень, третий – ставит ударение, четвёртый называет орфограмму)
в) Самостоятельно определите род им. сущ.
г) Проверка по « Эстафете»
- Что заметили? ( 1 слово ср. р.)
- Кто выполнил задание без ошибок? Какой ещё грамматич. признак не назвали?
д) Самостоятельно подчеркните одуш. им.сущ – зелёным цветом.
- Что скажите теперь, выполнив задание? Какие группы слов получились? Докажите.
( одуш – животные, неодуш. – растения)
5. Самостоятельная работа.
Цель: проверить знания и умения.
- Распределить слова в две группы. Один ученик на закрытой доске пишет одуш. сущ, другой – неодуш.сущ. Я показываю слово , вы его записываете.
М-г-зин, ябл-ко, в-р-бей, в-рона, к-рова, с-бака, б-тон, д-кабрь.
- Проверим. У кого так же? У кого иначе? Что увидела….? ( слово декабрь…)
- Что можете сказать об этом слове? ( подготовленные ученики кратко рассказывают найденные сведения)
- Подпишите над словами их род.
- Что примечательного? ( среди одуш. – 1 слово м.р., среди неодуш. – 1 слово ср.р.)
- Как объясните?
6. Итог:
Вы придёте домой, родители спросят, что интересного было на уроке, что запомнили. Что вы им расскажите?
7. Домашнее задание.
Кому понравилась работа с изографами?
Предлагаю вам дома зашифровать любое словарное слово из словаря, завтра его загадать ребятам. Выполняя №136, повторите грамматические признаки им. сущ.
И самое последнее задание. Образуйте четвёрки и выполните задание по инструкции. Инструкция:1.Расшифруйте слово, используя алфавит.
2.Запишите слово на листке.
3. Есть ли в слове орфограмма? Какая?
4. Составьте из магнитных букв на доске.
1 , | 2 | 3 | 4 | 5 ! | 6 ! |
- 18, 6, 2, 33, 20, 1 (ребята)
- 19, 17, 1, 19, 10, 2 ,16 (спасибо)
- 9, 1, 23, 16, 18, 16, 26, 21, 32 (за хорошую)
- 18, 1,2, 16,20,21 (работу)
- 15, 1. 21, 18, 16, 12, 6 (на уроке)
- 14, 16, 13, 16, 5, 24,29 молодцы)
- Что можете сказать о написании данных слов? (словарные слова, т.к. ….)
- А что это значит? (надо знать их написание….)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока русского языка 2 класс ОС школа 2100...
урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план урока в соответствии с ФГОС НОО...
Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова
Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...
Урок русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 2 класс
Разработка урока русского языка для 2 класса, содержит подробный сценарий урока, презентацию....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...
Технологическая карта и презентация урока русского языка на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" (2 класс)
Технологическая карта и презентация по УМК "Планета знаний" Русский язык 2 класс Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина...