Интегрированный урок – соревнование: по русскому языку и литературному чтению Тема: «Сложные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок в 3 классе по УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с принципами педагогики:

принцип деятельности (учащиеся получают задание не в готовом виде, в процессе исследования);

принцип непрерывности (данный урок является частью темы “Как образуются слова”);

принцип “минимакса” (минимум – иметь представление о сложных словах, максимум – уметь ответить на вопросы: как образуются сложные слова?, какую роль играют сложные слова в речи?);

принцип психологической комфортности (снятие стрессобразующих факторов путем создания для каждого ребенка ситуации успеха);

принцип мультимодальности (работа над новым материалом в разных видах: оценочный лист, компьютерная презентация с разными видами работы).

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наиболее предпочтителен для детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok.zip2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 г.Вольска Саратовской области»

Интегрированный урок – соревнование: по  русскому языку и литературному чтению

Тема: «Сложные слова».

для уч-ся 3 класса (1-4)

Работу выполнила

Погодина Светлана Сергеевна  

учитель начальных классов.

Тема: Сложные слова.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока. Урок – соревнование

Цель урока. Расширять знания о составе слова.

Задачи урока. 

1. Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов.

2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память,  логическое мышление, внимание,  наблюдательность, фонематический слух. Обогатить  словарный запас учащихся.

3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.  Здоровье сберегающие технологии. Проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.

Оборудование.

1.Зеленина Л.Ф., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учеб. для 3 класса(1-4);-2-е изд.М.,Просвещение, 2006 в 2-х частях;

2.Голованова М.В., Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учеб. для 3 класса(1-4);-2-е изд. М., Просвещение, 2006 в 2-х частях;

3.Презентация Power  Point

                                                Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.(слайд №2)

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, потрите свои ладошки, почувствуйте тепло. Повернитесь лицом друг к другу, прислоните свои ладошки к ладоням своего соседа, передайте ему своё тепло.  Я очень рада видеть ваши добрые глаза, они помогают мне. Спасибо вам за это! Итак, в путь!

 Давайте сохраним этот тёплый настрой на протяжении всего урока.

-А помогать нам будет мудрый ворон.

2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (слайд№3)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Отгадайте загадку:

В  синем  небе  пролетает,

Обгоняя  птиц  полёт.

Человек  им  управляет.

Что  такое?  …(самолёт)

 -Слово самолет состоит из двух слов: сам летит.

3 Озвучивание целей.

-Чему будем учиться

  - А что вы уже знаете о сложных словах?

( Это слова, которые образованны сложением двух основ. Основы соединяются соединительными гласными «О» и «Е», либо без них.)

     Мы вернёмся к пониманию сложных слов, вспомним их состав, к правильному написанию и познакомимся с лексическим значением неизвестных слов, а также научимся анализировать  и находить сложные слова в произведениях Агнии Львовны Барто, которые вам давно знакомы.

    - А что вы уже знаете о сложных словах?

( Это слова, которые образованны сложением двух основ. Основы соединяются соединительными гласными «О» и «Е», либо без них.)

       - То о чём вы сейчас рассказали, поможет вам справиться с заданием.

За каждый правильный ответ вы сами себе берёте жетон, итоги подведём  в конце урока.

4.Актуализация знаний об авторе.(слайд№4)

Агния Львовна Барто - родилась в семье врача-ветеринара, училась в балетной школе. Первым мужем Агнии Львовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка - рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись. Весной 1945 года Гарик трагически погиб в возрасте 18 лет. Вторым мужем Агнии Львовны был крупный советский теплоэнергетик член-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти 50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева. Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, показывает любовь к детям и понимание детской психологии. Книга «Записки детского поэта» (1976).Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1958), 10000 мальчиков (1961)Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор разговаривает с ребенком простым бытовым языком, без всяких лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем ее эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях. И таким способом, перенося частые детские пороки на каких-то других персонажей, автор неназойливо воспитывает.

  Задание №1 (слайд№5)

Прочитайте предложенные стихотворения, выбери из стихотворений  сложные слова.

-Какие слова нашли?

Лоботряс, единогласно, белоручка, огнетушитель, седовласый, черноброва.

Задание №2 (слайд№6)

Найдите значение найденных слов в толковом словаре  С.И. Ожегова (работа в группах)

Лоботряс – бездельник, лентяй.

Единогласно - принятый всеми.

Белоручка - человек, который чуждается физического или вообще трудной работы.

Огнетушитель-аппарат для тушения пожара.

Седовласый (уст.слово)- человек, с седыми волосами.

Черноброва- с чёрными бровями.

Задание №3 (слайд№7)

- Прочитайте ещё раз внимательно отрывок. Выпишите из него сложные слова, разберите по составу, проанализируйте, в каких случаях пишется соединительная гласная «е» (самостоятельная работа учащихся над словами: Лоботряс, единогласно, белоручка, огнетушитель, седовласый, черноброва.)

-В каких случаях пишется «е»?  (Учитель постепенно вывешивает опорную таблицу –слайд №8   )

          После   ц,    после шипящих

Е       После мягких согласных

 О     В остальных случаях.)

Физминутка (слайд№9)

Задание №4(слайд№10)

-Следующее задание  сложное, но если мы его выполним, то научимся правильно составлять сложные слова.

 Вы составляете сложные слова, записываете их в тетрадь, разбираете по составу. Работаете в парах.

        1 команда– добро, душа                     3 команда – великая, душа

                         друг, любить        мягкое, сердце

         2 команда – добро, порядочность     4 команда – труд, любить

            душа, спасать                          правду, любить

- Проверяем

    (  Учитель открывает на доске полученные слова)  

-      Спишите эти слова в тетрадь. (Добродушный, дружелюбный, добропорядочный, душеспасительный, великодушный, мягкосердечный, трудолюбивый, правдолюбивый.)

- Когда пишем соединительную гласную «о», а когда – «е» ?

- Прочтите ещё раз эти слова.

-О ком можно так сказать? (о людях)

-Легко ли соотнести все эти слова с одним человеком?  (трудно, это был бы идеал, а идеален только Бог. Человек должен стремиться воспитывать в себе эти качества.)

Выставка книг (слайд№11)

Рефлексия  (слайд12)

  -Какие слова из данных характеризуют работу на уроке каждого из вас лично? (выбор учащихся)

-Работы всей команды?

-Работы всего класса?(Я запомнил этот интересный урок… Для меня открытием стало правило написания сложных слов… Меня удивило, что среди сложных слов так много добрых… Для меня открытием стало значение слова …)

Итог урока                  

-Посчитайте жетоны.  Кто победил?

-Как вы думаете, стоит ли искать побеждённых? (многие ответят, что нет, т. к урок был интересным, многое узнали)

Домашнее задание

По выбору учащихся:

-приготовиться к выразительному чтению понравившихся стихотворений;

-подобрать сложные слова на тему: «Они помогают нам в домашнем хозяйстве»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зеленина Л.Ф., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учеб. для 3 класса(1-4);-2-е изд.М.,Просвещение, 2006 в 2-х частях;

2.Голованова М.В., Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Учеб. для 3 класса(1-4);-2-е изд. М., Просвещение, 2006 в 2-х частях;

3.Презентация Power  Point


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова". Тип урока: открытие новых знаний....

Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"

Дети в игровой,  доступной форме  знакомятся со сложными словами....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Урок по русскому языку для 3 кл. "Сложные слова"

Урок изучения новой темы. Используется презентация. На уроке разнообразные виды работы, работа в группе, самостоятельная работа - закрепление. Урок выпадает на ноябрь, вся тематика урока осенняя. Расш...

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Сложные слова»

Тема урока: «Сложные слова».Тип урока: ОНЗКласс: 3Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных словЗадачи: разви...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...