Урок по русскому языку для 3 кл. "Сложные слова"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Урок изучения новой темы. Используется презентация. На уроке разнообразные виды работы, работа в группе, самостоятельная работа - закрепление. Урок выпадает на ноябрь, вся тематика урока осенняя. Расширяется кругозор учащихся после знакомства с названиями месяцев в старорусском стиле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - изучения новой темы | 86 КБ |
Наглядное отображение урока | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Система развивающего обучения Л.В.Занкова.)
3 класс (1- 4)
Тема урока:
Подготовила:
Учитель начальных классов
Федосюк Елена Витальевна
МБОУ «Гимназия №3»
г. Астрахань – 2015г.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.
Тема урока: «Сложные слова».
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и
введения его в систему знаний
Задачи урока:
- логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
- развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Нечаевой Н.В., Яковлевой С.Г., презентация к
уроку.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности. Слайд 1.
- Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь
за парты. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня
мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
II. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, вспомнили правила посадки.
- Ребята, какое время года за окном? (Осень).
А.С.Пушкин очень любил это время года и посвятил ему много прекрасных строк. Вот некоторые из них: Слайд 2.
«Унылая пора, очей очарованье…
Приятна мне твоя прекрасная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
- Сегодня и у нас на уроке осень в гостях.
III. Минутка каллиграфии. Словарная работа. Слайд 3.
- Повторим написание букв О, о, соединение ОС, слово ОСЕНЬ, образуем от этого слова однокоренное – прилагательное – ОСЕННИЙ.
- Каким способом образовано это слово? (Суффиксальным).
- Какие ещё способы образования слов вы знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный). Слайд 4.
- Разберём слово по составу: ОСЕН – Н -
- Сегодня вы познакомитесь с ещё одним видом образования слов. Каким? Вы узнаете на нашем уроке.
IV. Тема урока.
- Прочтите запись на экране… «Сложные слова». Слайд 5.
Назовите, какой частью речи является слово «сложные». (Это прилагательное!)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета).
- Назовите, а что может быть ещё сложным? ( Сложные задачи, сложная ситуация).
- И что такое сложное слово?
(Ответы ребят.)
- Сегодня мы ближе познакомимся со сложными словами и их особенностями.
V. Объяснение материала. Актуализация знаний.
1. - Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Записываем – сентябрь)
Слайд 6.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Словарное слово – октябрь)
Слайд 7.
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Словарное слово – ноябрь)
Слайд 8.
2. - Как вы думаете, что общего у этих слов?
( Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.)
- Разберём слова по составу:
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
3. - А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
- Октябрь называли «листопадом». Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
- А ноябрь получил название «грудень». Как вы думаете, почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
III. Фиксация затруднения в деятельности.
- Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
ХМУРЕНЬ ЛИСТ – О - ПАД ГРУДЕНЬ Слайд 9.
- В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад
Учитель: Объясните смысл этого слова?
Ученики: Природное явление – листья падают.
Учитель: Выделите корень в этих словах.
Ученики: лист, пад Слайд 10.
- Чтобы получилось новое слово, используется новый способ образования слов – сложение основ, сложение корней, при помощи соединительной гласной О, Е.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
- А сейчас откроем учебники на странице 71, найдите правило.
-Что вы запомнили из правила? Давайте закрепим на примерах. И запишем несколько слов в тетрадь. Слайд 11.
-Упр. 143, стр. 71. – Найдите слова, которые образованы соединением основ.
ЛЕСОСТЕПЬ СИНЕГЛАЗЫЙ
2. Образование сложных слов
Лес ловить
Рыба ферма
Птица полоса
Олень разводить
(Лесополоса, рыболов, птицеферма, оленевод). Слайд 12.
V. Физкультминутка. Игра с мячом.
Игра. «Образуй сложное слово».
- Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит – самовар
мясо, рубить - мясорубка
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
коньки, бег- конькобежец
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз. Слайд 13.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Ветер осенний подул на сложные слова и все их разбросал. Давайте соберём их правильно. Работаем в группах. Советуемся друг с другом. Запишем слова в тетрадь.
камнеход ледопад Слайд 14.
вертопад звездовоз
паролёт водолёт
самопад листоход
(Вертолёт, ледоход, самолёт, листопад, звездопад, паровоз, пароход, водопад, камнепад, водовоз.) Слайд 15.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать о сложных словах?
Сложные слова образуются сложением основ, корней при помощи соединительных гласных О и Е. Если основа заканчивается на твёрдый согласный, значит в середине мы пишем соединительную О, а если на мягкий или шипящий Ж, Ш,Ч,Щ,Ц – то мы пишем Е.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1. Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
- Осень красива не только в лесу, но и в горах. Слайд 16-17.
Послушайте текс «В горах».
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. |
|
|
2. Повторение изученного.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
. Слайд 18.
Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики: Летят, пролетели, улетели
Учитель: По какому признаку?
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят
Учитель: Второе слово
Ученики: Пролетели
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает
Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс
Слайд 19.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? Слайд 20.
Учитель: Молодцы! Спасибо всем!
Список используемой литературы:
1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова, 2006г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.
Нефёдова, 2006г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4) Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.
Воронеж. Учитель. 2002.
Подписи к слайдам:
Минутка каллиграфии
Способы образованияновых слов.
суффиксальный;приставочный;Приставочно-суффиксальный.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
СЕНТЯБРЬ – ХМУРЕНЬ
ОКТЯБРЬ – ЛИСТОПАД
НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ
ЛИСТОПАД
Сложные слова
СТЕПЬ
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
камнеход ледопадвертопад звездовоз паролёт водолёт самопад листоход
Вертолёт, ледоход, самолёт, листопад, звездопад, паровоз, пароход, водопад, камнепад, водовоз.
В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
Утром мы во двор идём – Листья сыплются д…ждём,Под н…гами ш…лестятИ л…тят, л…тят, л…тят.И высоко от з…млиПрол…тели жур…вли.Всё л…тит! Должно быть, этоУл…тает наше лето!
пролетели
улетает
летят
А теперь оцените себя, каким был для вас урок:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.
Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен на отработку умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...
Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знанийТип урока: урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...
открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...
конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"
Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...
Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Тема урока: «Сложные слова». Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...