Урок по русскому языку для 3 кл. "Сложные слова"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Федосюк Елена Витальевна

Урок изучения новой темы. Используется презентация. На уроке разнообразные виды работы, работа в группе, самостоятельная работа - закрепление. Урок выпадает на ноябрь, вся тематика урока осенняя. Расширяется кругозор учащихся после знакомства с названиями месяцев в старорусском стиле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        КОНСПЕКТ УРОКА по РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

                           (Система развивающего обучения Л.В.Занкова.)

                                                        3 класс (1- 4)

                                                   Тема урока:

                 

Подготовила:

Учитель начальных классов

 Федосюк Елена Витальевна

                                       МБОУ «Гимназия №3»

                                         г. Астрахань – 2015г. 

                                                                                     

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника:  Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

Тема урока: «Сложные слова».


Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и

                введения его в систему знаний


Задачи урока: 

                - логически вывести алгоритм  определения сложных слов, дать понятие        
               «сложные слова» на основе знаний детей;
               - развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
               мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
               - воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное отношение  к природе.
Тип урока:  урок открытия новых знаний.


Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс»  Нечаевой Н.В., Яковлевой С.Г., презентация к

               уроку.

                                                                      Ход урока:

  1. Самоопределение  к деятельности.                                                           Слайд 1.

  - Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь

за  парты. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня

мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.      
           Пожелаем друг другу успешной работы.

 II.  Актуализация знаний. 

        - Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа,   вспомнили правила посадки.

       - Ребята, какое время года за окном? (Осень).

       А.С.Пушкин очень любил это время года и посвятил ему много прекрасных строк. Вот некоторые из них:                                                                                                      Слайд 2.

«Унылая пора, очей очарованье…

Приятна мне твоя прекрасная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

     - Сегодня и у нас на уроке осень в гостях.

III. Минутка каллиграфии. Словарная работа.                                                 Слайд 3.

     - Повторим написание букв О, о, соединение ОС, слово ОСЕНЬ, образуем от этого слова однокоренное – прилагательное – ОСЕННИЙ.

     - Каким способом образовано это слово?  (Суффиксальным).

     - Какие ещё способы образования слов вы знаете? (Приставочный, приставочно-суффиксальный).                                                                                                         Слайд 4.    

    - Разберём слово по составу:     ОСЕН – Н -

    - Сегодня вы познакомитесь с ещё одним видом образования слов. Каким? Вы узнаете на нашем уроке.

IV. Тема урока.    

    - Прочтите запись на экране…  «Сложные слова».                                            Слайд 5.

Назовите, какой частью речи является слово «сложные». (Это прилагательное!)

- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета).

- Назовите, а что может быть ещё сложным? ( Сложные задачи, сложная ситуация).

- И что такое сложное слово?

(Ответы ребят.)

 - Сегодня мы ближе познакомимся со сложными словами и их особенностями.

V. Объяснение материала. Актуализация знаний.

         1.    - Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?  
                  Опустел наш старый сад,
                   Паутинки вдаль летят,
                   И на южный край земли
                   Потянулись журавли.
                   Распахнулись двери школ.
                   Что за месяц к нам пришёл?               (Записываем –
сентябрь)

                                                                                                                                          Слайд 6.
        Всё мрачней лицо природы:
       Почернели огороды,
                   Оголяются леса,
                   Молкнут птичьи голоса,
                   Медведь в спячку завалился.
                   Что за месяц к нам явился?                         (Словарное слово –
октябрь)
                                                                                                                                         
Слайд 7.

 
Поле чёрно-белым стало.
  Падает то дождь, то снег.
  А ещё похолодало -
  Льдом сковало воды рек.
  Мёрзнет в поле озимь ржи.
  Что за месяц, подскажи?                                              (Словарное слово –
ноябрь)

                                                                                                                                Слайд 8.
2.   - Как вы думаете, что общего у этих слов?  
(
 Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.)

- Разберём слова по составу:

СЕНТЯБРЬ                              ОКТЯБРЬ                               НОЯБРЬ  

 3.  -  А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».    Как вы думаете, почему?  Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.                                                                                   

 - Октябрь называли «листопадом».     Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
 -  А ноябрь получил название «грудень».   Как вы думаете, почему? 
 Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога.  В  старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.                                                                                                                     
 
III. Фиксация затруднения в деятельности. 

- Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу  самостоятельно.


ХМУРЕНЬ              ЛИСТ – О -  ПАД                 ГРУДЕНЬ                    
Слайд 9.


- В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.    
Ученики:
 Листопад
Учитель: Объясните смысл этого слова?  
Ученики:
 Природное явление – листья падают.
Учитель:  Выделите корень в этих словах.

 Ученики:   лист, пад                                                  Слайд 10.   

- Чтобы получилось новое слово, используется новый способ образования слов – сложение основ, сложение корней, при помощи соединительной гласной  О, Е.  

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником. 
- А сейчас откроем учебники на странице 71, найдите  правило.

-Что вы запомнили из правила? Давайте закрепим на примерах. И запишем несколько слов в тетрадь.                                                                                                                      Слайд 11.

-Упр. 143, стр. 71. – Найдите слова, которые образованы соединением основ.

                                        ЛЕСОСТЕПЬ                  СИНЕГЛАЗЫЙ

2.  Образование сложных слов

     Лес                         ловить

     Рыба                       ферма

     Птица                     полоса

     Олень                     разводить

     (Лесополоса, рыболов, птицеферма, оленевод).                                               Слайд 12.

 V.  Физкультминутка. Игра с мячом.

Игра.  «Образуй сложное слово».

 -  Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит – самовар

мясо, рубить - мясорубка  
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб

коньки, бег- конькобежец
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз.                                                                                               Слайд 13.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Ветер осенний подул на сложные слова и все их разбросал. Давайте соберём их правильно. Работаем в группах. Советуемся друг с другом. Запишем слова в тетрадь. 

                         камнеход    ледопад                            Слайд 14.        

                         вертопад   звездовоз

                         паролёт    водолёт  

                          самопад    листоход

(Вертолёт,  ледоход,  самолёт,  листопад,  звездопад,  паровоз,  пароход,  водопад, камнепад, водовоз.)                                                                                                                         Слайд 15.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать о сложных словах?

Сложные слова образуются сложением основ, корней при помощи соединительных гласных О и Е. Если основа заканчивается на твёрдый согласный, значит в середине мы пишем соединительную О, а если на мягкий или шипящий Ж, Ш,Ч,Щ,Ц – то мы пишем Е.

VII.   Включение в систему знаний и повторение.
1
. Творческая работа. Работа по  карточкам (дифференцированное задание). 
- Осень красива не только в лесу, но и в горах.                                                        
Слайд 16-17. 

Послушайте текс «В горах».    

                                                                               В горах.

        Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной  речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.
                                                              В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.       ________________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок:  
камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад


Фамилия и имя:      _________________________

2 карточка.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

                                                             В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.              _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки.          ________________ поднимал  тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).


Фамилия и имя:     ____________________________________

3 карточка.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

                                                             В горах
    ________________ поднимал  тысячи брызг.
   В лесу на склонах гор было очень красиво.            
   Осенью наш класс отправился в горы.  
   Всех поразила красота горной речки.      
   На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
   ________________ усыпал землю пёстрым ковром.
   А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

2. Повторение изученного.

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,    
Под  н…гами ш…лестят          
И л…тят, л…тят, л…тят.      
И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!              

.                                                                                                                                          Слайд 18.
Учитель: Какие слова  из  текста можно объединить в группу?  
Ученики:
 Летят, пролетели, улетели   

 Учитель: По какому признаку?   
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?    

Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики:
 Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем  однокоренные  слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово
Ученики: Летят
       

Учитель: Второе слово 
Ученики: Пролетели  

Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает
        

Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?  
Ученики: Приставочно-суффиксальный   
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов  по составу
Ученики:
 Окончание, основа, корень, приставка, суффикс 

                                                                                                                                      Слайд 19.

VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?

Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок?                                  
Слайд 20. 
Учитель: Молодцы! Спасибо всем!    

Список используемой литературы:
1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н.  Нефёдова, 2006г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.    
   Нефёдова, 2006г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4)
 Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.  
   Воронеж. Учитель. 2002.




Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 3 классе.
Минутка каллиграфии
Способы образованияновых слов.
суффиксальный;приставочный;Приставочно-суффиксальный.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
СЕНТЯБРЬ – ХМУРЕНЬ
ОКТЯБРЬ – ЛИСТОПАД
НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ
ЛИСТОПАД
Сложные слова
СТЕПЬ
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
камнеход ледопадвертопад звездовоз паролёт водолёт самопад листоход
Вертолёт, ледоход, самолёт, листопад, звездопад, паровоз, пароход, водопад, камнепад, водовоз.
В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада. Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
Утром мы во двор идём – Листья сыплются д…ждём,Под н…гами ш…лестятИ л…тят, л…тят, л…тят.И высоко от з…млиПрол…тели жур…вли.Всё л…тит! Должно быть, этоУл…тает наше лето!

пролетели
улетает
летят
А теперь оцените себя, каким был для вас урок: 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.

Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен  на отработку  умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...

Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знанийТип урока:  урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...

открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...

конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"

Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных  словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Тема урока: «Сложные слова». Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...