Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Дети в игровой, доступной форме знакомятся со сложными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk._yazyka_2_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
Кафедра учителей начальных классов
(Фестиваль открытых уроков для родителей)
Провела: Королева А.В.
Саранск 2010 г.
Тема: ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
- Словарная работа.
Запишите словарные слова, которых не хватает в следующих пословицах:
Человек без Родины - что... без песни (соловей).
Медведя ... из окошка дразнить (хорошо).
Хорошее слово и в жестокий ... согревает (мороз).
Крепкую дружбу и ... не разрубить (топором).
Всякая ... вдвоем веселей (дорога).
- Что общего у всех этих слов? (Безударная о, написание которой надо запомнить.)
- Составьте и запишите одно предложение, чтобы в нем было два словарных слова. (Например: Хорошо летним утром услышать трели соловья.)
II. Письменный опрос.
/. «Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова. Каждый ответ - на новой строчке (в столбик).
а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).
б) В сложных словах есть соединительные гласные ... (о и е).
в) После твердых согласных пишется соединительная гласная ...(о)
г) После мягких согласных пишется соединительная гласная... (е)
д) После букв ж и ш пишется ... (е).
2. - Запишите два сложных слова с разной соединительной гласной. Подчеркните орфограмму. Выборочная проверка учителем.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограмму.
IV.Упражнения в образовании сложных слов
1. Упр. 128. Выполняется под руководством учителя.
- Прочитайте первую пару слов. Назовите корни в этих словах. Образуйте сложное слово. Что вы сделали? (Поменяли корни местами.)
- Запишите слово. Какие орфограммы есть в этом слове? (Соедини тельная гласная о, проверяемая безударная и в корне -лист-, проверяемая согласная д в корне -пад-.) Ученики называют проверочные слова
Образец записи:
2. Упр. 129. Комментированная запись по образцу.
3. Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец.
- Игра «Перекресток».
На доске выполнена запись:
- Запишите слова по горизонтали.
1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)
2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход.)
3) Большой чайник. (Самовар.)
4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)
5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)
6) Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотек.)
7)Огнестрельное оружие. (Пулемет.)
1с | 3 | |||||
2 | а | О | ||||
3 | м | в | ||||
4 | о | |||||
5 | Р | л | ||||
6 | а | ё | ||||
7п | т |
5. Упр. 131. Выполняется по заданию.
- Какие еще слова в игре «Перекресток» были с корнем -сам-? А можете сами назвать еще такие слова? (Самовольно, самостоятельность, самострел, самосуд...)
6. Упр. 132. Самостоятельная запись слов: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз...
7. Упр. 133. Запись с комментированием: сапоги-скороходы, ковер-самолет, скатерть-самобранка, гусли-самогуды. (Общий корень -сам-. Эти сказочные предметы всё делают сами.)
- В каких сказках встречаются эти предметы?
8. Упр. 134. Коллективная работа по вопросам в задании. Мальчик-фантазер придумал себе «профессию» - лужелаз. Он сам
образовал сложное слово по типу слова водолаз.
Дети самостоятельно списывают первые восемь строчек, подчеркивают и объясняют знакомые орфограммы.
На доске ученик разбирает слова по составу: подводник □ (от подводный), денек.
9. Игра «Кто больше?». Упр. 135.
Запись сложных слов:
I вариант: с корнем -ход-, II вариант: с корнем -вод-.
10. Запись под диктовку.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.
- Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.
11. Рассказ учителя о происхождении слов.
- Знаете ли вы, ребята, что некоторые слова раньше были сложными? Что такое шиворот? Вот история этого слова. Слово шив вначале означало «шея». Возникло сложное слово шивоворот - «шейный ворот», затем одно во выпало и образовался современный шиворот.
Слово скатерть образовалось от сложного дъскотерть, т.е. кусок полотна для вытирания стола (дъск или доска, первоначально обозначало стол).
- А что может рассказать вам географическая карта? (На ней много названий, некоторые из них - сложные слова.)
- Почему города получили такие названия: Волгоград, Магнитогорск, Целиноград, Петрозаводск, Новосибирск, Владивосток и т.д.?
- Прочитайте об истории названия города Волоколамск.
Упр. 86 («Дидактический материал»). Ученики записывают 2-3 названия городов, которые являются сложными словами.
V. Итог урока.
- Что нового о сложных словах вы узнали?
- Как можно образовать сложное слово?
VI. Домашнее задание. Упр. 3, 4, с. 97-98.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку на тему "Сложные слова" закрепление.
Урок русского языка на тему "Сложные слова" (закрепление). Урок нацелен на отработку умений образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е” и без соединительных гласных. Ур...
Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знанийТип урока: урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...
открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...
конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"
Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...
Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"
Тема урока: «Сложные слова». Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...