Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Сложные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: ОНЗ

Класс: 3

Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов

Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в группе.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и  выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_slozhnye_slova.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Сложные слова»

подготовила

учитель начальных классов

Назаренко Алла Марьяновна

Тема урока: «Сложные слова».

Тип урока: ОНЗ

Класс: 3

Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов

Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в группе.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и  выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1

Мотивация к учебной деятельности.

(1-2  мин)

- Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить?

- Прочитайте запись на доске:

«Грамоте учиться–всегда пригодится!»

- Как вы это понимаете?

- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

- Хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

- Какие два этапа учебной деятельности мы должны пройти на уроке?

Нужно соблюдать порядок на парте; если хочешь спросить, подними руку; не выкрикивай с места; будь внимательным; соблюдай тишину; внимательно слушай учителя  и точно выполняй все задания

Мы должны  понять, что мы  не знаем, и постараться самим «открыть» новое  знание

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 (7-8 мин)

- Какое задание я вам сейчас предложу?    

-С какой целью?

-Исправить ошибки в словах,  обозначить орфограммы:

 варона, лисник, мухолофка. Выделить корень.

-Давайте проверим.

-Все согласны?

-Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

-Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Задание на пробное действие

Чтобы понять, чего мы еще не знаем

Один ученик выходит к доске и выделяет в слове мухоловка один корень.

Нет. В слове «мухоловка» два корня:-мух и –лов.

(Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации)

Два разных мнения (осознание противоречия)

Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос)

Познавательные - логические - анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3

Выявление причины затруднения 

(3-4 мин)

- Какое задание вы выполняли?

-В чём причина затруднения?

 -Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется?

-Запишите «ловит мух»

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень.

-Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

-Есть ли корни -мух и –лов в слове мухоловка?

-Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

-Такие слова называются сложными. -Сформулируйте определение.

-Значит, какова новая тема? (Задание на формулирование темы)

-Какую цель должны достичь на уроке?

Физминутка

Мы должны были исправить ошибки в словах,  обозначить орфограммы. Выделить корень

Мы не знаем правила

Она ловит мух.

Записывают

Подбирают, выделяют

Да, есть

В слове «мухоловка» два корня

Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

 Сложные слова (формулирование темы)

Познавательные- постановка и формулирование проблемы.

 Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(4-6 мин)

- А сейчас я предлагаю поработать в группах и придумать схему сложного слова  (задание на опорный сигнал).

- Вспомним правила работы в группе.

 

   

В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси).  Обучающиеся работают в группах, составляют схемы, от каждой группы схема прикрепляется к доске. Затем сопоставляют их с правильной схемой и делаем вывод, какая группа удачнее всех поработала.

Регулятивные - целеполагание; планирование, прогнозирование; Познавательные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5

Реализация построенного проекта

(5-8 мин)

-Откройте учебник, найдите упражнение, прочитайте задание.

-Выполнение упражнения в тетради и на доске с комментированием.

-Назовите сложные слова. Сделайте вывод, как же они образовались?

-Прочитайте правило, записанное ниже.

-Какие слова мы будем называть сложными ?

Выделить основы, подчеркнуть букву, соединяющую 2 слова

Сложением двух основ

Слова, образованные сложением двух основ, называются

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логические - анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

6

Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин)

- Какой следующий шаг мы должны сделать?

-Предлагаю найти ответ на последний вопрос.

Что называют сложные слова?

Работать вы будете в парах. Перед вами задания на карточках.

Закрепить свои знания

 Решают типовые задания в паре с проговариванием вслух.

Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (3-5мин)

-Выполните самостоятельно задание.

Выписать сложные слова, обозначить орфограмму.

Как-то в нашем городе

Случился гололед-

Машина не проедет

Автобус не пройдет.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай.

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко.

Не могу никак проверить

И поверить не могу,

Что умеет водомерка

Мерить воду на бегу.

Малыши твои мохнатые

Медвежата толстопятые

-Кто вы такие-

Как расписные?

-Мы – сыроежки,

Дети лесные.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные - самоопределение. Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

8

Включение в систему знаний

  1. мин)

 -Итогом нашего урока послужит тестовое задание Вам предстоит выбрать один из предложенных ответов. 

Что такое сложные слова?

А)Все непонятные слова.

Б)Все длинные слова.

В)Слова, в которых два корня.

Какие соединительные гласные чаще всего бывают в сложных словах?

     А).а и о      Б).о и е     В)е и я

После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная о?

А)После твёрдых согласных.

Б)После мягких согласных.

В)После гласных.

После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А)После твёрдых согласных.

Б)После мягких согласных.

В)После букв ш и ж

Выполняют задание предложенное учителем.

Проверка

Регулятивные - контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные - логические- анализ объектов с целью выделения признаков

9

Рефлексия деятельности на уроке

(2-3 мин)

-Какова тема урока?

-Достигли цель урока?

-Какое узнали правило?

  • -Кто смог сам сделать открытие? Докажите.
  • -Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
  • -Кто еще не очень доволен своими достижениями? Почему? Над чем стоит поработать?
  • -Оцените свою учебную деятельность по лесенке успеха.
  • -Оцените работу класса.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные - смыслообразование, самооценка

Дома:

-Подобрать и записать в тетрадь  10 сложных  слов.

  • Список использованной литературы:
  1. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне."

Урок - закрепления знаний учащихся по пройденной ранее теме "Правописание безударной гласной в корне"....

Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знанийТип урока:  урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"

Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных  словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...