Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Сложные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: ОНЗ
Класс: 3
Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов
Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в группе.
Формирование УУД:
Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: навыки сотрудничества.
Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: мотивация изучения нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_slozhnye_slova.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Сложные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Назаренко Алла Марьяновна
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: ОНЗ
Класс: 3
Цель: познакомить с понятиями «сложные слова», «соединительные гласные», с особенностями сложных слов
Задачи: развивать мышление,умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; способствовать развитию познавательных интересов; развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её; воспитывать положительное отношение к знаниям, умение работать в группе.
Формирование УУД:
Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: навыки сотрудничества.
Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: мотивация изучения нового.
Ход урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин) | - Какие основные правила поведения на уроке необходимо вспомнить? - Прочитайте запись на доске: «Грамоте учиться–всегда пригодится!» - Как вы это понимаете? - Пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке. - Какие два этапа учебной деятельности мы должны пройти на уроке? | Нужно соблюдать порядок на парте; если хочешь спросить, подними руку; не выкрикивай с места; будь внимательным; соблюдай тишину; внимательно слушай учителя и точно выполняй все задания Мы должны понять, что мы не знаем, и постараться самим «открыть» новое знание | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (7-8 мин) | - Какое задание я вам сейчас предложу? -С какой целью? -Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы: варона, лисник, мухолофка. Выделить корень. -Давайте проверим. -Все согласны? -Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия) -Какой же возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) | Задание на пробное действие Чтобы понять, чего мы еще не знаем Один ученик выходит к доске и выделяет в слове мухоловка один корень. Нет. В слове «мухоловка» два корня:-мух и –лов. (Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации) Два разных мнения (осознание противоречия) Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос) | Познавательные - логические - анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 | Выявление причины затруднения (3-4 мин) | - Какое задание вы выполняли? -В чём причина затруднения? -Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? -Запишите «ловит мух» -Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень. -Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень. -Есть ли корни -мух и –лов в слове мухоловка? -Так сколько же корней в слове «мухоловка»? -Такие слова называются сложными. -Сформулируйте определение. -Значит, какова новая тема? (Задание на формулирование темы) -Какую цель должны достичь на уроке? Физминутка | Мы должны были исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы. Выделить корень Мы не знаем правила Она ловит мух. Записывают Подбирают, выделяют Да, есть В слове «мухоловка» два корня Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания) Сложные слова (формулирование темы) | Познавательные- постановка и формулирование проблемы. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин) | - А сейчас я предлагаю поработать в группах и придумать схему сложного слова (задание на опорный сигнал). - Вспомним правила работы в группе.
| В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; свое несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси). Обучающиеся работают в группах, составляют схемы, от каждой группы схема прикрепляется к доске. Затем сопоставляют их с правильной схемой и делаем вывод, какая группа удачнее всех поработала. | Регулятивные - целеполагание; планирование, прогнозирование; Познавательные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5 | Реализация построенного проекта (5-8 мин) | -Откройте учебник, найдите упражнение, прочитайте задание. -Выполнение упражнения в тетради и на доске с комментированием. -Назовите сложные слова. Сделайте вывод, как же они образовались? -Прочитайте правило, записанное ниже. -Какие слова мы будем называть сложными ? | Выделить основы, подчеркнуть букву, соединяющую 2 слова Сложением двух основ Слова, образованные сложением двух основ, называются | Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, логические - анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. |
6 | Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | - Какой следующий шаг мы должны сделать? -Предлагаю найти ответ на последний вопрос. Что называют сложные слова? Работать вы будете в парах. Перед вами задания на карточках. | Закрепить свои знания Решают типовые задания в паре с проговариванием вслух. | Регулятивные - контроль, оценка, коррекция; Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой (3-5мин) | -Выполните самостоятельно задание. Выписать сложные слова, обозначить орфограмму. Как-то в нашем городе Случился гололед- Машина не проедет Автобус не пройдет. Ты поди-ка, косолапый, Крокодила исцарапай. Мишка, Мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко. Не могу никак проверить И поверить не могу, Что умеет водомерка Мерить воду на бегу. Малыши твои мохнатые Медвежата толстопятые -Кто вы такие- Как расписные? -Мы – сыроежки, Дети лесные. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные - самоопределение. Познавательные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. |
8 | Включение в систему знаний
| -Итогом нашего урока послужит тестовое задание Вам предстоит выбрать один из предложенных ответов. Что такое сложные слова? А)Все непонятные слова. Б)Все длинные слова. В)Слова, в которых два корня. Какие соединительные гласные чаще всего бывают в сложных словах? А).а и о Б).о и е В)е и я После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная о? А)После твёрдых согласных. Б)После мягких согласных. В)После гласных. После каких звуков в сложных словах пишется соединительная гласная е? А)После твёрдых согласных. Б)После мягких согласных. В)После букв ш и ж | Выполняют задание предложенное учителем. Проверка | Регулятивные - контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные - логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
9 | Рефлексия деятельности на уроке (2-3 мин) | -Какова тема урока? -Достигли цель урока? -Какое узнали правило?
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные - смыслообразование, самооценка |
Дома: | -Подобрать и записать в тетрадь 10 сложных слов. |
- Список использованной литературы:
- Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителей.-М., 2002. Мельникова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне."
Урок - закрепления знаний учащихся по пройденной ранее теме "Правописание безударной гласной в корне"....
Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова
Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знанийТип урока: урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»
Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
конспект урока по русскому языку (4 класс): "Сложные слова"
Урок русского языка по теме:«Правописание соединительных гласных в сложных словах» 4 классУМК «Перспектива» Цель: закреплять навык написания сложных слов с соедините...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложные слова"...