Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гайфуллина Ирина Николаевна

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova_-_kopiya.doc98 КБ
Office presentation icon urok.ppt845 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 

             Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов.

            Цель: (обучающее) -развитие умения писать сложные слова с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы;

(развивающие)-активизировать расширять словарный запас у обучающегося,

способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков;

(воспитательные)-продолжить развитие положительных личностных качеств (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, тетради, презентация к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Организационный момент. Слайд

- Я очень рада видеть ваши  любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание, взаимоуважение и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Ребята, отчего человек может быть хмурым?

 -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду?

— Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки.

ДОБРЫЙ (карточка на доске)

— Кто из вас жизнерадостный? ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ

— Кто любознательный? ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

— ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ?

-Я раздала карточки с этими словами ребятам, выделите корень в них. (выходят).

— Какой вывод можно сделать, анализируя схемы слов?

 — Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не      сложное

- На основе этих слов сформулируйте тему урока. (на доске СЛОЖНЫЕ СЛОВА) (Открываю тему на доске.)

-Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами.

- Это новая тема? (нет)

- Вспомним то, что знаем по этой теме.

Возьмите карточку №1.Будем работать в парах.

 Дополните предложения словами.  

а) Слова, у которых два корня, называются….сложными

б) Корни в  сложных словах обычно соединяются …гласными о и е

в) После твердых согласных пишется соединительная буква…

г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква …

д) После букв ж и ш пишется…

Включаю доску! Проверка!

СХЕМА на доске

Выключить доску!

- Если это не урок открытия новых знаний, то какой вопрос возникает?

-- Что мы будем делать на уроке? 

- Сформулируйте цель урока.  

(Будем продолжать образовывать и  писать  грамотно сложные слова, выделять корни и орфограммы, использовать их в своей речи.)

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- С чего мы начинаем нашу работу на уроке?

2.Чистописание. Слайд     Что заметили в этом слове?(2 корня -сложное слово, образовалось от слов чисто писать)  

- Какая буква соединительная? (о) Почему?

- На чистописании будем писать соединительные гласные. Определите закономерность.

ое  ооее   оооеее  (Открываю на доске) какое соединение у буквы о?

3.Словарная работа.

- А теперь пришла пора писать словарные слова. Слайд

- Прочитайте слова. Все слова словарные? Какое задание можете предложеить?

Праз_ник, в_кзал, коро_ка, пер_он, мух_мор,  мес_ный, б_лкон.

- Запишите, обозначьте орфограммы.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом.  Фронтально спрашиваю, вставляем буквы.

- Оцените это задание (карта успеха). Возьмите карту успеха и поставьте отметку, которую вам поставил сосед.

- Какое слово получилось из вставленных букв? (доброта)

- А что такое доброта, по вашему мнению? 

- В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

— Как вы думаете, можно от слова ДОБРОТА  образовать сложные слова? (отвечают)

Работать будем в группе.

-Назовите  правила работы в группе.

-Итак, образуйте сложные слова от слова доброта. Эти слова должны быть именами прилагательными. Что такое прилагательное?

 Образуем группы. Возьмите карточку №2.

ВЫКЛЮЧТЬ ДОСКУ.

1.Образуйте сложные слова: (отвечают на вопрос: какой?)

Добрые дела  _____________,  Добродетельный

Добрая душа __________________, Добродушный

Желать добра  _____________________, Доброжелательный

Доброе сердце  _____________________, Добросердечный

Добрая воля  _________________________ Добровольный

Добрая совесть _________________________ Добросовестный

Прочитайте, что получилось (по цепочке)

Проверка на слайде. Прочитаем хором. Что заметили?

Оцените свою работу в группе, поставьте  в карту успеха отметку.

Физминутка. 

- Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то приседают девочки, а если буквой Е, то приседают мальчики. Будьте внимательны! Начинаем игру!

ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, СВИНОПАС, ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. ПЫЛЕСОС.

2. Беседа. Работа с легендой о старом плаще.

  1. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя. Ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы прочитали короткую легенду о старом плаще.

Возьмите тексты и прочитаем вслух.

  1. Легенда о старом плаще.

         Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал.

Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память, сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку.

– Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?

Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом.

- Прочитайте  пословицы, выберите ту, которой можно озаглавить эту легенду.

Доброго человека дела славят.

Добрый конец – всему делу венец.
Добрый совет ко времени хорош.
Доброму – добрая память.

- Запишите пословицу. Какое задания предложите?

Выключить доску. Списывают с доски  разбирают.

- Какое сложное слово встретилось в тексте, найдите его.(добросовестный)

- Что оно обозначает? (работа со словарем)

- Объясните значение слова «добросовестный» (толковый словарь).

Составьте предложения.

Добросовестный труд всегда украшает человека.

3. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания .

-Ребята, сейчас у нас будет самостоятельная работа. У вас три вида карточек. Нужно самому выбрать одну и выполнить задание в тетрадь.

Работа по карточкам.
Карточка №1.(белая) Задания полегче. (минимальный уровень)

 Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.
 
Сам_любивый, труд_любивый, слаб_вольный, туг_дум, серд_больный, мил_сердный, добр_душный, благ_родный, велик_душный, власт_любивый, благ.дарный, легк.мысленный.


Карточка №2.(оранжевая) Задания посложнее. (средний уровень)

Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные.
Напишите, как вы назовёте человека, у которого:
 Мягкое сердце - …
добрая душа - …
острый ум - …
голубые глаза - …
тёмные волосы - …
 
Карточка №3. (высокий уровень - красная)
Составьте и запишите предложения с данными сочетаниями слов.

Петя Самохвалов, синеглазая девчушка, сладкоголосые соловьи, добродушно ворчал.

Проверка (выступают по 2 человека на каждую карточку)

Оцените свою работу в листах успешности.

(Или сдадите тетради в конце урока и я оценю вас.)

 -Для  чего эти слова используют в речи? (Описать характер человека).

-Хотелось бы вам иметь друга, обладающим такими качествами?

-А,что надо сделать, чтобы у вас были такие друзья?

4.Самостоятельная работа.

-  Продолжите предложения: Слайд

Мне больше всего нравится в себе….

Главное, что мне хотелось бы воспитать в себе….

- Мы сегодня говорили о чертах характера человека. А какое слово встречалось чаще всего? (Доброта, сердечность.) Приведите примеры, с чем можно связать слово доброта? ( Солнце, мама, сердце, весна, подарок,…)

       

- Вернемся к началу урока. Вспомните, какую цель ставили на этот урок? Достигли мы нашей цели? Все ли сделали? (перечисляют)

- Прочитайте слова писателя Фазиля  Искандера «Знания должны увеличиваться с добротой». Слайд

- Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).

- Надеюсь, что вы после сегодняшнего урока стали чуть-чуть внимательнее друг к другу. 

- Я благодарна вам за работу на уроке и хочу подарить маленькие сердечки- наклейки в дневник вместо отметки за урок, чтобы вы вспоминали, о чем говорили на уроке и учили свое сердце доброте.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

  1. Я понял все. Мне было все интересно.
  2. Я понял, но иногда сомневаюсь. Мне было интересно.
  3. Я не усвоил материал. Мне было скучно.

V. Домашнее задание.

(по выбору)

Сложное задание на розовых листочках.

-Попробуйте сочинить свою сказку, используя сложные слова. Для этого можно использовать схему ( у вас на партах листочки).

  1. Определите место действия( волшебную или реальную страну, дом)
  2. Выберите или сочините имя сказочного героя.
  3. Опишите какими качествами он обладает.(какой он?)
  4. Отправьте его в путешествие.(куда?)
  5. Придумайте препятствие или испытание( встреча со злым героем) в путешествии.
  6. Придумайте хороший конец, в котором главный герой побеждает и получает награду.

Задание полегче на белых листочках.

-Составьте слова с корнем душа

Просто…

равно…

велико…

мало…

тще..

благо..

прямо…

едино…

….раздирающий

…щипательный.

Напиши слова, выдели корни, подчеркни соединительную букву.

Слайд

        

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....