Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_-_kopiya.doc | 98 КБ |
urok.ppt | 845 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Тема: Употребление в речи и правописание сложных слов.
Цель: (обучающее) -развитие умения писать сложные слова с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных в корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы;
(развивающие)-активизировать расширять словарный запас у обучающегося,
способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков;
(воспитательные)-продолжить развитие положительных личностных качеств (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники, тетради, презентация к уроку.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Актуализация знаний. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | 1.Организационный момент. Слайд - Я очень рада видеть ваши любознательные глаза, лучезарные улыбки и надеюсь на наше взаимопонимание, взаимоуважение и взаимоподдержку. А урок, я думаю, будет добрым и полезным. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности -Ребята, отчего человек может быть хмурым? -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? — Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки. ДОБРЫЙ (карточка на доске) — Кто из вас жизнерадостный? ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ — Кто любознательный? ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ — ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ? -Я раздала карточки с этими словами ребятам, выделите корень в них. (выходят). — Какой вывод можно сделать, анализируя схемы слов? — Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не сложное - На основе этих слов сформулируйте тему урока. (на доске СЛОЖНЫЕ СЛОВА) (Открываю тему на доске.) -Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами. - Это новая тема? (нет) - Вспомним то, что знаем по этой теме. Возьмите карточку №1.Будем работать в парах. Дополните предложения словами. а) Слова, у которых два корня, называются….сложными б) Корни в сложных словах обычно соединяются …гласными о и е в) После твердых согласных пишется соединительная буква… г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква … д) После букв ж и ш пишется… Включаю доску! Проверка! СХЕМА на доске Выключить доску! - Если это не урок открытия новых знаний, то какой вопрос возникает? -- Что мы будем делать на уроке? - Сформулируйте цель урока. (Будем продолжать образовывать и писать грамотно сложные слова, выделять корни и орфограммы, использовать их в своей речи.) – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - С чего мы начинаем нашу работу на уроке? 2.Чистописание. Слайд Что заметили в этом слове?(2 корня -сложное слово, образовалось от слов чисто писать) - Какая буква соединительная? (о) Почему? - На чистописании будем писать соединительные гласные. Определите закономерность. ое ооее оооеее (Открываю на доске) какое соединение у буквы о? 3.Словарная работа. - А теперь пришла пора писать словарные слова. Слайд - Прочитайте слова. Все слова словарные? Какое задание можете предложеить? Праз_ник, в_кзал, коро_ка, пер_он, мух_мор, мес_ный, б_лкон. - Запишите, обозначьте орфограммы. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Фронтально спрашиваю, вставляем буквы. - Оцените это задание (карта успеха). Возьмите карту успеха и поставьте отметку, которую вам поставил сосед. - Какое слово получилось из вставленных букв? (доброта) - А что такое доброта, по вашему мнению? - В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | — Как вы думаете, можно от слова ДОБРОТА образовать сложные слова? (отвечают) Работать будем в группе. -Назовите правила работы в группе. -Итак, образуйте сложные слова от слова доброта. Эти слова должны быть именами прилагательными. Что такое прилагательное? Образуем группы. Возьмите карточку №2. ВЫКЛЮЧТЬ ДОСКУ. 1.Образуйте сложные слова: (отвечают на вопрос: какой?) Добрые дела _____________, Добродетельный Добрая душа __________________, Добродушный Желать добра _____________________, Доброжелательный Доброе сердце _____________________, Добросердечный Добрая воля _________________________ Добровольный Добрая совесть _________________________ Добросовестный Прочитайте, что получилось (по цепочке) Проверка на слайде. Прочитаем хором. Что заметили? Оцените свою работу в группе, поставьте в карту успеха отметку. Физминутка. - Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то приседают девочки, а если буквой Е, то приседают мальчики. Будьте внимательны! Начинаем игру! ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, СВИНОПАС, ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. ПЫЛЕСОС. 2. Беседа. Работа с легендой о старом плаще.
Возьмите тексты и прочитаем вслух.
Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио. Учёный и врач были людьми талантливыми. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи. Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память, сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. – Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. - Прочитайте пословицы, выберите ту, которой можно озаглавить эту легенду. Доброго человека дела славят. Добрый конец – всему делу венец. - Запишите пословицу. Какое задания предложите? Выключить доску. Списывают с доски разбирают. - Какое сложное слово встретилось в тексте, найдите его.(добросовестный) - Что оно обозначает? (работа со словарем) - Объясните значение слова «добросовестный» (толковый словарь). Составьте предложения. Добросовестный труд всегда украшает человека. 3. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания . -Ребята, сейчас у нас будет самостоятельная работа. У вас три вида карточек. Нужно самому выбрать одну и выполнить задание в тетрадь. Работа по карточкам. Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.
Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные. Петя Самохвалов, синеглазая девчушка, сладкоголосые соловьи, добродушно ворчал. Проверка (выступают по 2 человека на каждую карточку) Оцените свою работу в листах успешности. (Или сдадите тетради в конце урока и я оценю вас.) -Для чего эти слова используют в речи? (Описать характер человека). -Хотелось бы вам иметь друга, обладающим такими качествами? -А,что надо сделать, чтобы у вас были такие друзья? 4.Самостоятельная работа. - Продолжите предложения: Слайд Мне больше всего нравится в себе…. Главное, что мне хотелось бы воспитать в себе…. - Мы сегодня говорили о чертах характера человека. А какое слово встречалось чаще всего? (Доброта, сердечность.) Приведите примеры, с чем можно связать слово доброта? ( Солнце, мама, сердце, весна, подарок,…)
- Вернемся к началу урока. Вспомните, какую цель ставили на этот урок? Достигли мы нашей цели? Все ли сделали? (перечисляют) - Прочитайте слова писателя Фазиля Искандера «Знания должны увеличиваться с добротой». Слайд - Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их). - Надеюсь, что вы после сегодняшнего урока стали чуть-чуть внимательнее друг к другу. - Я благодарна вам за работу на уроке и хочу подарить маленькие сердечки- наклейки в дневник вместо отметки за урок, чтобы вы вспоминали, о чем говорили на уроке и учили свое сердце доброте. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
| |
V. Домашнее задание. (по выбору) | Сложное задание на розовых листочках. -Попробуйте сочинить свою сказку, используя сложные слова. Для этого можно использовать схему ( у вас на партах листочки).
Задание полегче на белых листочках. -Составьте слова с корнем душа Просто… равно… велико… мало… тще.. благо.. прямо… едино… ….раздирающий …щипательный. Напиши слова, выдели корни, подчеркни соединительную букву. Слайд |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Разработка урока для 2 класса...