Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» для 4 класса авторов В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                   

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по русскому языку

4 класс

СОГЛАСОВАНА

на заседании

МС школы

протокол

от 29.08.2016 г. № 1

ПРИНЯТА

педагогическим советом школы

протокол

от 30.08.2016 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА приказом

директора школы

от 31.08.2016 г.

№ 154/01-09

                                

Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна

2016/2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» для 4 класса авторов В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Учащиеся научатся воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка, умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану на изучение русского языка в 4 классе отводится 170 учебных часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Результаты обучения

Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  •   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  •   Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  •   Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  •   Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  •   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  •   Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  •  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  •  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  •   Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  •   Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  •   Использование знаково-символических средств  представления информации.
  •   Активное использование речевых средств и средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска.
  •   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  •   Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  •   Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  •  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  •   Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  •   Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
  •   Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  •   Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании.

Нормы и критерии оценивания знаний обучающихся

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема курса

Кол-во часов

Контрольные работы

Контрольное списывание

Проверочные работы

Работы по развитию речи

Проектная

деятельность

1

Повторение. Язык и речь

11

1

1

2

Предложение

9

2

1

1

1

1

3

Слово в языке и речи

19

1

1

2

4

Имя существительное

41

2

4

1

5

Имя прилагательное

31

1

1

1

4

1

6

Местоимение

9

1

1

1

7

Глагол

32

1

1

4

1

8

Повторение

18

2

1

1

2

Итого

170

11

3

6

19

4

Содержание учебного предмета

           Раздел 1. Повторение. Язык и речь  (11 часов)  

             Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

           Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

          Раздел 2. Предложение (9 часов) 

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

          Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

            Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Раздел 3. Слово в языке и речи (19 часов) 

             Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

           Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Раздел 4. Имя существительное (41 час) 

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

            Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

            Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

            Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

         Раздел 5. Имя прилагательное (31 час) 

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

             Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

            Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

         Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

           Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

            Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Раздел 6. Местоимение  (9 часов) 

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.                             

Раздел 7. Глагол (32 часа)

         Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

            Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

           Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Раздел 8.  Повторение (18 часов)   

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

           Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность, использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации.


Календарно-тематическое планирование

(5 часов в неделю; 170 часов)

п/п

урока

Тема урока

Кол-во

уроков

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

Нед

I триместр

Повторение (11 часов)

1

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

1

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

 Учиться высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи.  Составлять текст (о речи или языке) по выбранной пословице, по рисунку с включением в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста. Научиться выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, подбирать заголовок к тексту, соотносить заголовок и текст. Составлять план текста, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность и др.)

1

2

2

Язык и речь. Формулы вежливости

     1

3

3

Текст и его план

     1

      4

4

Развитие речи. Обучающее изложение

1

Познакомиться с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога.

Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Выделять в предложении словосочетания.

Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения.

Восстанавливать содержания текста с нарушенным порядком предложений.

5

5

Анализ изложения. Типы текстов

1

6

6

Предложение как единица речи.

Самостоятельная работа

1

2

7

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

8

8

Диалог. Обращение

Контрольное списывание

1

9

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

10

10

Контрольный диктант  по теме «Повторение»

1

11

11

Работа над ошибками. Словосочетание. Контрольный словарный диктант

1

3

Предложение (9 часов)

12

1

Однородные члены предложения

(общее понятие).

1

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Сочинять рассказ в соотвествии с выбранной темой. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Знать признаки 
однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания 
в предложениях с однородными членами;
соблюдать изученные нормы орфографии

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте

13

2

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

 Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложений. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Моделировать предложения (распространять и сокращать). Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Познакомить с распознаванием однородных второстепенных членов, имеющих при себе пояснительные слова. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). 

14

3

Входной контрольный диктант

1

15

4

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Познакомить со словарём. Научиться находить значения слова в словаре,

Составлять предложение  и записывать его.

16

5

Наши проекты.

Проверочная работа

1

Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

4

17

6

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Самостоятельная работа

1

18

7

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

Находить обращение в предложении . Научиться составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Знать признаки сложного предложения.Научиться расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях

Анализировать предложение, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Выделять главные члены предложений и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам.

19

8

Развитие речи. Обучающее изложение

20

9

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Слово в языке и речи (19 часов)

21

1

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение

1

Анализировать высказывания о русском языке. Выделять слова , значение которых требует уточнения.

Учиться  определять значение слова по тексту и уточнять с помощью толкового словаря.

Выписывать значение слова , пользуясь толковым словарем.

Уметь распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях,  устаревшие слова.

анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.

Уметь подбирать к слову синонимы, антонимы.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

5

22

2

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

     23

3

Синонимы, антонимы, омонимы

     1

24

4

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

Воспроизводить знания о лексическом значении слова, тематических группах слов. Работать со страничкой для любознательных. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков, составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Классифицировать слова по частям речи.

Уметь анализировать изученные грамматические признаки частей речи.

Различать изученные части речи. Развивать умение распознавать морфемный состав слова.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Образовывать однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбирать  слова по составу

25

5

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

26

6

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

6

27

7

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Контрольный словарный диктант 

     

    1

28

8

Правописание гласных и согласных в корне слов.

1

Развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части слова.

Учиться  контролировать правильность объединения слов в группу, обнаруживать лишнее слово.

Научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. обосновывать их написание.

Уточнять представление об окончании и его роли в слове, совершенствовать навык правописания родовых окончаний прилагательных.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Уточнять правила написания гласных и согласных в приставках и суффиксах. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слов»

29

9

Правописание гласных и согласных в корне слов, удвоенных согласных в словах.

1

30

10

Правописание приставок и суффиксов.

Проверочная работа

1

31

11

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

Узнать о роли мягкого  и твердого разделительных  знаков  в слове.

Научиться различать на слух и зрительно слова с мягким и твердым   Ь И Ъ   в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком.

Работать с орфографическим словарем.

Знакомиться с текстом.

Научиться  контролировать правильность записи текста, оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Письменно  и подробно воспроизводить содержание текста..

Подбирать примеры изученных частей речи.

7

32

12

Развитие речи. Обучающее изложение

1

   

33

13

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

34

14

Склонение имён существительных и имён прилагательных

1

 Развивать умения определять, данные части речи. Научиться определять признаки глагола, изменять глагол по временам.  Анализировать  грамматические признаки наречия. Находить наречия среди данных слов и в тексте.

Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных.

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине.

Высказывать свое суждение, составлять план текста. Сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. Оценивать результаты выполненного задания.

Проверять знаний. Уметь писать слова с изученными правилами.

Проверять практические умения по изученным темам.

35

15

Имя числительное. Глагол

     1    

36

16

Наречие как часть речи.

Самостоятельная работа

1

  8

37

17

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

38

18

Правописание наречий

1

39

19

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Имя существительное (41 час)

40

1

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных

1

Различать имена существительные, уточнять представление об определении падежа существительных.

Научиться определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять существительные по падежам.

Учить распознавать неодушевленные имена существительные в И.п., Р.п., В.п..

Различать имена существительные в начальной и косвенной форме. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных».

41

2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

1

9

42

3

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном, винительном и дательном  падежах

1

     

     43

4

Упражнение в распознавании  имён существительных  в творительном и предложном падежах

1

 

44

5

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Контрольный словарный диктант

1

Различать  падежные и смысловые вопросы.

Научиться различать падежные и смысловые вопросы. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных.

Познакомиться с признаками  1-го склонения.

Научиться распознавать имена существительные 1-го склонения. Правильно определять принадлежность существительных к 1 склонения.

Развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения.

Научиться обосновывать правильность определения 1-го склонения существительных. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

45

6

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

1

46

7

Упражнение в распознавании имён существительных 1 – го склонения

1

10

47

8

Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

1

Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины.

Научиться определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины.

Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению.

Подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. 

48

9

Три склонения имён существительных.

 2-е склонение имён существительных

1

Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения».

49

10

Упражнение в распознавании имён существительных 2-е склонения

1

Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. 

Классифицировать существительные по склонениям.

    50

11

Три склонения имён существительных.

 3-е склонение имён существительных

Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения.

Научиться  анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Подбирать примеры существительных 3-го склонения.

51

12

Упражнение в распознавании имён существительных 3-е склонения

1

11

52

13

Три склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

II триместр

53

14

Развитие речи. Обучающее изложение

1

Сравнивать имена существительных разных склонений, находить их сходство и различие.

Научиться классифицировать имена существительные по склонениям.

Сопоставлять ударные и безударные  падежные окончания существительных.

Развивать умение определять падеж имен существительных.

Совершенствовать умение работать с деформированным  текстом. Определять тему и главную мысль, тип  текста, подбирать заголовок,

54

15

Анализ изложений. Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

Проверить сформированность написания   падежных окончаний  имен существительных  разных типов склонения. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания.

Определять способ проверки окончаний.

Воспроизвести знания об именительном и винительном падежах.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания.

Выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Воспроизвести признаки родительного падежа имён существительных.

Научиться выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Определять способ проверки окончаний.

Научиться обосновывать правильность написания падежного окончания. Определять окончания  имени существительного в родительном падеже.

Ознакомить с окончаниями существительных дательного падежа.

55

16

Именительный и винительный падежи

1

56

17

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1

12

57

18

Именительный, родительный и винительный  падежи одушевлённых имён существительных

1

58

19

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

59

20

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

1

Учить определять падежи имён существительных.

Правильно проверять безударные падежные окончания  существительных.

Воспроизводить знания о правописании окончаний - е -и  имён существительных в родительном и дательном падежах.

Научиться проверять безударные падежные окончания существительных.

Контролировать правильность записи окончаний существительных.

Выбирать нужный способ проверки при написании слова. 

Ознакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих.

Использовать правила при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

60

21

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

1

61

22

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

     1

13

62

23

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

1

63

24

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

Ознакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже.

Научиться правильно писать безударные падежные окончания в родительном, дательном и винительном падежах.

Обосновывать написание безударных падежных окончаний.

Совершенствовать умения проверять написание безударных окончаний существительных

Выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Составлять текст - отзыв по репродукции картины .

Дополнять содержание текста описанием портрета и высказыванием своего отношения к картине.

Уметь правильно писать безударные падежные окончания.

Находить и исправлять ошибки.

Знакомиться с изменением существительных во множественном числе.

Обосновывать способов проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных  

Знакомиться с окончаниями имен существительных множественного числа.

Научиться распознавать именительный и винительный падежи существительных множественного числа.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

64

25

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

65

26

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

66

27

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Самостоятельная работа

1

14

67

28

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1

68

29

Развитие речи. Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

1

69

30

Контрольный диктант  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1

70

31

Работа над ошибками.

Повторение

     1

71

32

Склонение имён существительных во множественном числе. Контрольный словарный диктант

     1

15

72

33

Именительный падеж имён существительных множественного числа

1

73

34

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1

Знакомиться с окончаниями имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имен существительных множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями. Находить и исправлять ошибки

Подробно письменно передавать  содержание повествовательного текста.

Сочинять текст на основе творческого воображения по данному началу.

Правильно употреблять в устной и письменной речи существительные во множественном числе.

Находить и исправлять ошибки.

74

35

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. Самостоятельная работа

1

75

36

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1

     76

37

Контрольный диктант  за 1 полугодие

1

16

77

38

Анализ контрольного диктанта. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

1

78

39

Проверочная работа

1

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Находить и исправлять ошибки.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями.

79

40

 Наши проекты. Проект

1

80

41

Развитие речи. Обучающее изложение

1

Имя прилагательное (31 час)

81

1

Анализ изложения. Имя прилагательное как часть речи

1

Знания. Научатся распознавать имена прилагательные в тексте, определять роли имёни прилагательного в предложении.

Умения. Научатся образовывать имена прилагательные от данных имён существительных и имён прилагательных  с помощью суффиксов.

Навыки. Научатся подбирать примеры с определённой орфограммой.

Знания. Научатся определять род имён прилагательных.

Умения. Научатся образовывать от имён существительных однокоренное имя прилагательное и записывать его вместе с подходящим по смыслу именем существительным.

17

     82

2

Род и число имён прилагательных

     

     1

83

3

Описание игрушки

1

Научиться определять группы имён прилагательных, близких и противоположных по значению.

Познакомиться с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные в единственном числе. Выделять окончания имён прилагательных.

Уметь определять падеж имён существительных, подбирать к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное, записывать словосочетания.

     84

    4

Склонение имён прилагательных

     1

85

5

Развитие речи. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова

 «Мика Морозов»

1

Уметь составлять текст – рассуждение по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

Познакомиться  с памяткой « Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».

Научиться определять способы проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Уметь доказывать, что только одно из выделенных имён прилагательных употреблено в форме именительного падежа. Определять написания пропущенных окончаний имён прилагательных.

86

    6

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

18

87

7

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

88

8

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

89

9

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

Познакомиться с  падежными окончаниями имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в дательном падеже.

Научиться распознавать имена существительные мужского и  среднего рода в дательном падеже и правильно записывать падежные окончания.

Обосновывать правописание окончаний имён прилагательных в  этих падежах. Подбирать сложные имена прилагательные обозначающие оттенки цветов, и  объяснять  их написание (светло-зелёный)

Видеть и правильно записывать слова с орфограммами.

Научиться определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

90

10

Именительный, винительный, родительный падежи. Контрольный словарный диктант

1

 

91

11

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

19

92

12

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

93

13

Развитие речи. Контрольное изложение 

1

Определять вид текста (описание, повествование или рассуждение);

Составлять текст-описание;

Определять тип текста, тему и главную мысль.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Проверять написание падежных  окончаний прилагательных.

Сопоставлять окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в винительном и именительном падежах. Обосновывать их написание.

Определять падеж имён прилагательных мужского рода.

94

14

Анализ изложения. Правописание падежных  окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты. Проект

1

95

15

Склонение имён прилагательных женского рода

1

96

16

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

20

97

17

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

98

18

Винительный и  творительный  падежи имён прилагательных женского рода

1

99

19

Контрольное списывание 

1

100

20

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных

1

101

   21

Развитие речи. Изложение описательного текста

     1

Составлять текст- описание, используя в нём имена прилагательные;

Применять правила правописания.

Склонять и употреблять имена прилагательные во множественном падеже.

Распознавать повествовательно – описательный текст  и выделять его характерные признаки; 

Определять тему и главную  мысль текста, подбирать к нему заголовок. Выделять слова с трудными орфограммами.

Научиться заслушивать составленные тексты  и их оценивать по вопросам.

Выражать своё отношение к сочинению; понимать идейный замысел автора.

Применять правила правописания, определять признаки предмета, записывать составленные словосочетания.

21

102

22

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

103

23

Склонение имён прилагательных  во множественном числе

1

104

24

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

105

25

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Познакомиться с окончаниями имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

Распознавать родительный и предложный падежи имён прилагательных и определять их безударные падежные окончания. 

Уметь ставить имена прилагательные в нужном падеже, указывать падеж имён прилагательных во множественном числе, выделять окончание.

106

26

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Самостоятельная работа

1

22

107

27

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Познакомиться с окончаниями имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Выделять из текста словосочетания с именами прилагательными множественного числа в дательном и творительном падежах.

Писать под диктовку учителя, проверять написанный  текст.

108

   28

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа

1

109

   29

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

110

30

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

III триместр

111

31

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

23

Местоимение (9 часов)

    112

    1

Анализ диктанта, работа над ошибками. Местоимение как часть речи

     1

Определять роль каждому  местоимению в предложении

Употреблять местоимение вместо существительных.

Учиться составлять сообщение по данному плану; писать местоимения отдельно от других слов;

113

2

Личные местоимения. Контрольный словарный диктант

1

114

3

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

Учиться заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями; различать местоимения и имена существительные.

115

4

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Самостоятельная работа

1

116

5

Изменение личных местоимений лица по падежам

1

Научиться писать подробное изложение

повествовательного текста с языковым анализом текста, раскрывать тему и основную  мысль в изложении,

Отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи.

Уметь выполнять работу над ошибками,  допущенные в  изложении. Определять тип текста; отвечать на вопросы по содержанию.

24

117

6

Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

 

118

7

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

1

119

8

Контрольный диктант  по теме «Местоимение»

1

120

9

Анализ контрольного диктанта.

Проверочная работа

1

                                                                                        Глагол (32 часа)

121

1

Роль глагола в языке

      1

Научиться  видеть глаголы в речи, распознавать глаголы среди омонимичных форм слов, относящихся к разным частям речи.

Составлять из слов предложений, а из предложений текст, указывать части речи.

Воспроизводить  значение о формах времени глаголов по вопросам.

Определять формы времени глагола, изменять глаголы по временам.

Уметь  составлять из предложений текст, записывать его 

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола. Находить в тексте глаголы в неопределённой форме и слова, от которых они зависят.

Оценивать правильность содержания, структуры  написанного текста и использовать, находить глаголы в неопределённой форме. Научиться образовывать глаголы совершенного вида; записывать любую группу глаголов.

Выделять глагольные суффиксы; определять их сходство и различие.

25

122

2

Изменение глаголов по временам

1

123

3

Неопределённая форма глагола

1

124

4

Неопределённая форма глагола

1

125

5

Изменение глаголов по временам

1

126

6

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

Научиться пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; подробно пересказывать текст в письменной форме;

Распознавать в словах изученные орфограммы.

Познакомиться в  учебнике   с таблицей изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) распознавать лица глаголов,

осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

26

127

7

Анализ изложения. Спряжение глаголов. Контрольный словарный диктант

1

128

8

Спряжение глаголов

1

129

9

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

Научаться  работать со страничкой для любознательных: Рассматривать картину; составлять по ней текст; составлять рассказ по картине; записывать предложения из составленного  текста;

Развивать умение распознавать глаголы, ставить к ним вопросы, задумываться над значением глаголов..

Научиться определять темы каждого рисунка, главной мысли, подбирать заголовок, писать сочинение на основе анализа репродукции картины. 

Научиться  правильно   употреблять и  записывать    имена прилагательные и глаголы.                                                                                         

130

10

Развитие речи. Контрольное сочинение по картине И.И.Левитана  «Весна. Большая вода»

1

131

11

I и II спряжение глаголов настоящего времени

1

Познакомиться с окончаниями глаголов  1 и 2 спряжения.

Научиться  работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем времени. Наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах 1 и 2 спряжений.

Различать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Научиться  образовывать от глаголов неопределённой формы глаголов настоящего и будущего времени в заданном лице и числе.

27

132

12

I и II спряжение глаголов будущего времени

1

133

13

Наши проекты. Проект

1

 

   134

14

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

135

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Выполнять упражнения в определении сходств и различий форм глаголов.

Соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах и записывать их.

Составлять предложения  из деформированных слов.

Познакомиться с правописанием –тся,-ться в возвратных глаголах.

Обосновывать написания пропущенных орфограмм. 

    136

16

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

28

137

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

138

18

Возвратные глаголы

1

139

19

Правописание  -тся и -ться в возвратных глаголах

1

Научиться отличать возвратные глаголы, употреблённые в  неопределённой форме  3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

Составлять из слов предложения, из предложений текст, определять темы текста и подбирать заголовок. Подробно пересказывать текст в письменной форме.

 Уметь определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Научиться сжато передавать содержание рассказа, применять   правила правописания, писать текст под диктовку; 

Научиться определять у глаголов спряжение, лицо, число, время,   выполнять разбор слов по составу.

Подбирать примеры на изученную орфограмму.

140

20

Правописание  -тся и -ться в возвратных глаголах. Контрольное списывание

1

141

21

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

1

29

142

22

Правописание глаголов в прошедшем времени. Самостоятельная работа

1

143

23

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

144

24

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по вопросам

145

25

Правописание безударного суффикса в глаголах  прошедшего времени

1

146

26

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

1

30

147

27

Анализ контрольного диктанта.

Повторение. Контрольный словарный диктант

1

Различать части речи, которые одинаково произносятся, определять их лексическое  значение.

Правильно писать безударные личные окончания глагола,

объяснять написания слов с пропущенными гласными в личных окончаниях глаголов.

Сжато передавать содержание рассказа, отбирать языковой материал для краткого изложения, озаглавливать каждую часть.

Научиться письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы);

анализировать ошибки, допущенные в изложении

Правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Составлять предложение с глаголом, объяснять значение глагола.

148

28

Обобщение по теме «Глагол»

1

149

29

Обобщение по теме «Глагол»

1

150

30

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

1

151

31

Анализ изложения. Проверочная работа  по теме «Глагол»

1

31

152

32

Анализ проверочной работы. Повторение

1

                                                                                           Повторение (18 часов)

153

1

Язык. Речь. Текст

1

Распознавать типы текстов  и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.

Определять тему, главную мысль, подбирать заголовок.

Создавать текст из деформированных предложений  по опорным словам, по заданной теме, по аналогии, по рисунку и вопросам.

Научиться распознавать главные члены предложения.

Устанавливать связи слов в нераспространенном и распространённом предложениях. 

Составлять предложений по рисунку,  схемам и опорным словам. Применять правила правописания, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Определять связь слов в предложении. 

Оформлять предложения в устной и письменной речи.

Рассматривать картину, составлять по ней текст. 

154

2

Предложение и словосочетание

1

155

3

Предложение и словосочетание. Контрольный словарный диктант

156

4

Предложение и словосочетание

1

32

157

5

Лексическое значение слова

1

158

6

Развитие речи. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины

И.И.Шишкина «Рожь»

1

159

7

Состав слова

1

160

8

Состав слова

1

161

9

Итоговый контрольный диктант

1

33

162

10

Состав слова. Проверочная работа

1

 Находить в тексте глаголы,  имена прилагательные, местоимения. Научиться  образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Уметь разбирать слова по составу.

Научиться  правильно писать предлоги со словами.

Совершенствовать навык написания  слов  с изученными орфограммами, находить в тексте глаголы,  имена прилагательные, местоимения. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты.

Уметь определять тему и главную мысль текста; оценивать уместность использования слов  в тексте.

163

11

Части речи

1

164

12

Части речи

1

165

13

Развитие речи. Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

166

14

Анализ изложения. Части речи

1

34

167

15

Итоговый контрольный диктант

1

168

16

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

169

17

Звуки и буквы

1

Научиться находить отличительные признаки звуков и букв, находить заданный звук в начале, середине и конце слова, приводить примеры слов с этим звуком,  различать звуки и буквы.

170

18

Игра «По галактике Частей Речи»

1

Находить в словах изученные орфограммы.

Классифицировать и исправлять ошибки.

Использовать алгоритм анализа ошибок.


Информационно-методическое обеспечение

Учебный комплекс для учащихся:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  В  двух частях. – М.: «Просвещение»; 2015.
  • Рабочая тетрадь  Русский язык.  4 класс.  В двух частях. – М.: «Просвещение»; 2016. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык

Методические разработки для учителей:

  • Поурочные разработки по русскому языку  4 класс. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. М.: «ВАКО»; 2017.
  • Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...