Безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В данном конспекте отражены все упражнения по данной теме. УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_okonchaniya_1_i_2_skl._konspekt.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Безударные окончания имён существительных
I и II склонения в единственном числе»
Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных I и II склонения в единственном числе.
Задачи:
- уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;
- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Формирование УУД:
Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
для учителя: учебник УМК «Перспективная начальная школа» 3класс, ИКТ(презентация), цветные кружочки для рефлексии, карточки с названиями падежей, памятки детям, как правильно написать безударные падежные окончания имен сущ-ых.
Для учащихся: учебник УМК «Перспективная начальная школа» 3класс, памятки, рабочие тетради.
1. Орг. момент
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анжелика Викторовна.
2. Мотивация к учебной деятельности
- Давайте улыбнемся друг другу,
Пожелаем мысленно удачи.
- Сегодня на уроке будем изучать новый материал. А какая тема, вы скажете сами. Но для этого сделаем грамматическую разминку.
-Вы готовы?
3. Закрепление ранее изученного материала
Работа с классом. Грамматическая разминка.
Игра «Узнай падеж».
- Я называю падежные вопросы, а вы показываете соответствующие карточки.
-Всем понятно задание? («кому?» «чему?» (Д.п.); «о ком?» «о чем?»(П.п); «кого?» «что?»(В.п); «кто?» «что?»(И.п.) «кем?» «чем?»(Т.п); «кого?» «чего?»(Р.п))
- Предлоги падежей. (по(Д.п.), к (Д.п.), около (Р.п.), между (Т.п.), через (В.п.), о (П.п.), над(Т.п.))
- Сущ-ые в каком падеже употребляются только с предлогом? (П.п.)
- У какого падежа нет предлогов? (И.п)
-Хорошо, я убедилась, что вы знаете вопросы падежей, которые помогут вам при дальнейшей нашей работе.
-А сейчас откроем наши рабочие тетради. Записываем (2 февраля, классная работа)
-Прочитайте слова записанные на доске (ворона, брус, роса) и подумайте над письмом какой буквы мы с вами будем работать? (р)
-Теперь обратите внимание записанное на доске. Его необходимо записать в тетрадь, найти подлежащее и сказумое. (Прямое дерево ветра не боится)
4. Изучение нового материла
-Я приготовила для вас интересное задание.
- Прочитайте слова записанные на доске. (по дорог., в деревн., на мор., около юнош., к друг., (в траве) )
- Почему? (ударное окончание)
- А все остальные слова какое имеют окончание? Почему оно так названо? (безударное, т.к. на него не падает ударение)
-Давайте определим какое склонение у слов с безударным окончанием? (1,1,2,1,2)
-Кто попробует сформулировать тему урока? (Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2сколонения в единственном числе)
-Совершенно верно!
- А как вы думаете, что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (склонение; падежные окончания в Р.п.,Д.п.,П.п.; вспомогательные существительные с ударными окончаниями( рука,плечо, грудь))
-Для того, чтобы знать как правильно написать безударные падежные окончания имен сущ-ых, необходимо знать:
А) склонения и их окончания
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
ж.р. м.р. | ср.р. м.р. | ж.р. |
-а -я | -о,е (ё) нулевое | (с Ь-знаком) |
Б) Падежные окончания в Р.п.,Д.п.,П.п.
падежи | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п | -и | - | -и |
Д.п | -е | - | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
В) вспомогательные существительные с ударными окончаниями
Рука, плечо, грудь
-Сейчас, я вам их раздам чтобы вам было легче работать на уроке.
-Давайте, попробуем выполнить упражнение43 в учебнике на стр 43.(задание ребенок читает: «Спиши текст, вставляя нужные буквы. Около сущ-ных с пропущенными безударными окончаниями в скобках укажи склонение, число, падеж»)
У меня под поду[ш]к…(1скл,ед.ч,Т.п.)
Помещается лес с куку[ш]к.., (1скл,ед.ч,Т.п.)
И с ручейком,
И с лягу[ш]к.., (1скл,ед.ч,Т.п.)
И с л...сниковой избу[ш]к….(1скл,ед.ч,Т.п.)
И чего только нет
Под поду[ш]к…!(1скл,ед.ч,Т.п.)
Даже велосипе[т] -
Под поду[ш]к…!(1скл,ед.ч,Т.п.)
И к...(ч'у) я зн...комой опу[ш]к.. (1скл,ед.ч,Т.п.)
Сам у себя под поду[ш]к….(1скл,ед.ч,Т.п.)
(Э. Мошковская)
-Давайте проверим, что у вас получилось? Слово «под подушкой» для того, чтобы правильно написать окончание, какое слово надо подставить?(рука-рукой).
-Какую букву вы написали в слове «лесниковый»?(е)
- Почему так? Какое проверочное слово? (лес). А слове «велосипед» какую вы букву написали на конце? (д) А почему? (словарное слово)
-Кто выйдет к доске и напишет слово «качу» так как нужно написать? Почему в корне пишется буква «а»? ( можно подобрать проверочное слово, где буква «а» в корне будет под ударением «катит»).А почему после буквы «ч» вы написали букву «у»? (чу,щу –пиши с буквой у).
-Какая буква пропущена в слове «знакомой»? (буква «а»). Почему?
-Молодцы, ребята, я вижу, что вы уже немного все устали давайте мы вместе с вами отдохнем. Встаем около своих парт.
Физминутка
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
-Тихонько сели девочки, тихонько сели мальчики.
-Продолжим нашу работу, откройте учебник на стр.45, выполним упражнение 45(ребенок читает задание: «Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни сложные слова. Выпиши сущ-ные с пропущенными окончаниями, поставив их в начальную форму. Покажи, как они образованы.»)
-Что значит сложные слова? (слова, образованные из двух простых слов, объеденные соединительными согласными)
-Как поставить сущ-ные в нач.форму? (задать вопросы И.п., поставить в ед.ч)
Землеройка
З..мл..ройка-бурозу[п]ка
Вместе с хвостик.. м..гла
Ум..ститься бы в скорлупк…-
До чего она м..ла.
-Давайте проверим, что у вас получилось? Какие вы слова вы выписали? (хвостик, скорлупка)
-Какое склонение, число и падеж эти слова имеют в тексте? ( 2 скл,ед.ч, Т.п.;1скл,ед.ч, П.п)
- Какие сложные слова вы выписали? (землеройка, бурозубка)
-Какие буквы пропущены в словах «зЕмлЕройка» «с хвостикОМ», «мОгла», «умЕститься», «в скорлупкЕ», «мАла».(объяснение пропущенных букв (резерв))
5. Закрепление нового материал
- Итак, мы с вами подходим к концу, давайте вспомним, что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? (склонение, падежные окончания Р.п., Д.п, П.п., использование вспомогательных слов рука, плечо, грудь)
6. Рефлексия
-Мы с вами сегодня хорошо поработали.
-Давайте оценим свою работу на уроке, подняв соответствующий кружочек. Зеленый- мне все было понятно, желтая – у меня возникали вопросы и трудности, красный- мне ничего не понятно.
-Спасибо.
7. Домашнее задание
-Откроем дневник и запишем домашнее задание, выполнить упр44 на стр43 учебника.
-Вам необходимо списать текст, вставляя пропущенные буквы, около сущ-ых с безударными падеж. Окончаниями в скобках указать склонение, число, падеж. Подчеркнуть 8 слов с безударным гласным в корне, проверяемых ударением, это можно сделать с помощью слов помощников.
-Всем, спасибо, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"
На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....
Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе
конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...
Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения» проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....
Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 3 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно писать безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе....
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений в единственном числе»
Содержание конспекта урока направлено на знакомство с написанием безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений в единственном числе....