Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения» проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._urok_russkogo_yazyka_3_klass_refleksiya.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс
по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных
1 и 2 склонения»
Тип урока в технологии деятельностного метода: урок рефлексии.
Учитель: Костина Анна Анатольевна, МАОУ г.о. Королёв Московской области «Гимназия № 9»
I Мотивация к учебной деятельности |
Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме коррекционной деятельности) на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». |
1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»). 2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»). 3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). |
Учитель: Вы вчера писали контрольную работу. Откройте тетрадь, посмотрите результат.
- Кто доволен своей работой? Кто считает, что результат можно улучшить?
- Что для этого надо сделать? (Понять, в чём ошибка, вспомнить нужное правило, выполнить тренировочные задания и проверить себя ещё раз).
- Какова цель вашей работы на уроке? (Снять затруднения по тем ошибкам, которые были вчера допущены).
- Придумайте девиз уроку. (Только вперёд! Через тернии – к звёздам!)
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе |
Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений. |
|
Учитель: Дома вы распределили ошибки по группам.
- На какую орфограмму больше всего ошибок? (Правописание безударных окончаний имён существительных). Приведите пример.
- Каким правилом вы воспользуетесь, чтобы определить окончание у существительного «(в) рощ…»? (эталон Э1: схема окончаний по склонениям). Определите окончание. («Роща – сущ. 1 скл., (в чём?) в рощ… П.п., окончание –е, проверю словом с ударным окончанием «в руке», окончание –е).
- Что может вызвать затруднение? (Определение склонения (Э2), падежа (Э3), знание таблицы окончаний).
- Давайте закрепим эти знания. Определите окончания имён существительных, поставив их в нужную форму: над (слива), к (осине), на (тополь), до (опушка), перед (июнь).
- Вы готовы к самостоятельной работе? В чём её цель? (Проверить, есть ли затруднения по написанию безударных окончаний сущ. 1 и 2 склонения).
- Самостоятельная работа № 1.
Раскрой скобки и запиши слова в нужном падеже. Докажи правильность написания окончаний.
Был у (бабушка Таня), на тёмном (фон небо), стоял под (крыша), брели по (дорога) к (дом).
- Проверьте по подробному образцу, подчеркнув зелёной ручкой места несовпадения.
Подробный образец:
Был у бабушки Тани (1 скл, Р.п.), на тёмном фоне (2 скл., П.п.) неба (2 скл., Р.п.), стоял под крышей (1 скл., Т.п.), брели по дороге (1 скл., Д.п.) к дому (2 скл., Д.п.)
III Локализация затруднений |
Цель: организовать выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие). |
1) Для учащихся, зафиксировавших успешный результат при самопроверке по образцу: организовать самопроверку по эталону для самопроверки (чтобы найти, либо исключить возможные ошибки и неточности в ходе выполнения задания). 2) Для учащихся, зафиксировавших затруднения при самопроверке по образцу: организовать самостоятельное выявление и фиксацию места затруднения (где именно допущена ошибка) и причины затруднения (алгоритма, правила, свойства и т.д., в котором допущена ошибка). (При необходимости для выявления места затруднения учащимся предоставляется подробный образец, а для выявления причины затруднения – эталон для самопроверки.) |
- Укажите на полях, какие эталоны вам надо повторить, чтобы исправить ошибки?
- Кто выполнил работу без ошибок? К вам мы будем обращаться в случае необходимости: поделиться своими знаниями, помочь однокласснику понять правило. Вы имеете возможность выполнить задание повышенного уровня (упр. 122 из учебника А.В. Поляковой «Русский язык» 3 класс, часть 2).
Упр. 122
Объясните орфограммы на месте пропуска букв.
- В пол…, на огород… появились проталины.
- Грачи прилетают в март…, трясогузки – в апрел…, а ласточки и соловьи – только в начале мая.
- Всюду пахло черёмух…: на улиц…, в переулк…, в дом… .
- Лебедь по своей величин…, сил…, красот… и величавой осанк… давно и справедливо признан царём водяных птиц.
Как разделить существительные на 2 группы? А на пять? Запишите группы существительных.
- Кто зафиксировал затруднение? Кому нужна помощь? (Учитель или несколько учеников, которые хорошо справились с заданием)
- Кто ошибся в определении склонения? В чём причина затруднения? (Не умею определять склонение сущ.) Какой эталон вам поможет? (Э2)
- Кто ошибся в определении падежа? В чём причина вашего затруднения? (Не умею определять падежи сущ.) Какой вам нужен эталон? (Э3)
- Для чего надо определять склонение и падеж существительного? (Правильно писать окончания сущ.) Кто ошибся в написании окончания?
IV Построение проекта формирования умений |
Цель: организовать проектирование учащимися своей деятельности по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа. |
|
- Поставьте перед собой цель (Научиться определять склонение, падеж сущ, запомнить таблицу окончаний).
- Что вам поможет в работе? (Таблица определения склонения, знание падежных вопросов и умение их задавать, умение подставлять слова – помощники «рука, лиса, стол»).
V Реализация построенного проекта |
Цель: организовать реализацию построенного плана действий. |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать самостоятельное исправление ошибок (при необходимости используется эталон для самопроверки). 2) Организовать выполнение заданий на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу). 3) Организовать самопроверку тренировочных заданий по образцу. Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности (или предложить им выступить в роли консультантов для учащихся, допустивших ошибки). |
- Выберите задание на те правила, которые вызвали затруднение.
- Определите склонение имён существительных (Э2).
- Определите падеж имён существительных (Э3).
- Вставьте пропущенные окончания, докажите правильность написания (Э1).
Коля вышел со двора, тихонько закрыл калитку и пошёл по улиц… . В деревн… начинался трудовой день. Местность за деревн… была живописной. Далеко на горизонт… показалось солнце. К лощинк… скатывалась линия холмов.
- Проверьте по подробному образцу.
Э2
Коля (1 скл.) вышел со двора (двор, 2 скл.), тихонько закрыл калитку (калитка, 1 скл.) и пошёл по улице (улица, 1 скл.). В деревне (деревня, 1 скл.) начинался трудовой день (2 скл.). Местность (3 скл.) за деревней (деревня, 1 скл.) была живописной. Далеко на горизонте (горизонт, 2 скл.) показалось солнце (2 скл.). К лощинке (лощинка, 1 скл.) скатывалась линия (1 скл.) холмов (холм, 2 скл.).
Для Э3
Коля (И.п.) вышел (с чего?) со двора (Р.п.), тихонько закрыл (кого? что?) калитку (В.п.) и пошёл (по чему?) по улице (Д.п.) . (В чём?) В деревне (П.п.) начинался трудовой день (И.п.). Местность (И.п.) (за чем?) за деревней (Т.п.) была живописной. Далеко (на чём?) на горизонте (П.п.) показалось солнце (И.п.). (К чему?) К лощинке (Д.п.) скатывалась линия (И.п.) (чего?) холмов (Р.п.).
Для Э1
Коля вышел со двора, тихонько закрыл калитку и пошёл по улице (1 скл, Д.п, по руке) . В деревне (1 скл., П.п., в руке) начинался трудовой день. Местность за деревней (1 скл., Т.п., за рукой) была живописной. Далеко на горизонте (2 скл., П.п., на руке) показалось солнце. К лощинке (1 скл., Д.п., к руке) скатывалась линия холмов.
VI Обобщение затруднений во внешней речи |
Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение. |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать обсуждение типовых затруднений. 2) Организовать проговаривание учащимися, допустившими ошибки, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение. Учащиеся, не допустившие ошибки: продолжают выполнение заданий более высокого уровня сложности (или выступают в роли консультантов). |
- Кто выполнил задание без ошибок? Чему вы научились? (Я научился определять склонение…)
- Кто вновь испытал затруднение? В чём? (Определение падежа…)
- Проговорите, как определить склонение (падеж) существительного, как определить безударное окончание существительного?
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха. |
Для учащихся, допустивших ошибки: 1) Организовать выполнение СР № 2, аналогичной СР № 1 (учащиеся выбирают и выполняют только задания, аналогичные тем, в которых они допустили ошибки). 2) Организовать самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов. 3) Организовать фиксацию преодоления возникшего затруднения или фиксацию его сохранения. 4) Зафиксировать индивидуальный успех учащихся в коррекционной деятельности, создать общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся. Для учащихся, не допустивших ошибки: организовать самопроверку выполняемых ими дополнительных заданий по подробному образцу и создать (по возможности) ситуацию успеха. |
- Готовы ли вы после тренировки выполнить задание на «зачёт»? К нам могут подключиться и те, кто выполнил с/р № 1 без ошибок.
Самостоятельная работа № 2
Запишите под диктовку. Выделите безударные окончания существительных, укажите склонение и падеж.
С крыши капала вода. Петькины руки были в глине. Лодка приближалась к середине реки.
- Проверьте по подробному образцу.
С крыши (1 скл., Р.п., с руки) капала вода. Петькины руки были в глине (1 скл., П.п., в руке). Лодка приближалась к середине (1 скл., Д.п., к руке) реки.
- Кто в этот раз выполнил работу на «отлично»? Зафиксируйте успех (пожимание руки, знак «поднятый вверх большой палец» и др.).
- Кто справился лучше, но всё-таки допустил ошибку? Подчеркните место ошибки. В чём причина? Над чем надо поработать?
- Дома у вас будет возможность поработать над ошибками, допущенными вами в диктанте. Пользуйтесь «Памяткой работы над ошибками».
VIII Включение в систему знаний и повторение |
Цель: организовать выполнение заданий, необходимых для обеспечения содержательной непрерывности. |
1) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме. 2) Организовать выполнение заданий на повторение и на подготовку к изучению следующих тем. |
- Какие новые слова встретились при выполнении заданий?
С/р № 2: К лощинке скатывалась линия холмов. (Лощинка – долина с пологими склонами, впадина; показать картинку). Придумайте своё предложение с этим словом. «В лощине долго не тает снег».
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор существительных.
- Разберите слово «лощинка» по составу.
- На какие 5 групп разбили слова из упр. 122?
- Какие интересные словосочетания встретились в тексте? (Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо признан царём водяных птиц.)
- Составьте предложение о лебеде.
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности. |
1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа коррекционной деятельности. 2) Организовать перечисление понятий и способов действий, вызвавших затруднение. 3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. 4) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке. 6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). |
- Подведём итог. Какую цель вы ставили перед собой в начале работы? (Выяснить, есть ли затруднения в написании окончаний имён существительных, и научиться их определять).
- Кто считает, что умеет определять окончания имён существительных?
Каковы результаты ваших самостоятельных работ? В дальнейшем вам надо повторять и закреплять данное умение.
- Кто считает, что ещё не достиг цели? Чему вам надо научиться? Каким способом? (Знать правило о склонении сущ. – выдаётся опорная схема, падежные вопросы - с. 4 в учебнике, выучить таблицу окончаний, подставлять слово «рука»).
- Всем для тренировки выдаётся лист с заданием и образцом: вставить безударные окончания сущ. 1 и 2 скл. (с. 28-29 из «Тетради упражнений по русскому языку» Г. Мисаренко, 3 класс).
- Оцените свою сегодняшнюю работу: «палец поднят вверх» - хорошо потрудился, есть успехи; «палец направлен в сторону» - буду стараться, подучу правила, добьюсь успеха; «палец направлен вниз» - я расстроен, что мало понял, мне надо взять себя в руки и выучить правила.
- Всем желаю быть внимательными и успешными в работе. Только тот, кто трудится, добивается успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".
создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.
Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...
Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....
Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений п...