Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._urok_russkogo_yazyka_3_klass_refleksiya.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  3 класс

по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных

1 и 2 склонения»

Тип урока в технологии деятельностного метода: урок рефлексии.

Учитель: Костина Анна Анатольевна, МАОУ г.о. Королёв Московской области «Гимназия № 9»

I  Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность (по норме коррекционной деятельности) на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»).

2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться коррекционную деятельность («хочу»).

3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

Учитель: Вы вчера писали контрольную работу. Откройте тетрадь, посмотрите результат.

- Кто доволен своей работой? Кто считает, что результат можно улучшить?

- Что для этого надо сделать? (Понять, в чём ошибка, вспомнить нужное правило, выполнить тренировочные задания и проверить себя ещё раз).

- Какова цель вашей работы на уроке? (Снять затруднения по тем ошибкам, которые были вчера допущены).

- Придумайте девиз уроку. (Только вперёд! Через тернии – к звёздам!)

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

в самостоятельной работе

Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений.

  1. Организовать повторение учащимися знаний, запланированных для рефлексивного анализа (определений, алгоритмов, свойств и т.д.).
  2. Организовать фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках и их обобщение.
  3. Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).
  4. Обозначить основные эталоны, используемые в самостоятельной работе (А1, А2, П, С и т.д.).
  5. Организовать выполнение самостоятельной работы (СР № 1) с фиксацией в каждом задании используемых эталонов (в принятых обозначениях: А1, А2, П, С и т.д.).
  6. Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).

Учитель: Дома вы распределили ошибки по группам.

- На какую орфограмму больше всего ошибок? (Правописание безударных окончаний имён существительных). Приведите пример.

- Каким правилом вы воспользуетесь, чтобы определить окончание у существительного «(в) рощ…»? (эталон Э1: схема окончаний по склонениям). Определите окончание. («Роща – сущ. 1 скл., (в чём?) в рощ… П.п., окончание –е, проверю словом с ударным окончанием «в руке», окончание –е).

- Что может вызвать затруднение? (Определение склонения (Э2), падежа (Э3), знание таблицы окончаний).

- Давайте закрепим эти знания. Определите окончания имён существительных, поставив их в нужную форму: над (слива), к (осине), на (тополь), до (опушка), перед (июнь).

- Вы готовы к самостоятельной работе? В чём её цель? (Проверить, есть ли затруднения по написанию безударных окончаний сущ. 1 и 2 склонения).

- Самостоятельная работа № 1.

Раскрой скобки и запиши слова в нужном падеже. Докажи правильность написания окончаний.

Был у (бабушка Таня), на тёмном (фон небо), стоял под (крыша), брели по (дорога) к (дом).

- Проверьте по подробному образцу, подчеркнув зелёной ручкой места несовпадения.

Подробный образец:

Был у бабушки Тани (1 скл, Р.п.), на тёмном фоне (2 скл., П.п.) неба (2 скл., Р.п.), стоял под крышей (1 скл., Т.п.), брели по дороге (1 скл., Д.п.) к дому (2 скл., Д.п.)

III Локализация затруднений

Цель: организовать выявление учащимися места и причины собственных затруднений в самостоятельной работе (или их отсутствие).

1) Для учащихся, зафиксировавших успешный результат при самопроверке по образцу:

организовать самопроверку по эталону для самопроверки (чтобы найти, либо исключить возможные ошибки и неточности в ходе выполнения задания).

2) Для учащихся, зафиксировавших затруднения при самопроверке по образцу:

организовать самостоятельное выявление и фиксацию места затруднения (где именно допущена ошибка) и причины затруднения (алгоритма, правила, свойства и т.д., в котором допущена ошибка).

(При необходимости для выявления места затруднения учащимся предоставляется подробный образец, а для выявления причины затруднения – эталон для самопроверки.)

- Укажите на полях, какие эталоны вам надо повторить, чтобы исправить ошибки?

- Кто выполнил работу без ошибок? К вам мы будем обращаться в случае необходимости: поделиться своими знаниями, помочь однокласснику понять правило. Вы имеете возможность выполнить задание повышенного уровня (упр. 122 из учебника А.В. Поляковой «Русский язык» 3 класс, часть 2).

Упр. 122

Объясните орфограммы на месте пропуска букв.

  1. В пол…,  на огород… появились проталины.
  2. Грачи прилетают в март…, трясогузки – в апрел…, а ласточки и соловьи – только в начале мая.
  3. Всюду пахло черёмух…: на улиц…, в переулк…, в дом… .
  4. Лебедь по своей величин…, сил…, красот… и величавой осанк… давно и справедливо признан царём водяных птиц.

Как разделить существительные на 2 группы? А на пять? Запишите группы существительных.

- Кто зафиксировал затруднение? Кому нужна помощь? (Учитель или несколько учеников, которые хорошо справились с заданием)

- Кто ошибся в определении склонения? В чём причина затруднения? (Не умею определять склонение сущ.) Какой эталон вам поможет? (Э2)

- Кто ошибся в определении падежа? В чём причина вашего затруднения? (Не умею определять падежи сущ.) Какой вам нужен эталон? (Э3)

- Для чего надо определять склонение и падеж существительного? (Правильно писать окончания сущ.) Кто ошибся в написании окончания?

IV Построение проекта формирования умений

Цель: организовать проектирование учащимися своей деятельности по формированию умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа.

  1. Организовать уточнение учащимися цели своих будущих учебных действий.
  2. Организовать выбор способа и средств достижения поставленных целей.
  3. Организовать составление плана реализации поставленных целей (при необходимости использовать алгоритм самопроверки и исправления ошибок).

- Поставьте перед собой цель (Научиться определять склонение, падеж сущ, запомнить таблицу окончаний).

- Что вам поможет в работе? (Таблица определения склонения, знание падежных вопросов и умение их задавать, умение подставлять слова – помощники «рука, лиса, стол»).

V Реализация построенного проекта

Цель: организовать реализацию построенного плана действий.

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) Организовать самостоятельное исправление ошибок (при необходимости используется эталон для самопроверки).

2) Организовать выполнение заданий на те знания, применение которых вызвало затруднение (часть заданий может войти в домашнюю работу).

3) Организовать самопроверку тренировочных заданий по образцу.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности (или предложить им выступить в роли консультантов для учащихся, допустивших ошибки).

- Выберите задание на те правила, которые вызвали затруднение.

  1. Определите склонение имён существительных (Э2).
  2. Определите падеж имён существительных (Э3).
  3. Вставьте пропущенные окончания, докажите правильность написания (Э1).

Коля вышел со двора, тихонько закрыл калитку и пошёл по улиц… . В деревн…  начинался трудовой день. Местность за деревн… была живописной. Далеко на горизонт…  показалось солнце. К лощинк… скатывалась линия холмов.

- Проверьте по подробному образцу.

Э2

Коля (1 скл.) вышел со двора (двор, 2 скл.), тихонько закрыл калитку (калитка, 1 скл.) и пошёл по улице (улица, 1 скл.). В деревне (деревня, 1 скл.) начинался трудовой день (2 скл.). Местность (3 скл.) за деревней (деревня, 1 скл.) была живописной. Далеко на горизонте (горизонт, 2 скл.) показалось солнце (2 скл.). К лощинке (лощинка, 1 скл.) скатывалась линия (1 скл.) холмов (холм, 2 скл.).

Для Э3

Коля (И.п.) вышел (с чего?) со двора (Р.п.), тихонько закрыл (кого? что?) калитку (В.п.) и пошёл (по чему?) по улице (Д.п.) . (В чём?) В деревне (П.п.) начинался трудовой день (И.п.). Местность (И.п.) (за чем?) за деревней (Т.п.) была живописной. Далеко (на чём?) на горизонте (П.п.) показалось солнце (И.п.).  (К чему?) К лощинке (Д.п.) скатывалась линия (И.п.) (чего?) холмов (Р.п.).

Для Э1

Коля вышел со двора, тихонько закрыл калитку и пошёл по улице (1 скл, Д.п, по руке) . В деревне (1 скл., П.п., в руке)  начинался трудовой день. Местность за деревней (1 скл., Т.п., за рукой) была живописной. Далеко на горизонте (2 скл., П.п., на руке)  показалось солнце. К лощинке (1 скл., Д.п., к руке) скатывалась линия холмов.

VI Обобщение затруднений во внешней речи

Цель: организовать закрепление учащимися знаний (определений, правил, свойств и пр.), вызвавших затруднение.

Для учащихся, допустивших ошибки:  

1) Организовать обсуждение типовых затруднений.

2) Организовать проговаривание учащимися, допустившими ошибки, тех определений, правил, свойств, которые вызвали затруднение.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

продолжают выполнение заданий более высокого уровня сложности (или выступают в роли консультантов).

- Кто выполнил задание без ошибок? Чему вы научились? (Я научился определять склонение…)

- Кто вновь испытал затруднение? В чём? (Определение падежа…)

- Проговорите, как определить склонение (падеж) существительного, как определить безударное окончание существительного?

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять знания, запланированные для рефлексивного анализа, и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для учащихся, допустивших ошибки:

1) Организовать выполнение СР № 2, аналогичной СР № 1 (учащиеся выбирают и выполняют только задания, аналогичные тем, в которых они допустили ошибки).

2) Организовать самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.

3) Организовать фиксацию преодоления возникшего затруднения или фиксацию его сохранения.

4) Зафиксировать индивидуальный успех учащихся в коррекционной деятельности, создать общий позитивный настрой на ожидание успеха от всех учащихся.

Для учащихся, не допустивших ошибки:

организовать самопроверку выполняемых ими дополнительных заданий по подробному образцу и создать (по возможности) ситуацию успеха.

- Готовы ли вы после тренировки выполнить задание на «зачёт»? К нам могут подключиться и те, кто выполнил с/р № 1 без ошибок.

Самостоятельная работа № 2

Запишите под диктовку. Выделите безударные окончания существительных, укажите склонение и падеж.

С крыши капала вода. Петькины руки были в глине. Лодка приближалась к середине реки.

- Проверьте по подробному образцу.

С крыши (1 скл., Р.п., с руки) капала вода. Петькины руки были в глине (1 скл., П.п., в руке). Лодка приближалась к середине (1 скл., Д.п., к руке) реки.

- Кто в этот раз выполнил работу на «отлично»? Зафиксируйте успех (пожимание руки, знак «поднятый вверх большой палец» и др.).

- Кто  справился лучше, но всё-таки допустил ошибку? Подчеркните место ошибки. В чём причина? Над чем надо поработать?

- Дома у вас будет возможность поработать над ошибками, допущенными вами в диктанте. Пользуйтесь «Памяткой работы над ошибками».

VIII  Включение в систему знаний и повторение 

Цель: организовать выполнение заданий,  необходимых для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме.

2) Организовать выполнение заданий на повторение и на подготовку к изучению следующих тем.

- Какие новые слова встретились при выполнении заданий?

С/р № 2: К лощинке скатывалась линия холмов. (Лощинка – долина с пологими склонами, впадина; показать картинку). Придумайте своё предложение с этим словом. «В лощине долго не тает снег».

- Выполните синтаксический разбор предложения.

- Выполните морфологический разбор существительных.

- Разберите слово «лощинка» по составу.

- На какие 5 групп разбили слова из упр. 122?

- Какие интересные словосочетания встретились в тексте? (Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо признан царём  водяных птиц.)

- Составьте предложение о лебеде.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию учащимися цели и способа коррекционной деятельности.

2) Организовать перечисление понятий и способов действий, вызвавших затруднение.

3) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

4) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

5) При необходимости определить пути коррекции затруднений, которые не удалось преодолеть на уроке.

6) Организовать выявление направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

- Подведём итог. Какую цель вы ставили перед собой в начале работы?  (Выяснить, есть ли затруднения в написании окончаний имён существительных, и научиться их определять).

- Кто считает, что умеет определять окончания имён существительных?

 Каковы результаты ваших самостоятельных работ? В дальнейшем вам надо повторять и закреплять данное умение.

- Кто считает, что ещё не достиг цели? Чему вам надо научиться? Каким способом? (Знать правило о склонении сущ. – выдаётся опорная схема, падежные вопросы - с. 4 в учебнике, выучить таблицу окончаний, подставлять слово «рука»).

- Всем для тренировки выдаётся лист с заданием и образцом: вставить безударные окончания сущ. 1 и  2 скл. (с. 28-29 из «Тетради упражнений по русскому языку» Г. Мисаренко, 3 класс).

- Оцените свою сегодняшнюю работу: «палец поднят вверх» - хорошо потрудился, есть успехи; «палец направлен в сторону» - буду стараться, подучу правила, добьюсь успеха; «палец направлен вниз» - я расстроен, что мало понял, мне надо взять себя в руки и выучить правила.

- Всем желаю быть внимательными и успешными в работе. Только тот, кто трудится, добивается успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты.

Функциональная грамотность. Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Правописание безударных окончаний имён существительных. Выпуск газеты "Грамотеи"...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений п...