«Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Никифорова Татьяна Юрьевна

Проект урока по русскому языку для 3 класса ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikiforova_t.yu_.docx511.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

  • Учебный предмет: Русский язык
  • УМК: Образовательная система «Перспективная начальная школа»
  • Тема урока, класс: «Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе», 3 класс
  • Тип урока: изучение нового материала
  • Задачи урока:

 предметные:

- познакомить учащихся с правописанием безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения в единственном числе в Т.п.;

- совершенствовать умение доказывать написание безударных падежных окончаний имен существительных, применять различные способы проверки их написания;

- совершенствовать умение определять склонение существительных;

- работать над развитием орфографической зоркости

метапредметные:

познавательные:

- обучение построению логической цепочки рассуждений;

- выбирать основания и критерии для сравнения;

-формировать действия анализа, синтеза;

коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;  

- формировать умение выражать свои мысли в устной речи, принимая участие в парной работе;

регулятивные:

- при работе над упражнениями сохранять этапы выполнения учебной работы: принятие и сохранение учебной задачи, её реализация; осуществление самоконтроля, взаимоконтроля, корректировка  своей деятельности в зависимости от её результатов;

личностные:

- создать условия для формирования нравственно-эстетических чувств и представлений учащихся.

  • Ожидаемые результаты:

предметные:

- уточнить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения в единственном числе;

- умение применять различные способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных,   правописание безударных гласных в корне проверяемых ударением, парных согласных;

метапредметные:

познавательные:

- умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение выбирать основания и критерии для сравнения;

-умение анализировать слова;

коммуникативные: 

- умение выражать свои мысли в устной речи, принимая участие в парной работе;

- умение участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;

регулятивные:

- осуществление самоконтроля, взаимоконтроля, корректировка  своей деятельности в зависимости от её результатов

личностные:

- формирование нравственно-эстетических чувств и представлений учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями, презентация

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

 -ученики умеют находить имена существительные;

 -умеют выделять окончания имен существительных;

 -умеют изменять имена существительные по падежам;

 -знают способ действия для определения падежа;

 -знают способ действия для определения склонения имен  существительных;

 -умеют выявлять безударные гласные в окончаниях имен существительных;

 -знают правила написания безударных падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения в Р.п., Д.п., П.п.

Этапы урока и хронометраж:

  1. Орг.момент -1 мин.
  2. Актуализация знаний – 10 мин.
  3. Новая тема – 21мин.
  4. Закрепление - 10 мин.
  5. Рефлексивно-оценочный  – 3 мин.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

Орг. Момент

Приветствие друг друга.

Актуализация знаний

Прочитайте слова, записанные на слайде. Выделите их сходные и отличительные признаки.

Похожи:

-им.сущ.;

-в нач.форме (т.е. в И.П. ед.ч.);

-ударение падает на второй слог;

-общая орфограмма – непроверяемый безударный гласный.

Отличаются:

-количеством слогов;

-родом (болото – ср.р.; фиалка и дорога – ж.р.; медведь – м.р.);

- склонением ( фиалка, дорога _1 склонения;

-болото, медведь – 2 склонения.

(Ребята слушают, если кто-то не согласен, поднимает руку и предлагает свой вариант с доказательством:

 -Я с тобой не согласен, потому что…….

Ребенок, чью ошибку исправляют, слушает стоя, повернувшись к тому, кто говорит.)

Развитие логических УУД анализа, выбор оснований и критериев для сравнения при выполнении задания на сравнение.

Развитие общеучебных и логических УУД  осознанного построения речевого высказывания, доказательства при корректировке ответов одноклассников, при выполнении задания на запись имен существительных в нужной форме.

Развитие регулятивных УУД контроля и коррекции при проверке выполнения работы.

Какие непроверяемые безударные гласные пропущены?

Дети проговаривают (спросить тех, у кого в данных словах часто встречаются ошибки)

Запишите эти слова в Р.п., Д.п., П.п.:

1 вариант – записывает существительные 1 скл.;

2 вариант – записывает сущ.2 скл..

Кто согласен, поднимите руку. А кто применил другой способ проверки?

Проверяем 2 вариант.

Дети работают самостоятельно, затем проверяют работу

-1 вариант :

Я выписал(а) сущ. фиалка и дорога. Существительные 1 склонения  в ед.ч. в Р.п имеют окончание – и, в Д.п. – е, в П.П. - е

Р.п. (нет) фиалки , дороги – окончание  - и

Д.п. (дам) фиалке, дороге – окончание – е

П.п. (говорю) о фиалке, о дороге – окончание – е

-Я подставлял(а) слово помощник –земля.

-2 вариант:

Р.п. (нет) болота, медведя – окончание –а, - я

Д.п.(рад)болоту, медведю – окончание – у, -ю

П.п. (думаю) о болоте, о медведе – окончание-е

(проговаривают доказательство и слово-помощник – плечо)

Ребята, а почему написание окончаний у сущ. в ед.ч. требует проверки?

Итак, какое правило вы применили при выполнении задания?

-Окончания безударные, а значит, мы можем допустить ошибку.

Дети проговаривают, на доске появляется слайд.

Новое знание

Посмотрите на слова, с которыми мы работали, вспомните задания, которые мы выполняли. Как вы думаете, с чем мы будем сегодня работать на уроке?

Откройте учебник на с. 43 и прочитайте тему.

Правы мы или нет?

C:\Users\Дом\Downloads\IMG_20180607_160014.jpgC:\Users\Дом\Downloads\IMG_20180607_160028.jpg

После прочтения и обсуждения появляется слайд  с темой

-Ребята, как вы думаете, вы сможете узнать что-то новое сегодня на уроке?

-С безударными окончаниями существительных 1 и 2 склонения в ед. ч..

Дети находят нужную страницу в учебнике, читают тему.

-Кто-то считает, что не сможем, потому что уже все знаем. Кто-то считает, что сможем, потому что мы не знаем какие бывают окончания в В.п. и Т.п.

Развитие логических УУД анализа, синтеза при работе с орфограммами.

Развитие общеучебных УУД  осознанного построения речевого высказывания, логических УУД доказательства при корректировке ответов одноклассников, при выполнении заданий на запись словосочетаний.

Развитие личностных УУД смыслообразования определение границ собственных знаний при ответе на вопрос «можем ли узнать что-то новое по теме».

Обратимся к №43. (учитель читает стихотворение, дети читают про себя)

Какие орфограммы встретились?

Устно доказываем все орфограммы, кроме безударных падежных окончаний (работа ведется по цепочке)

Выпишите в столбик словосочетания, в которые входят существительные с безударными падежными окончаниями и письменно докажите их написание.

Но сначала напомните мне, пожалуйста, шаги, которые нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончаний существительных.

(Учитель ведет запись на доске словосочетаний)

Что заметили?

Давайте дополним нашу таблицу.

Встретились орфограммы:

-парный согласный;

-безударный гласный в корне;

-безударное падежное окончание сущ.;

-гласный после шипящих.

-Под подушкой – парный согласный ш – проверочное слово подушечка, лес – парный согласный с – проверочное слово лесной и т.д.

( Ребята слушают, если кто-то не согласен, поднимает руку и предлагает свой вариант с доказательством:

 -Я с тобой не согласен, потому что…….

Ребенок, чью ошибку исправляют, слушает стоя, повернувшись к тому, кто говорит. )

Слабые дети проговаривают алгоритм.

1.Надо поставить сущ. в начальную форму.

2.Определить склонение (род, окончание)

3.Определить падеж и вспомнить, какое окончание необходимо писать или подставить слово-помощник.

Один из учеников проговаривает словосочетание и доказательство, затем следующий и т.д. Если нужна корректировка, ребята ее вносят

-Помещается (где?, под чем?) под подушкой –1 скл., Т.п., под рукой – окончание – ой

Лес (какой? С чем?) с кукушкой – 1 скл., Т.п., с землёй, но в слове с кукушкой основа заканчивается на тв. согл. – окончание – ой

Лес (какой? С чем?) с избушкой – 1 скл, Т.п., с рукой – окончание  - ой.

-Все существительные были 1 скл., в ед.ч., в Т. п. и у всех окончание –ой.

Переходим к №44. Я читаю вслух, а вы про себя.

 Выпишите словосочетание, в которые входят существительные с  безударными окончаниями и докажите их написание. (Учитель ведет запись на доске.)

Объединяет ли что-то существительные, которые вы теперь записали? Дополняется таблица.

Обратимся еще раз к тексту. В 1 и 2 строфах найдите личные местоимения. На кого они указывают?

Выпишите местоимения и определите их лицо и число.

Найдите 8 слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно докажите их написание.

В первой строфе найдите 2 существительных, у которых на конце произносится одинаковый согласный звук, а буквы пишутся разные. Устно докажите написание.

Работа ведется по аналогии с предыдущим упражнением.

Все существительные 2 скл., в ед.ч.. в Т. п .  у всех окончания  -ом или –ем

-Он – папа

Она – муха

-Он – 3 лицо, ед.ч

Она  - 3 лицо, ед.ч.

Работа ведется по аналогии с предыдущим упражнением.

-Потолок, за порог – на конце слышится звук [к]. Потолок – проверочное слово потолки, за порог – пороги.

Закрепление

А сейчас вы поработаете в парах. Перед вами лежат три карточки с заданиями. Прочитайте, выберите вместе ту карточку, с которой вы смогли бы справиться. Выполните задание прямо на карточке.

Карточка 1

Вставьте пропущенные окончания у имен существительных. Докажите написание (число, склонение, падеж)

за дач… (………………), с компьютер… (……………),

 перед болот… (……………), с дедушк… (……………),

перед картофел… (……………), с подруг… (…………), за верблюд… (……………..)

Карточка 2

Запишите словосочетания, поставив имена существительные в творительный падеж. Выделите окончания у существительных, укажите склонение.

любоваться (столица) - ___________________________,

гордиться (отец) -________________________________, восхищаться (пейзаж) - ____________________________, склониться (кроватка) - ____________________________, гулять (подруга) - ________________________________,

 растут (дом) - ___________________________________

Карточка 3

К каждому  имени прилагательному подберите имена существительные, 1 и 2 склонения. Запишите полученные словосочетания в Т.п. Выделите окончания у имен существительных.

старый___________________________________________

интересный______________________________________

крепкий__________________________________________

-Поднимите руку те, кто работал с  1-ой карточкой. Проверьте свою работу по слайду. Поднимите руку, у кого есть ошибки. В чем ошиблись?

Поднимите руку те, кто работал с  2-ой карточкой. Проверьте свою работу по слайду. Поднимите руку, у кого есть ошибки. В чем ошиблись?

А выбрал кто-нибудь 3-ю карточку? (текст задания на слайде) Что у вас получилось?

Дети советуются, выбирая карточку. Окончание работы показывают поднятыми вверх руками, держась друг за друга.

Ребята проверяют работу и, если есть, говорят о допущенных ошибках в скл., падеже.

У нас получились такие словосочетания:

-(любуюсь) старым домом(2 скл., окончание –ом) старой книгой (1 скл., окончание – ой)

-интересным фильмом (2 скл., окончание – ом), интересной сказкой (1 скл., окончание –ой); крепким мальчиком(2 скл., окончание – ом), крепкой стеной 91 скл., окончание – ой)

Развитие коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества со сверстником, управление поведением партнера при работе в парах. Развитие регулятивных УУД оценки при выборе заданий. Развитие общеучебных УУД  осознанного построения речевого высказывания, логических УУД доказательства, при корректировке ответов одноклассников, при проверке своей работы.

Рефлексивно-оценочный

Узнали ли вы что-то новое для себя на уроке?

Что повторили?

Над чем еще нужно поработать?

Домашнее задание ТПО с.25 №26. Учитель объясняет задание.

Мы узнали какие могут быть окончания у сущ. 1 и 2 скл. вед. ч., в Т.п.

Дети высказываются.

Развитие регулятивных УУД самоконтроля и самооценки при анализе работы  на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

  Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе

конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительных 3 ...

Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» , УМК «Перспективная начальная школа» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных III склонения в ед.ч.Задачи урокаДидактические:учить определят...