Этапы урока. Методы и приемы
| Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Этап самоопределения к деятельности
Словесный – слово учителя | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! - Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. |
| Л: самоопределение |
2.Актуализация знаний и мотивация
Практический – словарная работа | 5 мин. | - Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы начнем наш урок со словарной работы. Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Но чтобы узнать, что это за слово вам нужно разгадать шифр. У вас на столах лежат карточки, на ней вы видите таблицу где написаны буквы, а под ней соответствующая ей цифра. Внизу есть поле, где написаны только цифры. Вам нужно соотнести эту цифру с буквой из таблицы. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута. - Итак, время вышло. Что же за слово там зашифровано? - Правильно, это слово экскурсия. Записываем его в тетрадь, ставим ударение, подчеркиваем гласную, которую нужно запомнить и выделяем корень. - Давайте прочитаем его по слогам (э-кскур-си-я). А кто знает, что такое экскурсия? - Молодцы! - Теперь мы поработаем в ваших рабочих тетрадях. Откройте страницу 27 и найдите 27 упражнение. (выполняют упражнение) - Проверяем, поменяйтесь тетрадями с соседом по плечу. Если задание выполнено верно, то ставим зеленый +, а если нет, то просто исправляем и ничего не ставим. (проверка со слайдом) - Ребята, давайте подберем родственные слова к слову «Экскурсия». - Молодцы, записываем эти слова в тетрадь. После того, как записали слова поставьте ударение, выделите в них корень. |
«Слово экскурсия»
«Экскурс, экскурсовод,» |
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Р: саморегуляция |
3.Постановка учебной задачи
Словесный - беседа | 4 мин. | - Чтобы нам перейти к теме нашего сегодняшнего урока, вам нужно определить склонения этих слов.
- Давайте сформулируем тему нашего урока учитывая предыдущие задания. Что мы делали?
- Ребята, а для чего нам нужно знать склонение?
- Итак ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Безударные окончания существительный 1 и 2 склонения в единственном числе». - Какие цели вы поставите себе на урок? | «Экскурсия 1 скл., экскурс 2 скл., экскурсовод 2 скл.»
«Мы определяли склонение»
«Нам нужно знать склонение, чтобы правильно определить окончание»
«Мы должны повторить правило, как писать окончания 1 и 2 склонения в разных падежах; Научиться правильно писать эти окончания» | |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический – составление алгоритма
Практический – заполнение таблицы падежных окончаний имён существительных | 8 мин. | - Для того, чтобы определять окончания нужно знать алгоритм. У вас на партах лежат карточки. На них написан алгоритм, но он весь перепутался. Ваша задача в паре восстановить его в нужном порядке. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута
Алгоритм написания безударного окончания существительного Посмотреть окончание в таблице …. или подобрать опорное слово Определить склонение Определить падеж Поставить в начальную форму
- Время вышло, давайте проверим. (эталон на экране) - А о какой таблице идет речь в алгоритме?
- Правильно. Сейчас вы будете выполнять следующее задания в группах. Я вам раздам карточки с этой таблицей, но она не закончена. Ваша задача в группе заполнить пропуски. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
| Вопросы | 1 склонение | 2 склонение | И.п. | Кто? Что? | - а, -я | -_, -_ | Р.п. | Кого? ? | - и, -ы | - а, -__ | Д.п. | Кому? Чему? | - е | - у, -_ | В.п. | ? ? | - у, -ю | -__, -__, -__ | Т.п. | ? ? | - ой, - ою -___, - ___ | -___, -___ | П.п. | ? О чем? | -е | - е |
- В каких случаях пишется окончание –е, а в каких –и? - Теперь проверяем. (выходит одна группа и рассказывает таблицу) | «1 Поставить в начальную форму; 2 Определить склонение; 3 Определить падеж; 4 Посмотреть окончание в таблице …. или подобрать опорное слово»
«О таблице падежных окончаний имён существительных»
«Окончание -е пишется в Д.п и П.п. А окончание –и в Р.п» | Р: коррекция К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
П: (логические) синтез |
Физминутка | 4 мин | - Ребята, вы хорошо поработали и сейчас самое время немного размяться. (Физминутка с пандой) |
|
|
5.Включение в систему знаний
Практический – выборочное списывание с частичным морфологическим разбором орфограмм
Практический – списывание текста с вставлением пропущенных орфограмм и с выделением склонения, числа и падежа | 8 мин. | - Сейчас вы поработаете в группах. Откройте свои учебнике на странице 46 и найдете 47 упражнение. Вам нужно из этого текста выписать словосочетания с существительными 1 и 2 склонения. Каждый человек в группе читает строчку из стихотворения и объясняет есть ли здесь словосочетание или нет. Если есть, то группа выписывает это словосочетание себе в тетрадь и рядом в скобках пишет склонение и падеж. При этом выделяя окончание. На это задание у вас есть 3 минуты. Севере диком (2 скл. П.п); одета снегом (2 скл. Т.п); одета ризой ( );
- Начинаем проверять. Итак, первая группа 4 номер читает то, что у него получилось. А остальные проверяют у себя сами. - Ребята, как не ошибиться в написании безударного падежного окончания существительных? - Следующее упражнение 50. Его вы выполняете самостоятельно. Прочитайте задание (читает 1 ученик) На его выполнение у вас есть 3 минуты. Ехали медведи На велосипеде. (2 скл., ед.ч, П.п.) А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. (2 скл., ед.ч, П.п.) А за ними раки На хромой собаке. (1 скл., ед.ч, П.п.) Волки на кобыле. (1 скл., ед.ч, П.п.) Львы в автомобиле. (2 скл., ед.ч, П.п.) Зайчики В трамвайчике. (2 скл., ед.ч, П.п.) Жаба на метле... (1 скл., ед.ч., П.п.) - Теперь проверяем, поменяйтесь тетрадями с соседом по лицу. (эталон на экране). Давайте сделаем вывод. У существительных 1 скл. и 2 скл. в единственном числе в П.п. пишется окончание –е. | Выполняют работу в группах
«Определить склонение и падеж, или можно подставить падежное слово» | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.
|
6.Рефлексия деятельности (по продукту)
Словесный - беседа | 2 мин. | - Итак ребята, наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?
- Вы узнали что-то новое?
- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. - Если вам было легко на уроке и вы поняли тему, то поднимите зеленый карандаш, а если вам было немного тяжело, то красный. Мне было приятно с вами работать, вы все больше молодцы. | «Мы должны повторить правило, как писать окончания 1 и 2 склонения в разных падежах; Научиться правильно писать эти окончания» | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |