Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (УМК «Перспектива», 2 класс)
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Вид урока: Урок-исследование
Цели:
- закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными;
- упражняться в применении “открытых” знаний на практике;
- развивать речь и коммуникативные способности учащихся;
Задачи:
- Обучающие:
- формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова;
- совершенствование алгоритма правописания слов с проверяемыми согласными.
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые согласные.
- Воспитывающие:
- воспитывать навыки сотрудничества.
ХОД УРОКА
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент | Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Ребята, будьте внимательны. Сначала садятся те, чье имя начинается с гласного звука, теперь с согласного звонкого…с согласного глухого. Прикоснитесь ладошками друг к другу, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня на уроке мы будем исследовать слова, которые требуют помощи и им нужны помощники, что это за помощники мы узнаем чуть позднее. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. Тогда мы начинаем. Откройте тетради и запишите число и вид работы. Постучали в дверь? | На доске число и вид работы Стук в дверь |
Подготовка учащихся к восприятию учебного материала Актуализация знаний Сообщение темы Чистописание | Посмотрите, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что внутри (достаю письмо) Здесь письмо, адресованное вам. Кто хочет прочитать вслух? Посмотрим, что за подарок выслал нам профессор Самоваров. Что это? (кубик, шестигранник) А для чего он нужен?(используют для настольных игр, который бросают на плоскую поверхность для получения случайного результата, чаще всего грани кубика отмечены числами от 1 до 6. На гранях нашего кубика — нет чисел, а нечто иное- иллюстрации, по которым мы должны догадаться о виде задания) В письме предложена схема, по которой, мы будем выбираем сторону кубика и задание. Постарайтесь запомнить последовательность картинок. Посмотрим, кто в классе обладает лучшей памятью. Что было изображено на первой иллюстрации. Посмотрите на 1 сторону. Как вы думаете, что будет в задании? Что мы можем повторить, вспомнить, узнать? (буквы, каллиграфическое написание букв) Для того, чтобы подтвердить наши предположения. Я предлагаю выполнить следующую работу в парах (раздаю конверты) На партах лежат конверты, в них карточки. Ваша задача достать карточки из конверта и найти пару для согласной буквы. Назовите пары букв, которые у вас получились. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) А какая согласная буква лишняя? Что вы можете сказать про эти буквы? (согласные) А про звуки, которые дают эти буквы? (согласные, звонкие, глухие, парные, орфограмма) Сколько пар согласных в русском языке? Как правильно написать парную согласную в слове? Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на уроке русского языка? (о парных согласных в слове) Тема нашего урока «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова». В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний – тихо говорит. Пропишите буквы парных согласных звуков. Не забывайте о наклоне и ширине букв, о правильной посадке. На полях оцените свою работу знаками ! или ?, отлично- ставите !,надо еще поработать- ставите ? | Посылка (внутри письмо, конверты, кубик) Письмо читает ученик |
Кубик Грань 1 Конверты с буквами На слайде схема Работа в тетрадях | ||
Обобщение и систематизация знаний Знакомство со словарным словом | Вспоминаем следующую грань нашего кубика. Ваши версии. Что будет в задании? (слова, словарные слова, написание) Правильно, речь пойдет о словарных словах. Послушайте внимательно лексическое значение данного слова и запиши его, подобрав устно проверочное слово. Упражнение 1. 1) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр; ГОРОД 2) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода; АРБУЗ 3) холодная зимняя погода, стужа, холод; МОРОЗ 4) крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей МЕДВЕДЬ Что общего у этих словарных слов? Где парные согласные требуют проверки? (на конце слова) Почему? (слышится неясно) Как проверить правописание парной согласной в слове? Какое слово называется проверочным? (родственное слово, где после согласной стоит гласная) Словарное слово, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете его, оно спряталась в словах, которые мы записали- в нем звуков меньше, чем букв (медведь) Какие ассоциации возникают у вас к слову “медведь”? (хищник, сильный, огромный, лес, берлога и т.д) МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд. Каких медведей вы знаете? В мире насчитывается 8 видов медведей:бурый медведь, губач, белый медведь, гималайский медведь, барибал, малайский медведь, очковый медведь, панда. Я вам расскажу о двух видах медведей. Это губач и очковый медведь. Посмотрите на доску. Ваши предположения, почему их так назвали? Очковый медведь своё название горный медведь получил из-за светлых шерстяных кругов вокруг глаз. Очковый медведь устраивает гнездо-платформу из ветвей – на дереве. Днём он отдыхает в гнезде, а ночью отправляется на поиски корма. Обитает на западе южной Америки и на горах Анды. Губач- этот зверь имеет чрезвычайно подвижные губы, способные вытягиваться в длинную трубку. Передних резцов у него нет, но есть длинный язык. Благодаря этим особенностям, животное обладает прекрасным инструментом для добывания пищи, работающим по принципу вакуумного насоса. Какие опасные места встречаются в слове медведь? (безударная гласная, парная согласная, ь показатель мягкости согласных) Как проверить безударную гласную в слове? Подчеркните красным карандашом буквы е, д и ь. Оцените свою работу знаками (! – отлично; ? – надо еще поработать) | Грань 2 Работа у доски На слайде картинки двух медведей и слово |
Физминутка | Следующая грань кубика, о чем нам сообщает? Пора отдохнуть. Топай Мишка, хлопай мишка. Приседай со мной, братишка. Лапы вверх, вперед и вниз Улыбайся и садись! | Грань 3 |
Задание от Вани и Ани | Переходим к следующей стороне шестигранника. Ваши гипотезы (задание от Вани и Ани) Кто такие- Ваня и Аня? Посмотрите на доску. Прочитайте, исследуйте записи. 1 ряд: Ры…ка, пру…, стри…, с…ды. 2 ряд: Медве…ь, поез…, н…га, гла…ки. 3 ряд: Ду…, тр…ва, гри…, тетра…ка. Какое задание можно предложить выполнить? (списать, вставить пропущенную букву, найти проверочное слово, проверить, подчеркнуть пропущенную букву, найти слова на изучаемую орфограмму) Задание вы сейчас будете выполнять в группах по 4. Найдите слова на изучаемое правило, подчеркните лишнее слово. Слушаем группу с 1 ряда, 2 ряд, 3 ряд. Какие слова на изучаемое правило вы нашли, прочитайте. Как проверить парную согласную в слове. Какое слово лишнее? Почему? Как проверить безударную гласную в слове? Упражнение № 2 вы будете выполнять самостоятельно. Каждый ряд свою строчку. Запишите слова с парными согласными, подобрав письменно проверочное слово. Орфограмму обозначьте. Проверка (опрос детей с места) Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать) | Грань 4 Работа в группах по 4 Самостоятельная работа |
Подумай и вспомни | Осталось две грани. Вспоминаем пятую сторону кубика, предлагаем варианты (вспомним разборы слов и предложения) Прочитайте запись. Что вы можете сказать? любит, мё_, медве_ь, сла_кий Что прочитали? (набор слов) Какие предлагаете задания? (вставить буквы; подобрать проверочные слова, составить из слов предложение, дать предложению характеристику) Составьте предложение. Докажите. Запишите, вставляя пропущенные буквы, не забывайте устно подбирать проверочные слова. К доске желающие? Медведь любит сладкий мед. Дайте характеристику предложению. Какие слова требовали помощи (проверки)? Что за помощники пришли на выручку? Что помогало вам правильно записать слова с пропущенными буквами? (правило проверки) Давайте еще раз вспомним правила:
Хорошо справились с заданием, продолжаем дальше. Самооценка (! – отлично; ? – надо еще поработать) | Грань 5 Работа у доски |
Творческие работы учащихся | Последнюю грань. Ваши гипотезы. Правильно ваше творчество. Вам было дано задание, найти и составить про слова с парными согласными буквами мини-газеты. Пожалуйста, поделитесь своими работами | Грань 6 Дети выходят к доске и защищают свою работу |
Рефлексия | Подведем итог нашему уроку. Какую тему закрепляли сегодня на уроке? (Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова) Как проверить парную согласную? Понравилось ли вам быть исследователями? Закончите фразу: Я учился… Было трудно… Теперь я смогу… Оценки за урок | На слайде записи появляются по одной |
Домашнее задание | Составить памятку проверки парной согласной в слове. Самая удачная памятка пополнить нашу папку- копилку. Урок окончен. Всем спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
Конспект урока по системе Л.В. Занкова "Парные звонкие и глухие согласные в конце слов"
Урок по системе Занкова по русскому языку для 2 класса....
конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Цель урока: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова
Урок во 2 классе...
Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."
Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине словаЗадачи:Обучающая:× ...
Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.
На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...