Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Галина Светлана Ивановна

На уроке, по данной теме учащиеся научатся:

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;
  • развивать умение сравнивать и обобщать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2-b_kl_rus.-yaz-galina_s.i.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Урок русского языка во 2-Б классе

Дата-21.01.2022г.

Учитель- Галина С.И.

Тема: Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и  в корне слова.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цели:

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;
  • развивать умение сравнивать и обобщать;

Задачи урока:

Образовательные:

  • закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • учить применять полученные знания на практике;
  • совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;
  • актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

Развивающие:

  • формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;
  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся.

Воспитательные:

  • формирование познавательной мотивации;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.
  • воспитание аккуратности при работе.

Формирование общеучебных умений и навыков:

  • правильно готовить рабочее место к уроку;
  • соблюдать правильную осанку во время работы, соблюдать правила безопасной работы с нетбуками;
  • правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;
  • понимать и удерживать учебную задачу;
  • проверять свою работу.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» Т.Г.Рамзаева, рабочие тетради, раздаточный материал, детские нетбуки, ноутбук учителя,  экран, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено всем нам урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Хорошо. Тогда мы начинаем.

- Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:

     «Хочешь альпинистом стать - иди в горы.

Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить».

- Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

             Проверка словарных слов:( Класс, Амиров Альберт работает на карточке) .

       Береза, суббота, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, мороз, коньки.

II. Определение темы урока и постановка учебной цели.

- Что же нас ждёт сегодня на уроке русского языка?

На доске записаны слова:

Гора, леса, травка, поля.

         - Найдите лишнее слово. Почему?

         - Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте         определить тему нашего урока:

          В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

- Догадались? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема урока: Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и корне слова.

- А цель нашего урока будут следующая:

Цель урока: научиться проверять парный согласный звук в конце и корне слова.

III. Пальчиковая гимнастика.  «Апельсин»  «Орех»

Минутка чистописания.  

- Сколько пар согласных в русском языке? Назовите их.

                 бп вф гк дт зс жш

- Красиво и аккуратно, в соответствии с законами каллиграфии напишите пары этих букв.

- Назовите буквы звонких согласных.

- Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

IV. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над проверочными словами.

- Отгадайте загадку. 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

- Какое правило встретилось в этом слове?

- Подберите проверочное слово. (Дуб – дубы) Слайд № 7.

- Как проверить парный согласный? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

- А теперь подберите однокоренное слово, выделите корень. (Дубочек, дубок, дубовый)

- Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову ДУБ? (Да, т.к. после согласного стоит гласный)

- Вы сделали открытие!

-А теперь соединим в правило все наши наблюдения. Как проверить парный согласный?

2. Тестовое задание «Восстанови правило».

- У каждого из вас есть текст правила, но слова в нём перепутаны.

- Ваша задача - восстановить правило.

( Учащиеся работают в парах, составляют правило)

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ

ИЛИ ПОДОБРАТЬ

В КОРНЕ СЛОВА,

НАДО ИЗМЕНИТЬ СЛОВО

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО,

СТОИТ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

ИЛИ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ Н]


В КОТОРОМ ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО СОГЛАСНОГО


- Пришла пора проверить. Прочитайте, что у вас получилось.

                 Зачитывают ребята правило.

V. Закрепление изученного материала.

1.Физминутка.

- А теперь давайте немного отдохнём. Вы делаете прыжок, если на конце слова парный согласный, и делаете хлопок, если этой орфограммы в слове нет.

Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.

2. Работа в тетради.

               Разгадывание загадок:

1  Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,На охоту не пойдешь

Что же это?   (дождь )

   

2.Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно,

Жальвот только, гривы нет..  ( велосипед )

3.   Шубка-иголки,

Свернетсяон-колкий,

Рукой не возмешь.

Кто это?    ( еж )

4.   Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А ,проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной…. ( медведь )

5.   Кто один имеет рог?

Угадали?    (носорог )

Записать слово и подобрать проверочное.

3. Исследовательская деятельность на уроке.

               Проверка выполненного задания.

Памятка.

  1. Изменить форму слова.
  2. Подобрать однокоренное слово.

Вдруг, город (города, городок), завод (заводы, заводик), карандаш (карандаши, карандашный), медведь (медведи, медвежий), мороз (морозы, морозный), тетрадь (тетради, тетрадный), ученик (ученики, ученический), язык (языки, язычок).

- Напишем эти слова в тетрадь, подчеркнём парную согласную, устно подберём проверочные слова.

4. Работа по развитию речи.

Развитие речи.

уборе, деревья, в, стоят, снежном

- Прочитайте запись слов. Являются ли они предложением? Почему? - Составим предложение. Запишем его.

( Запись на доске)

- Какие правила встретились в этом предложении?

- Подчеркните главные члены предложения.

5. Работа с детскими ноутбуками. Самостоятельная работа.

УПР.-33 (1 ст.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

- Попробуем подвести итог нашему уроку.

С каким настроением вы подошли к завершению урока?

1. Я хорошо усвоил тему!

2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

VII. Выставление отметок.

VIII. Д/з.

Стр. 21 правило, упр. 33( 2, 3 ст ).

Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Уроки русского языка в 1 классе «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с  данной орфограммой.  Дети учатся умению договаривать...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных  в конце слова" 1  класс...

Конспект урока русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Очень подробный конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС. Разные виды работ, которые активизирует работу детей на уроке....

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...