Конспект урока по системе Л.В. Занкова "Парные звонкие и глухие согласные в конце слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Халитова Ольга Ринатовна

Урок по системе Занкова по русскому языку для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Парные звонкие и глухие согласные в конце слов»

2 класс, система Л.В. Занкова

                                                                   Преподаватель: Халитова О.Р.

                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                        первая категория

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

Цели:

Образовательные:

- расширить представления об оглушении парных согласных в конце слова;

- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

- научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, обобщать, формулировать выводы;

- развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;

- обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;

- развивать положительное отношение к учебе.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

На уроке используется презентация, изображения жирафов со словами, конверты с заданием от ястреба, шарики вырезанные из бумаги

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на один очень удивительный остров. А находится он в Орфографическом океане. Во время нашего путешествия мы должны использовать все свои знания, правила и быть очень внимательными! Итак, «В путь!»

Давайте запишем сегодняшнюю дату.

Пятнадцатое февраля.

Классная работа.

- А вот на чем мы будем добираться на остров вы узнаете, открыв учебник на стр. 18 упр.273

Когда я с Д, меня сорвут.                   ПЛОД

Когда я с Т, на мне плывут.               ПЛОТ

Что такое ПЛОТ?

Плот- это средство передвижения по воде

А ПЛОД?

Плод –

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются ПРОВИЗИЕЙ (едой), в том числе, полезными овощами.

А вот какие овощи возьмем с вами мы:

1) Итальянцы называли этот овощ «золотым яблоком» - ПОМИДОР

2) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова» - КАПУСТА

3) Огородное растение с крупными семенами-горошинами – ГОРОХ

4) Этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличии от других овощей его едят неспелым -  ОГУРЕЦ

5) Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, они растут в земле – КАРТОФЕЛЬ

6) Весь алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный – АРБУЗ

Эти слова –словарные. (Дети записывают словарные слова в тетради, выделяя орфограммы)

- Какое слово лишнее? Почему?

(Арбуз – это ягода)

- Почему еще? Обратите внимание на написание и произношение. ( в конце слова слышим глухой звук, а пишем согласную букву З, которая обозначает звонкий звук).

- Давайте подберем родственные слова. Выделим корень.

АРБУЗ – АРБУЗИК, АРБУЗНЫЙ,АРЬУЗИЩЕ

-Где находится согласный звук? (в корне)

- Какое слово будет проверочным? (арбузик, арбузище)

- Дайте характеристику звукам, которые мы слышим в конце корня в слове арбуз и арбузик. Что общего между этими звуками? Чем различаются?

- Эти звуки жители острова на который мы отправились. Кто-нибудь догадался как он называется?

Остров парных согласных

- Кто жители этого острова?

Б-П, В-Ф, З-С, Г-К, Ж-Ш, Д-Т

П А Р Н Ы Е   С О Г Л А С Н Ы Е

Эти буквы-двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними еще будет много хлопот. А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.

-Давайте поздороваемся с хозяевами, называя их имена, а они нас проведут по своему острову.

(Дети по вариантам называют звонкий – глухой парный)

- Прислушайтесь, кто-то очень громко разговаривает и о чем-то спорят.

Сказка

- В таких словах, как гриб, зуб, мороз, город, глаз нужно на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

-Нет, неправда. Нужно писать глухие согласные, - говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

- Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

- Звонкие приуныли, они не знали, как себя защищать.

Ребята, а вы могли бы выручить звонкие согласные?

ПРАВИЛО:

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НАДО ПРОВЕРЯТЬ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО СЛЫШАЛСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

-Давайте, проверим себя – откройте учебник на ср.17

- А сейчас вы будете в роли исследователей. Оказывается, что это правило имеет дополнение. А вот какое – мы сейчас сами раскроем.

-Вернемся к слову АРБУЗ – АРБУЗИК, АБУЗНЫЙ.

- В слове АРБУЗНЫЙ  мы тоже слышим звонкий звук. Какая буква стоит после? (Н). Какой звук она обозначает?(Сонорный)

- Сделайте вывод.

…ЕСЛИ ПОСЛЕ ПАРНОГО СОГЛАСНОГО СЛЫШИМ СОНОРНЫЙ ЗВУК.

- Какие сонорные вы знаете?

Молодцы! Помогли парным звукам не поссориться!

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все мы встали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

Ветер дует сильный, сильный

И качается сосна.

Нам зарядка помогает

Быть здоровыми всегда.

- Теперь правило, которое мы узнали поможет нам продолжить прогулку по острову.

- А вот и первое задание. Вам надо догадаться, кто на острове живет вместе с парными согласными? И объясните почему. (в названиях этих животных в конце слова сомнительный согласный звук)

Даны транскрипции:

(йастрип) (насарок) (жыраф) (крот) (б*иг*имот)

- Запишите в тетради слова, которые у вас получатся

Ястреб, носорог, жираф, крот, бегемот

- Какое слово здесь лишнее? (крот – как слышится, так и пишется)

- Запишите проверочные слова. Поменяйтесь тетрадями

- Эти животные хотят проверить как вы запомнили их главный закон –правило.

Задание от бегемота

Вам нужно подобрать имена существительные в ед.числе, и записать слова через запятую. Подчеркните орфограмму. Например:

Дождливый  - дождь

Трудовой – труд

Огородный – огород

Годовой – год

Народный – народ

Городской – город

Задание от ястреба

У вас на столах конверты с заданиями от ястреба.

-Что предлагает нам эта птица? (вставить орфограммы)

- Это текст? Почему?

- Расставьте во втором предложении слова так, чтобы появился смысл.

      Кто какие гнезда вьет?

        Гнездо дикой утки похоже на слоёный пиро… .

Коврик, дроз…., себе, травки, из, построил. Стри…. Выбрал для жилья крутой бере… . А вот кукушка гнез… не строит.

Дрозд построил себе из травки коврик.

- Какой части речи не хватает, чтобы предложение было бы более красочным?

- Придумайте сами свое прилагательное, которое вы подберете к слову коврик?

- Запишите предложение в тетрадь.

- Подпишите части речи над словами. Подчеркните главные члены предложения.

Задание от крота

-Вы научились подбирать проверочные слова, в теперь вам предлагают догадаться, какие слова проверяются данными.

Сюрпризы –

Удавы –

Стрижи –

Краб –

 - Какое слово здесь лишнее? (сюрпризы) Почему?

А вы любите сюрпризы?

Задание от жирафа

Жираф вам приготовил игру соревнование: (по колоночкам) Вам надо будет быстро, начиная с последних парт, написать правильную букву в словах, используя наше сегодняшнее правило.

Итак, наше путешествие подошло к концу, и чтобы вернуться домой нам надо надуть множество шариков, чтобы подняться в воздух и полететь. У вас есть у каждого на столе шарик. Раскрасьте его. Но не просто так….если вам занятие понравилось, и вы теперь точно знаете как надо проверять сомнительные согласные на конце слова – в зеленый цвет, если вам что-то осталось непонятно и вы считаете, что вам надо еще поупражняться в проверке парных согласных – раскрасьте в синий, и если вы совсем растерялись и наделали много ошибок в тетради – в красный! Поднимите шарики вверх..полетелиии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Конспект  и презентация открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"....

Звонкие и глухие согласные на конце слова 2 класс в системе СДО

Урок по теме "Звонкие и глухие соглассные на конце слова"в технологии Способа Диалектического обучения, с заданиями для детей по АОП....

Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....