План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Игнатьева Людмила Николаевна

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx878.87 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Калининская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

План открытого урока

по русскому языку в 3 классе

 Игнатьевой Людмилы Николаевны.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Калинино, 2011 .

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Цель урока: формировать представление учащихся о словах, которые нужно проверять; уметь различать парные звонкие и глухие согласные; ознакомить с проверкой слов с парным согласным звуком на конце; формировать умение подбирать проверочные слова; развивать устную речь.

Оборудование: предметные картины, карточки с парными звонкими и глухими согласными,  фигура Буратино, «золотой ключик», компьютер, проектор.

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\3 кл.фото\DSC00430.JPG

Развернутый план урока.

  1. Организационный момент.

А) Сообщение темы, целей урока.

Б) Создание рабочего настроя.

Повторяем за мной:

«Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я очень хочу учиться,
Я готов к работе.
Работаю».

2.Работа по теме.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. Кто же он?

Загадка.

Это что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (Буратино)

(На доске появляется рисунок с изображением Буратино)

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\3 кл.фото\DSC00422.JPG

Уч-ль: Буратино не просто так пришёл к нам на урок. С ним случилась беда. Он потерял золотой ключик, который ведет в страну знаний. Умная черепаха Тортила посоветовала искать этот ключик в городе Буквинске. Но Буратино продал свой букварь и с тех пор не знает буквы. Поможем Буратино отыскать золотой ключик?

Тогда в путь. Отправимся в город Буквинск.

Слайд 1. Алфавит.

В этом городе

Буквы строго встали в ряд

Будто по линейке,

Каждый знает своё место,

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво.

По порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33.

(Ребята называют буквы алфавита)

Слайд 2. Гласные буквы.

В городе Буквинске  слышна какая-то песня. Это поют буквы:а,о,у,ы,и,э,е,ю,ё,я.

-Какие это буквы? (Гласные)

Их можно петь.

Гласные буквы говорят Буратино: «Возьми нас с собой, мы тебе пригодимся». Буратино взял их с собой в путь.

Слайд 3. Звонкие согласные.

И теперь...Такие буквы странные, с колокольчиком звенят.

Б,в,г,д,ж,з.

-Это какие буквы? (Звонкие согласные)

Поэтому они звенят так громко.

Слайд 4. Парные звонкие и глухие согласные.

Но с ними случилась беда. Они потеряли свою пару, ищут их. Найдите им пару.

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\3 кл.фото\DSC00419.JPG

Б –П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

-Как различаем звонкие и глухие согласные?

Ученик: Ладошку к горлу подставляй,

                Глухой и звонкий различай.

3.Работа в тетрадях.

Записываем число, классная работа. Чистописание снег.

Но вдруг между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор, кто важнее.

В таких словах, как (Слайд 5. «Буквы спорят»)

  • дубы – ду(б,п)
  • ряды – ря(д,т)
  • утюги – утю(г, к)
  • стрижи – стри(ж,ш)
  • морозы – моро(з,с)
  • жирафы-жира(в,ф)

Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова». А глухие в ответ: «А нас всегда произносят в конце слова». И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные.

Которые сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Вы все важны». Вот так гласные и помирили согласных. ( Они взяли и встали рядом с согласными.) До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

- Какой звук слышится на конце слова дуб? [п]

- А какую букву нужно писать в этом слове? [б]

- Почему на конце слова нужно писать букву б?

- Прочитайте проверочное слово.

и т. д.

- Запишите эти слова в тетрадь.

-Как произносятся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Ученик: Они произносятся как глухие.

Слайд 6. Проверка

-Как пишутся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Как мы проверяем?

Ученик: Звук согласный проверяй,

               Рядом гласный подставляй.

4.Игра с мячом.

А)Называем много предметов.

Один                          много

лес                                леса

снег                              снега  

мороз                         морозы

Б) Называем маленький предмет

Дуб---------дубок

Еж----------ёжик

Лист--------листок

В) Не соглашаемся, говорим нет.

Сугроб----------нет сугроба

Хлеб------------нет хлеба

Друг------------нет друга

( Учительница проводит игру с мячом)

Слайд 7.  Какую букву писать на конце?

Пру...(Д/Т)

Лу...(Г/К)

Пло...(Д/Т)

Вывод: В таких словах сразу букву писать нельзя.  Это зависит от значения слова.

Слайд 8-20. Ошибки лисы Алисы и кота Базилио.

В городе Буквинске в поисках ключа были лиса Алиса и кот Базилио. Они подписали под картинами слова. Все ли слова написали правильно? Если нет, исправьте ошибки и напишите правильно.

Слайд 21. Проверка слов.(исправление ошибок лисы Алисы и кота Базилио)

Слова: Шарф, лук, карандаш, гриб, рак, танк, зонт, бант, утюг, сапог, арбуз.

5.Физкультминутка.

Буратино подтянулся,

Руки в стороны развел.

Раз нагнулся, два нагнулся

И тихонечко пошёл.

6.Игра с сигнальными кругами.

(Уч-ца называет слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова. Уч-ся показывают ту букву, которая пишется на конце слова.)

7.Работа с учебниками.

Отправимся дальше. Ребята, в городе Буквинске Пятачок чем-то занимается. Что же он тут делает? Для этого мы должны открывать учебники и выполнить упражнение 13, стр.121.

8. Разгадывание кроссворда «Золотой ключик».

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\3 кл.фото\DSC00428.JPG

1) В ясный день в углу стою,

В дождливый день гулять хожу. (зонт)

2) Роет землю старый крот,

Разоряет ...(огород).

3)Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко. Весело, светло. (лёд)

4) Нам казалось очень просто

Переплыть на этот ...(остров)

5)Каким словом можно заменить слово «работа»? (труд)

6)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут...(обед)

7) Из аптечки врач берёт

Белый бинт и жёлтый ...(йод)

8) Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал...(карандаш)

9) Летом вырастает, а осенью опадает. (лист)

10) Здесь не бывает снежных вьюг,

     Не север здесь, а жаркий... (юг)

11) Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на микробов управа.(чеснок)

12)Ходит, надувается,

С курами не знается.(индюк)

13) Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. (крот)

-А теперь читайте первые буквы в словах  кроссворда. Какие слова получились?

(«Золотой ключик»).

C:\Documents and Settings\Дом\Рабочий стол\3 кл.фото\DSC00429.JPG

Вот мы и нашли «золотой ключик», с помощью которого можем открывать дверь в стану знаний. Теперь нам любые преграды не страшны. На других уроках мы ещё отправимся в разные города, и нам всегда поможет волшебный ключик.

9.Подведение итогов урока.

10.Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

Урок русского языка в 3 классе, в школе VIII вида по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Урок русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Урок закрепления знаний в 3 классе, в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида....

Урок русского языка во 2 классе.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цели:  познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова...

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну...

Конспект урока русского языка 1 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" поможет быть полезен учителю начальных классов....