Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова

Задачи:

Обучающая:

×                      учить подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова.

Развивающая:

×          развивать речь учащихся; навыки грамотного письма; орфографическую зоркость; логическое мышление; память; внимание.

Воспитывающая:

воспитывать интерес к родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

русский язык

класс: 2

Раздел программы: Фонетика и графика.

Базовый учебник: Русский язык 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Цель урока: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова

Задачи:

Обучающая:

  •         учить подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова.

Развивающая:

  • развивать речь учащихся; навыки грамотного письма; орфографическую зоркость; логическое мышление; память; внимание.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: Изучение нового материала.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование: мультимедиапроектор, нетбуки для учащихся с программой «Академия младшего школьника», экран, диск с презентацией, учебник, «Орфографический словарь» автор П.А.Грушников.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться проверять парные согласные в середине слова и на конце слов изменением формы числа и подбором однокоренных слов.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые наглядные пособия и раздаточный материал

Организационный момент.

Мобилизующий этап

Формулирование учащимися темы и целей урока.

Минутка чистописания.

Словарная работа.

Физминутка

Работа над новым материалом.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа

Физминутка.

Закрепление пройденного материала.

Итог  урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Русский язык многолик,

Как держава наша, могуч!

- Как вы думаете, ребята, почему наш урок я начала с этого стихотворения?

- Мы с вами совсем не задумываемся, когда употребляем слова русской речи. А ведь это язык, который изучают во многих странах мира. Давайте сегодня на уроке  откроем новые тайны русского языка.

- Начнём урок с логического упражнения. Прочитайте написанные в цепочке слова. Из каждой цепочки выделите по одному слову и напишите их в четвёртую строку.

- Какое слово можно выделить из первой цепочки? По какому признаку вы его выделили?

(Из первой цепочки выделили слово мороз,  в этом слове на конце парный согласный, а в остальных – гласный. Слова трава и земля можно проверить безударную гласную, а в слове мороз – нет. Это словарное слово.)

- Какое слово выделите из второй цепочки? По какому принципу вы его выделили?

(В словах русский и классный есть удвоенная согласная, а в слове хлеб нет. Эти слова оканчиваются на непарный согласный, а слово хлеб оканчивается на парный согласный. Слова классный и русский называют признак предмета, а слово хлеб предмет. Значит выделяем слово  хлеб.)

- Какое слово лишнее в третьей цепочке?

( Слово город, потому что в этом слове парная согласная на письме  расходится с произношением, а в словах жираф, шкаф – нет)

- Таня, запиши наши слова в четвёртую строку.

- Учитывая общий орфографический признак написанных слов, сформулируйте тему урока.

 (На конце этих слов есть парные согласные. Значит тема урока: Правописание  парных согласных на конце слова.)

- Учитывая тему, определите цели нашего урока.

Вам помогут слова – помощники, записанные на доске.

(Цели урока мы поставим такие: повторить правило о правописании парных согласных  на конце слова, учиться правильно писать слова с парными согласными на конце слова, учиться правильно подбирать проверочные слова.)

- Для минутки чистописания я приготовила вам упражнение, но кто-то случайно стёр запись. Помогите её восстановить.

(Не достаёт парных глухих согласных: п, ф, к, д, ш, с)

- Запишите красиво пары согласных. Ребята, а почему я попросила вас писать красиво, почему это важно?

- Какие словарные слова нам встретились в логическом упражнении?

(Мороз, город)

- Что их объединяет?

(Есть сочетание -оро -)

- Пользуясь орфографическим словарём назовите ещё слова, в которых есть сочетание –оро-? 

- Посмотрите как много словарных слов можно правильно написать, зная правило сочетания

-оро-.

- Запишите любые три слова в тетрадь.

- Составьте устно предложение с любым словом. Давайте одно запишем в тетрадь.

- Подчеркните главные члены.

Ванька-встанька, Ванька-встанька!

Наклоняйся, наклоняйся!

Непослушный, ишь, какой!

Нам не нравится такой!

Коллективная работа (работа в группах)

(Уч-ся повторяют правила работы в группах)

1) Игра «Слова»

- Прочитайте слова, записанные на карточках.

- Что вы можете о них сказать?

(На конце всех слов есть парный согласный)

- Теперь прочитайте только те слова, в которых произношение и написание совпадает.

 А теперь те слова, в которых произношение и написание не  совпадает.

-Какой вывод можно сделать?

(Произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать)

- Молодцы, правильно.

- А как нам поступить в том случае, если мы не знаем,  какую парную согласную написать на конце?

(Надо проверить. Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

- Молодцы. Давайте убедимся, что мы с вами правы. Прочитайте сведения в учебнике на странице 114.

- Кто может повторить правило ещё раз?

(По 1 представителю от группы называют правило)

2) игра «Назови проверочное слово»

- Прочитайте слова, объясняя выбор пропущенной буквы.

- Повторим ещё раз, как проверить парную согласную на конце слова?

- Кто заметил, как мы подбирали проверочное слово: изменением формы слова или подбирали однокоренные слова?

3) Проверка слов с парными согласными в середине слова. Игра «Буквы заблудились»

- Ребята, помогите вернуть букву на место.

- Как вы догадались, что эта буква живёт в середине слова?

- Как можно проверить парную согласную в середине слова?

- Какой способ проверки мы использовали: изменяли форму слова или подбирали однокоренное слово?

4) самостоятельная работа, после коллективного разбора – упражнение 141, стр. 111.

- Прочитайте задание. Что предлагают сделать авторы учебника?

- Прочитайте предложения, объясняя выбор пропущенной буквы.

- Почему же слова в скобках могут быть проверочными для слов с пропущенными буквами?

Запишите предложения самостоятельно, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова можно не писать.

  1. Для глаз
  2. На внимание.

Работа с программой «Академия младшего школьника» Тема: Орфографический экзамен, упр. 19 «Правописание парных согласных на конце и в середине слова»

Выполненные упражнения  оцениваются программой.

-Что нового для себя узнали на уроке?

- Оцените себя, поставьте значок. (На доске 3 значка-рисунка:

  • Могу лучше.
  • Хорошо.
  • Отлично, замечательно работал!

-Какие виды выполняемых на уроке работ понравились ?

- В чём была трудность?

- Кто может ещё раз рассказать правило проверки парных согласных на конце слова?

- Выберите для себя какое из данных упражнений вам по силам и выполните его дома

упр.142 стр. 112    или   упр. 147 стр. 116

Приветствует учащихся; настраивает на работу

Формулирует проблемный вопрос.

Организует формулирование темы урока и цели учащимися

Формулирует проблемный вопрос.

Организует работу со словарём

Организует и направляет работу в группе

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.

Высказывают предположения

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока.

Высказывают предположения

Работа со словарём.

Работа в группе

  1. мороз, трава, земля,
  2. русский, классный, хлеб,
  3. жираф, город, шкаф,
  4. __________________

Повторить правило о правописании_____________

Учиться правильно писать_____________________

Учиться правильно подбирать

_________________________

б        в        г        д      ж      з

*        *        *       *       *      *  

Пилот, год, друг, шарф, плот, завод, сейф, теплоход, кот.

гер…    морко…     мор…

гара…   сапо…        любо…

голо…   тру…         творо…

сала…    запа…       гри…

Ска…ка,  варе…ка,   кру…ка, оши…ка, ду…ки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: « Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова».

Создала все условия для формирования знаний о способе проверки слов с парными согласными на конце....