1. Организационный момент.
| Включение в деловой ритм. -Наш урок русского языка я начну словами великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после вечернего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». - Так писатель говорит о своем отношении к русскому языку. - А как вы относитесь к русскому языку? - Урок русского языка для вас трудный или легкий? Почему?
- Зачем нужно изучать русский язык?
- Да, русский язык трудный. Вы любите преодолевать трудности?
- Кто уверен, что сегодня на уроке вы справитесь со всеми трудностями?
- Трудности все преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.
-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка.
-У вас на столе лежит солнышко, посмотрите и подумайте какое у вас сейчас настроение – если весёлое и вы готовы преодолеть всё, то вы можете поднять своё солнышко. Покажите, у кого отличное рабочее настроение.
-Сегодня мы с вами работаем в командах, а все трудности, когда мы вместе преодолеваются легко. И в зависимости, как будут работать вы и ваша команды, ваши экраны будут пополняться этими солнышками.
И в конце урока, по количеству солнышек на ваших экранах мы определим, как работали команды.
| Подготовка класса к работе. Мы за парту сядем дружно, А шуметь совсем не нужно! Сели прямо , ноги вместе! Класс затих. Вздохнули дружно , Ведь урок начать нам нужно! Подравнялись , улыбнулись И ко мне все повернулись!
- Трудный. Много правил.
-Во-первых, мы русские люди, и это наш родной, поэтому мы обязаны знать его в совершенстве. - Во-вторых, изучать его необходимо, чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли. - В-третьих, чтобы самому быть понятым для окружающих и понимать других людей.
| Методы: -словесный; - эмоционального стимулирования. Личностные УУД: -самоопределение к деятельности; -установка на доброе отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к родному языку Регулятивные УУД: -целеполагание. Коммукативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.Постановка учебной задачи. | Активизирует деятельность учащихся , создает проблемную ситуацию.
-Наш урок мы проведем сегодня в виде игры «Счастливый случай». Работать мы с вами будем в группах. Каждый из трёх рядов - это одна группа или команда. (Класс разноуровневый, поэтому дети, уже поделены на три условных группы: 1ряд- ученики среднего уровня.2 ряд - ученики слабого уровня. 3ряд-ученики сильного уровня.) -Давайте с вами вспомним правила работы в группах.
-А какой теме мы посвящаем наш необычный урок, выскажите мне сами.
- Мы начинаем нашу игру с разминки: на 2слайде слова – прочитайте:
лето осень зима весна
- Что это за слова?
- Какому слову посвящены эти строчки?(3 слайд)
Утром мы во двор идём- Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
-Какое настроение вызвали у вас прочитанные строки?
-Почему я выбрала именно это слово?
- Какая орфограмма в слове осень?
-Так какой теме мы посвящаем наш урок?
Тема урока появляется на слайде. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне » (4 слайд).
- Так чему же мы сегодня будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока?
|
- Не мешать работе других. -Выслушивать мнение каждого по очереди.
-Это слова-названия времён года.
-Радостное, потому что сразу перед глазами встаёт картина золотой осени- самого яркого времени года.
-Потому что у нас сейчас осень.
- Безударный гласный звук в корне слова.
-Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне ».
Формулируют и уточняют тему урока, ставят цель. Цель: понять и более глубоко изучить тему: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне ».
| Формы работы: -фронтальная. Задачи: -познакомить детей с целью урока; -развивать познавательную деятельность. Методы: -словесный; наглядный. Средства: ИКТ. УУД: Регулятивные: -целепологание; Познавательные; Общеучебные: -самостоятельное выделение- формирование познавательной цели; Логические: -формулирование проблемы
|
3.Постановка проблемы и её решение. | -Ребята, а скажите мне, могу ли я сразу записать слово «осень» на доску, или мне сначала надо выполнить какие-то действия, что бы безошибочно написать это слово. -Какую орфограмму вы видите в этом слове?
-Какие советы вы бы дали мне и своим товарищам из других команд? Ответы от каждой команды:
-Молодцы! Вы дали мне много мудрых советов! - А сейчас попробуйте из своих советов составить алгоритм (памятку) для написания слов с безударным гласным звуком в корне .
Первым заслушивается 3ряд. После обсуждения на экране появляется алгоритм-памятка (5-й слайд). На доске появляется слово «осень» под комментированное письмо учеников.
За разминку все 3 команды получают по 1 солнышку (баллу) – настроение повышается.
|
-Обозначение на письме безударного гласного звука в корне. -Поставить ударение в слове. -Выделить корень и подчеркнуть орфограмму (гласный звук в слабой позиции). -Подобрать проверочное слово. -Вставить гласную букву.
1ряд (средний уровень) получает полоски с началом предложений. Детям необходимо дописать предложения и расставить их в правильном порядке. 2ряд(слабый уровень) получает весь алгоритм, но детям необходимо восстановить порядок. 3ряд (сильный уровень) составляет самостоятельно.
| УУД: Регулятивные: -планирование, -прогнозирование. Познавательные: -моделирование. Логические: -решение проблемы; -построение логической цепи рассуждений; -составление алгоритма. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| 1-ый гейм – «Заморочки из бочки». Первая заморочка. На экране(на 6-м слайде) текст, предлагаемый авторами учебника из упражнения№141 на странице 93. Учитель читает выразительно текст.
Гусей кр..кливых караван Т..нулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у дв..ра. А.С. Пушкин
Задание (от учителя) -Посмотрите внимательно на текст. Что вы заметили?
-Слова с какой орфограммой встретились нам в тексте?
-Что поможет нам при написании слов? Давайте выпишем эти слова в парах с проверочными словами. 1слово комментирует 1ряд,2слово-3 ряд,3слово-2ряд (один человек от команды выходит к доске). Получились пары слов: крикливых - крик; тянулся-тянет; у двора-двор.
-Какая пара слов здесь лишняя? Почему?
-Так какой же вывод можно сделать?
Появляется новая памятка с алгоритмом на 7-м слайде.
Задание( от авторов): -Что обозначает в этом стихотворении выражение «скучная пора»?
-Итак, хотя и настроение у стихотворения печальное, но у вас на экранах появляются солнышки за правильные ответы. - Давайте ещё немного взбодримся и проведём физкультминутку. Добавим себе ещё немного солнечного настроения
Физкультминутка. Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы писать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. На столе бочонок – в нем задание. Учитель вытаскивает и зачитывает. Вторая заморочка Задание ( на 8-м слайде): Запишите слова в тетрадь(каждый ряд работает со своей строчкой, номер строчки совпадает с номером ряда). Поставьте ударение; Выделить корень; Подобрать проверочное слово и обозначить орфограмму. Проверка с помощью сигнальных карточек. - Прочитайте первое слово, - поднимите карточку с той буквой, которая написана в корне вашего слова, объясните свой выбор - второе, третье, четвертое, пятое слово. 1ряд Св..тильник , тр..ва , т..гровый , п..тно, сл..варь. 2ряд Ст..лы , л..сной , гр..бной , р..ды, с..ды. 3ряд Сн..жинка, отг..дка, скр..пучий, т..жёлый, п..чтальон.
За правильное выполнение 5 (солнышек) баллов. Появляется 9 слайд и дети ещё раз себя проверяют.
-Ребята давайте ещё раз все вместе хором прочитаем слова, которые записаны в этих трёх столбиках. -На какие бы две большие группы вы разделили бы эти слова, опираясь на их звучание и не упуская из виду тему нашего урока? -Посмотрите внимательно на эти две группы. На экране появляется 10 слайд. -Какая буква написана в слове на месте безударного[а]? -Какая буква написана в слове на месте безударного[и]?
-А какие безударные гласные звуки вы бы не стали проверять?
2-ый гейм – «Ты мне – я тебе». Команды обмениваются теоретическими вопросами, то есть вопросами из правил. (Учитывается правильно поставленные вопросы и полные ответы 1 к ——2 к——3к) За правильные вопросы и ответы команды получат по 2 солнышка (балла).
3-ый гейм – «В гостях у леса».
Ребята встаньте из-за парт и давайте немного отдохнем. Закройте глаза и представьте, что прогуливаетесь в солнечный день по осеннему лесу. В лесу суета. Многие животные готовятся к зиме (включается аудиозапись – голоса птиц).
Как мы себя должны вести в лесу? Правила вспомнили. Итак, мы в осеннем лесу.
Физкультминутка.
- Запишите в тетрадях имена всех птиц, которых вы сейчас услышали.
соро́ка, воро́на, воробе́й, скворе́ц, сова
- Кто из этих птиц вместе с осенью прощается с нами до весны?
А теперь занимаем свои места и послушайте задание от Лесовичка:
- Какая орфограмма вам встретилась во всех этих словах? (Сигнальные карты - безударная гласная в корне слова)
- На какие группы вы поделили эти слова? Проверяю работу команд, оцениваю работу. За правильное выполнение 3 солнышка (балла).
Вывод: В русском языке не все безударные гласные звуки в корне слова можно проверить. Слова, в которых есть непроверяемая безударная гласная – называются словарными словами. Словарные слова надо запоминать. Так же в русском языке много слов, где в корне несколько безударных гласных звуков.
|
-В тексте есть слова с пропущенной буквой. -Слова с безударным гласным звуком в корне. -Алгоритм-памятка.
-Третья пара (у двора-двор), так как в первых двух проверяли при помощи нахождения однокоренного слова, а в этом случае изменили форму слова. -Проверять безударный гласный звук в корне можно двумя способами: 1)изменением формы слова; 2)подбором однокоренного слова. Уточняется 5-й пункт алгоритма. - Когда автор говорит «скучная пора», то он имеет в виду позднюю осень.
-В первую группу можно отнести слова с безударным [и], а во вторую - слова с безударным [а].
-При обозначении безударного [а] на письме мы выбираем букву о ли а, а при обозначении безударного [и] на письме мы выбираем буквы: и, е, я. -Безударный [у] и безударного [ы.]
1) Какие слова являются проверочными? (Однокоренные слова, в которых гласный звук стоит в сильной позиции.) Например: Трава́ - тра́вка
Моря́ – мо́ре, леса́ – ле́с, грибы́ - гри́б
2) Какие гласные в словах требуют проверки? (Требуют проверки гласные буквы, которые на письме обозначают гласный звук в слабой позиции, то есть безударный гласный звук.) Например:
Страна́ - стра́ны, река́ - ре́ки.
3) Как надо действовать, чтобы правильно написать гласную букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова? (Алгоритм.)
-Тихо, не мешать лесным жителям, не кричать, не включать громко музыку, не сорить, не разорять гнезда).
-1.)Слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне (сова,скворец); 2.) слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне (сорока,ворона) ; 3.)- слова с двумя безударными гласными звуками- непроверяемым в 1слоге и проверяемым во втором слоге(воробей).
| Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: Логические: -решение проблемы; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Форма работы: Групповая.
|
6.Самостоятельная работа с проверкой.
| 5-ый гейм – «Самый умный».
Работа с 13-ым и 14-м слайдами. Списать и вставить нужную букву карандашом. Содержание упражнения: Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. сл..зать с дерева - сл..зать варенье пол..скать кошку - пол..скать бельё зап..вать песню - зап..вать лекарство отв..рить калитку – отв..рить овощи - Ребята , а на что влияет ещё выбор гласной буквы на письме для обозначения безударного звука? А теперь команды считают свои солнышки (баллы) и наклеивают их на экран настроения: на доску. У кого больше всего солнышек, у той команды самое солнечное настроение.
- Каждая команда определяет, кто лучше всего работал в команде.
Ученики оценивают работу.
|
- Каждый работает самостоятельно. Проверка: дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Проверка проводится с комментированием по цепочке. Ребёнок, который выполнил правильно всё задание, приносит своей команде солнышко.
-На лексическое значение слова. | УУД: Регулятивные: -контроль; -коррекция. Познавательные: Общеучебные: -умение структурировать знания; -выбор наиболее эффективных способов решения задания; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; -рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: -управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Форма работы: -коллективная, -самостоятельная.
|
7. Домашнее задание.
| -Ребята, а как вы думаете над чем дома вам нужно ещё поработать? -Откройте свои рабочие тетради на странице 41 упражнение №88. -Прочитайте это весёлое стихотворение. На что оно похоже? Безударный гласный звук Причиняет много мук. Как писать г(о,а)ра, тр(о,а) ва И слова м(о,а)ря, д(и,е) ла? Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударенье: Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело -Давайте его ещё раз повторим.
-Дома вы ещё раз прочитаете это весёлое стихотворение, которое вам поможет вам раскрыть скобки и записать правильно эти слова, а так же выполнить следующее подобное задание в №89 на странице 41. Но, не забывайте и про наш алгоритм. | Ответы детей
-На алгоритм, который мы составили на уроке.
| Познавательные: Общеучебные: -умение структурировать знания; -выбор наиболее эффективных способов решения задания; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; -рефлексия способов и условий действия.
|