Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением." Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
Конспект урока сопровожден презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
учитель | Цивелёва Галина Сергеевна |
Предмет, класс, автор учебника | Русский язык. 2 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2020 |
Тема урока | Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением. |
Дидактическая цель | обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне |
Тип урока | Урок повторения предметных знаний. |
Задачи урока | 1.Предметные: - совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова; - создать условия для запоминания правописания непроверяемых слов; - создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма; - способствовать развитию устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала; - учить применять орфографические правила на практике. 2. Метапредметные: а) познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений; - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. б) коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, - формирование умения работать в парах, группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы; - слушать и понимать речь других; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. в) регулятивные УУД: - организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, - постановка учебной задачи, - планирование и контроль, - коррекция и оценка, саморегуляция; - понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; - использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. 3. Личностные: - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - осознание практической значимости изучаемого материала; - освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность). - формирование представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками; - прививать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. |
Планируемые результаты | Предметные: - знание понятия «безударные гласные»; - сформированность навыка проверки безударной гласной в корне слова; - алгоритм проверки правильного написания безударной гласной в корне слова; - сформированость умения опознавания и применения на практике словарных слов; Метапредметные :
Личностные:
|
Методы обучения | Частично-поисковый, проектная задача |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Средства обучения | Наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал, презентация (программа Microsoft PowerPoint). |
Этап урока, время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности 2 мин | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | - Приветствует учеников: Добрый день, дорогие друзья! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные УУД: положительное отношение к уроку; самоорганизация; следование в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 5мин | Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Активизация мыслительных операций школьников Создание затруднения в деятельности детей Выявить место и причину затруднения | Стук в дверь. Заходит снеговик. С: Здравствуйте! - Здравствуй, Снеговик. Что случилось? Ты принес нам письмо? Интересно, от кого письмо? (Учитель достает из сумки письмо.) - Ребята, конверт намок, некоторые буквы стёрлись. Слайд № 2 (На интерактивной доске появляется конверт.) - Попробуем узнать, что же это за загадочное письмо? - Ребята, прочитайте, кому адресовано письмо? Кому: 2 классу Куда: Тверская область Максатихинский район п. Ривицкий ул. Мира д. 16 Б - Здесь всё понятно, письмо для нас. - А теперь давайте прочитаем, кто же прислал нам письмо? - С какой проблемой мы столкнулись? Почему нам не удается прочитать? - Попробуем их восстановить? - Назовите первое слово, в котором нет буквы. - Какую букву надо вставить? Почему? - Назовите следующее слово с пропущенной буквой. (Остальные слова разбираются также.) - Молодцы! Слайд №2 - Прочитайте, что же у нас получилось? | - Ответы детей Дети читают. Дети читают, или испытывают затруднения при чтении, или не могут прочитать. Некоторые буквы на конверте стерлись. Да! Ответы детей. Остальные слова разбирают также. От кого: Деда Мороза Откуда: 16 2390 Россия Вологодская область г. Великий Устюг Октябрьский переулок | Познавательные УУД: умение определять орфограмму в слове; умение применять алгоритм безошибочного письма; умение обобщать информацию; фиксация проблемы; Регулятивные УУД: умение соотносить свои знания; Личностные: осознание своих возможностей. |
Постановка учебной проблемы (т.е. темы) 4мин | Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока; целеполагание и постановка задач. | - Какие же знания и правила по русскому языку нам помогли восстановить адрес? - Как вы думаете, какая же тема нашего урока сегодня? - Итак, тема нашего урока … (Зачитывает название темы.) Слайд №3 «Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением» - Какие цели мы поставим перед собой? - Проверим, верны ли ваши предположения? Слайд №4 Учитель читает цели | - Ответы детей - Ответы детей - Ответы детей | Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять и формулировать цели. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Обобщение и систематизация знаний. Включение учащихся к обобщенной деятельности | повторить и закрепить ранее изученный материал | - Посмотрим, что же написал нам Дед Мороз? (Открываю конверт, читаю.) Дорогие ребята! Помогите! Баба-Яга спрятала ключ от моей волшебной мастерской, где хранятся подарки для ребят. Она отдаст ключ, если вы поможете ей организовать Новый год для её друзей. Выручайте! Иначе дети останутся без подарков. Дед Мороз - Что случилось у Деда Мороза? - Что надо сделать, чтобы получить ключ от волшебной мастерской? - Поможем Деду Морозу? - Что же требует от нас Баба-Яга? (Учитель открывает задание № 1, читает задание) Задание № 1 «Список» Составьте список покупок необходимых вещей для празднования Нового года. В этом вам помогут загадки. Прослушайте внимательно текст загадки, кто знает на неё ответ, поднимите руку. Отгадку нужно постараться записать без ошибок. Кто скажет отгадку – пишет на доске, остальные на бланке «Список покупок». (Демонстрирует бланк, раздает бланки детям.) - Здесь есть приписка от Бабы-Яги. (Учитель читает) Приписка от Бабы-Яги: А я буду за вами смотреть в волшебное зеркало. За каждое правильно выполненное задание в сумке Снеговика вы будете находить фрагмент ключика. - Итак, приступим. 1. Его применяют во многих местах: 2. Сегодня все ликует! 3. Возле елки шум и гам, 4. Таять может, Да не лед. А свет дает. День спит, ночь глядит, 5. Есть у елочки макушка Там красавица – игрушка Наверху она всегда Пятикрылая …(звезда) 6. Сахар мы возьмём, сметану 7. Голова на тонкой ножке, - Молодцы, ребята! Вы справились. (Учитель вынимает из сумки Снеговика элемент ключа.) - Посмотрите, Баба-Яга сдержала свое обещание. Задание № 2 «Украшения» - А ещё Бабе-Яге нужны украшения для ёлочки. Составьте предложения из данных слов, запишите их и выполните к ним задания. (Раздает бланки детям) - Кто желает выйти к доске ? На доске карточки со словами: 1. звезда, ёлки, Сияет, на, верхушке, яркая. Ответ: На верхушке ёлки сияет яркая звезда. - Красным цветом подчеркните слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? 2. Разноцветные, украшают, шарики, фонарики, и, весёлые, красавицу, лесную. Ответ: Разноцветные шарики и весёлые фонарики украшают лесную красавицу. - Синим цветом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос Какой? Какая? Какие? 3.переливается, ёлочка, Мигает, новогодняя, сверкает. Ответ: Мигает, переливается, сверкает новогодняя ёлочка. - Зеленым цветом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Что делает? что сделает?.. - Вы верно выполнили задания, и получаете за это от Бабы-Яги еще одну часть от ключика. Задание № 3 «Угощения» - Ребята, а какой же праздник без угощений? Бабе-Яге нужно накрыть праздничный стол! Работа в парах (8 пар) - Вам надо разделиться в группах на пары. Вспомним правила работы в парах: 1. Слушай, что говорят другие. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Помогай товарищам, если они об этом просят. - Каждая пара получит угощение, в названии которого пропущена буква. Вам надо подумать, какую букву необходимо вставить, вписать её на место пропуска и положить угощение в нужную вазочку. (Вазочки с буквами: А, О, Е, Я, И) (Раздает дидактический материал парам, показывает вазочки с буквами)
(Учитель со Снеговиком проверяют.) - Посмотрим, понравились ли Бабе-Яге наши угощения на праздник. Даст она нам фрагмент от ключика? (Учитель проверяет сумку Снеговика и вынимает кусочек ключа.) Задание № 4 Интерактивная физкультминутка - Баба-Яга хочет, чтобы мы ее повеселили. (Физминутка) (Еще кусочек ключа) Задание № 5 - Список покупок составили, украшения есть, угощения есть. - А какой же праздник без гостей? - Кого же пригласит Баба-Яга на праздник? Давайте вспомним её сказочных друзей. (Когда дети отгадают героя, на доску вывешивается портрет данного гостя.)
- А как друзья Бабы-Яги узнают, о празднике? | - Да (Ответы детей) Внимательно слушают задание Выполняют задание: слушают загадки, отгадывают. По одному пишут отгадки на доске, комментируя написание орфограмм, остальные – на специальных бланках. Ответы детей Дети по желанию выходят к доске, выполняют задания, остальные на бумажных шариках и снежинках Определяются с парой. Вспоминают правила работы в парах: 1. Слушай, что говорят другие. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Помогай товарищам, если они об этом просят. Слушают задание Выполняют задание: А: Апельсин, Мандарин, Мармелад, Пастила, Карамель, Баранка, Халва, Варенье О: Шоколад, Мороженное, Конфета, Орехи
Е: Зефир, Петушок Я: Яблоко И: Пирожное Выполняют движения физминутки Дети отгадывают сказочных героев Ответы детей | Познавательные УУД: повторить орфограммы написания безударных гласных в корне слова; закрепить умение применять алгоритм безошибочного написания на практике; повторить написание словарных слов; умение работать с информацией и обмениваться ею; умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками; осознанно строить речевые высказывания Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10мин | интериоризация известного способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели повторного учебного действия, применение имеющихся знаний в типовых заданиях. | - Верно, надо написать для них приглашения. (на интерактивной доске слайд: образец заполнения приглашения). Слайд №5 Приглашение Дорогой (ая)______________________________! Приглашаю тебя на праздник ________________. Он состоится по адресу: Дремучий лес Избушка на курьих ножках № _________ Дата: ______________________ Начало: в ________ часов __________ минут - Познакомьтесь с бланком приглашения. а - Составим текст приглашения для Змея Горыныча вместе. - Что надо вставить в первую строчку? - Как пишутся имена собственные? - Во вторую строку? - Предложите номер избушки Бабы-Яги? - Когда состоится праздник? - Предложите Бабе-Яге, во сколько лучше начать праздник? Работа в группе по эталону. - А теперь, работая в группах, заполните приглашения для остальных гостей самостоятельно по образцу. (раздает бланки по группам) (При помощи жребия группа детей выбирают сказочного героя и заполняют приглашения.) - Написали? Молодцы! Проверим, прислала ли Баба-Яга нам еще кусочек ключика? (Вынимаю из сумки еще кусочек ключа.) | Рассматривают, самостоятельно читают. - Имя - С заглавной (большой) буквы - Новый год - Ответы выслушиваются, один записывается. - 31 декабря - Ответы выслушиваются, один записывается. Работают в группах. При помощи жребия группа детей выбирают сказочного героя и заполняют приглашения. | Познавательные: Умение составлять и оформлять текст приглашения; умение выделять необходимую информацию; Коммуникативные УУД: умение слушать мнения одноклассников Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы; проявление самостоятельности. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7мин | выявление границы применимости полученных знаний и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Задание № 6 - Гостей позвали на праздник. А ведь их надо поздравить! (Раздаю детям открытки и карточки с текстом поздравления) - Рассмотрите открытки. Чего не хватает? Слайд №6 - Посмотрите на карточки перед вами, кто сможет прочитать данное поздравление? - Спишите данный текст в открытку, вставляя пропущенные буквы. Слайд №7 -А теперь проверьте, правильно ли вы вставили буквы. Если вы допустили ошибки, аккуратно исправьте их. - Посмотрим, есть ли на этот раз что-нибудь в сумке? - Ребята, вы – молодцы! Справились со всеми заданиями. Помогли Деду Морозу выполнить все желания Бабы-Яги. Все открытки и списки мы отдадим Снеговику, чтобы он отнес Бабе-Яге. (Учитель собирает все и кладет в сумку, дети помогают.) - Посмотрите, ключик от волшебной мастерской соединился! Теперь мы можем отдать его Деду Морозу. Наш почтальон-Снеговик доставит ключ Деду Морозу в целости и сохранности. А мы пожелаем ему доброго пути. Скажем все вместе: Доброго пути! | Текста поздравления Читают Дети выполняют работу Самостоятельно проверяют и исправляют по слайду. Доброго пути! | Познавательные УУД: Умение распознавать изученные орфограммы; умение применять алгоритм правильного написания на практике. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы; проявление самостоятельности. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке 3мин | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Наш урок заканчивается, и давайте мы с вами вспомним, какие цели мы ставили в начале урока и смогли ли их достичь? Слайд №8 Выводит слайд с целями, зачитывает каждую цель. Спрашивает детей: ДА или НЕТ? А вам понравился урок? Давайте оценим свою работу на уроке. Слайд №9 Кому было интересно и легко на уроке – поднимите синюю снежинку. Кому было немного сложно – желтую снежинку. Кому было очень трудно выполнять задания – покажите красную снежинку. Слайд №10 Молодцы! Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке! | Хором отвечают, соотнося цель и результаты. Ответы детей Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Личностные: умение провести самооценку. Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.
Данные задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе для индивидуальной работы и самостоятельной работы учащихся по теме "Буквы безударных гласных звуков в корне слова"....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Сценарий урока по русскому языку Тема раздела: Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Тема урока: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс...
Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением".
Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением"....
Урок русского языка во 2 В классе «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением»
Урок русского языка во 2 В классе«Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением»УМК «Школа России»...
Конспект урока русского языка по теме " Учимся проверять безударные гласные звуки в корне слова"
Данный конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО...