Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балханова Елена Александровна

       Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  На уроке использованы различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. В течение всего урока ведется работа над формированием оценочной самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_russkiy_2_kl.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык»  во 2 классе

на  тему «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Учитель – Балханова Елена Александровна

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

С  использованием педагогической технологии проблемного обучения

Авторы УМК:

УМК « Школа России», Русский язык – 2 класс,  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Цели урока:

Задачи:

- создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне;

- учиться подбирать проверочные слова, для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов, изменением формы слова;

- развивать самостоятельность, умение выразить мысль, сотрудничать в группе;

- воспитывать аккуратность, внимательность; способствовать развитию познавательной активности детей.

Планируемые образовательные результаты

 (личностные,  метапредметные предметные):

Обучающиеся научатся:

Предметные: повторить понятия « ударные» и « безударные» гласные, совершенствовать навыки написания и проверки безударных гласных в корне слова.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок ( Регулятивные УУД)

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других детей, совместно договариваться о правилах поведения и общения  ( Коммуникативные УУД)

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации ( Познавательные УУД)

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, учебник В.П.Канакиной « Русский язык», 2 класс, рабочие листы с заданиями.

Образовательные ресурсы:

 Информационный материал : Учебник

Демонстрационный материал: Презентация к уроку                                                                                                                                                                                                                     

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД, формируемые на данном этапе урока

I Организационный момент

 ( 2 мин)

II  Актуализация, ситуация успеха

(6 мин)

III  Создание проблемной ситуации

( 3 мин)

IV Постановка учебной проблемы и цели

( 2 мин)

 

V Физминутка

( 2 мин)

VI Решение учебной проблемы и цели. Доказательство или опровержение гипотез. ( 15 мин)

VII Проверка верности выдвинутых гипотез ( 7 мин)

VIII  Моделирование, воспроизведение изученного  материала

 ( 2 мин)

IX Практическое задание, закрепление обобщение знаний, проверка правильности решения. ( 2 мин)

X Рефлексия

 ( 3 мин)

 

Эмоционально настраиваются на урок, на активную деятельность, мотивация учащихся.

Восприятие.

Дети объясняют написания слов с пропущенными буквами.

Смотрят слайд презентации, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, задачи урока, ставят проблему

Участвуют в проблемном диалоге

Просмотр мультимедийной презентации с заданием «Подбери родственные слова»

Самостоятельно подбирают однокоренные слова, записывают их в столбики, выделяют корень

Выдвигают гипотезы, способы проверки безударных гласных?

Просмотр презентации

 « Запомни правило»

Выполняют упр, определяют, где записаны формы одних и тех же слов, а где однокоренные слова.

Выбирают правильный ответ, обосновывают ответ

Составляют коллективно

Комментированное письмо

Работа в парах

Проверяют по листу контроля

Ученики оценивают свою работу

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Проверка знаний учащихся, полученных ранее, фронтальная, самостоятельная работа

Учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и выставляет на стенд.

Контроль выполнения задания

Оцените свою работу

Какой можно сделать вывод?

Возникали ли затруднения? Почему?

Что  необходимо сделать, если гласная проверяемая?

( Изменить слово)

Всегда ли нужно подбирать родственные слова? Может существуют еще способы проверки безударных гласных в корне слова?

Какие знаете способы проверки безударных гласных звуков в корне?

Контроль и проверка выполнения задания.

Алгоритм « Как проверить безударный гласный в корне слова»:

( учитель  пропечатывает, выводя на слайд)

Организует рефлексию

Определяет уровень освоенности.

Оцените результат своих действий.

( выбирают карточки с

Учитель оценивает работу учащихся, раздает каждому соответствующий смайлик

( грамотей, самый внимательный, старательный, самый трудолюбивый)

Я вас  приглашаю на урок русского языка.

« Ищешь трудность- находишь мудрость» - это девиз нашего урока. Сегодня я предлагаю Вам  стать путешественниками. А кто такой  путешественник? Маша заглянула в толковый  словарь и выяснила.

Каким должен быть путешественник?

-Я вам желаю быть  именно такими на уроке.

Мы отправляемся в путешествие по островам! Я вам раздаю бортовые журналы  в которых  вы будете работать.

Слайд 1

1.Остров « Чистописания»

Минутка чистописания

- Запишите красиво строчные буквы и узнаете, на чем мы отравимся в путешествие.

Буква, которая начинает алфавит (а).

А эта буква в алфавите следует за буквой Ф (х). Эта буква обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [д] (т). 

Эта буква, обозначает 2 звука в слове перья (я). 

- Какие буквы записали? (а,х,т,я)

-На чем отправимся в путешествие? ( яхта). Пропишите это слово до конца строки.

 Слайд 2.

 Вы хотите узнать какие зверьки живут на этом острове? Работаем в бортовых журналах. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Вертикальной чертой разделите слова на слоги.

Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

Какие зверьки живут узнали?

Слайд 3

 Остров « Грамотеев»

- Ребята, отгадайте загадку и запишите отгадку, каждый сам в своих бортовых журналах.

- Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.

В луже ходят корабли,

Далеко им до земли. ( море)

запишите еще слова

Земля, , тропа, волна, вода.

-Что Вы заметили?

-Сколько мнений в нашем классе? Почему?

-Как называются пропущенные буквы? Почему мы их так называем?

-Какими бывают гласные?

- Итак,  ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.( Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково)

Какой возникает вопрос?

Исходя из этого сформулируйте тему нашего урока

( на доске открывается тема урока)

Итак, мы с Вами прибыли на остров « Безударные гласные»

Слайд 4

Остров « Отдыхай-ка»

Оздоровительная минутка « Море»

Остров « Орфография» Работа в бортовых журналах

Самостоятельная работа ( работа по карточкам)

  1. Подбери родственные слова к данным: береза, сосна, снега.
  2. Спиши, поставь ударение, подчеркни безударные гласные:  Я люблю х…дить по лесу и слушать шум л..ствы.

Слайд 5

Безударный хитрый гласный:  Слышим мы его прекрасно,  а в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья.

Остров « Умники»

Работа по учебнику стр 93-94, упр. 142,144.

Остров « Знатоки»

Слайд 6

На слайде: Способы проверки безударной гласной:

- формы одного и того же слова

Глаз, глаза, у глаза;

- однокоренные слова

Глазок, глазки, глазик;

Задание : 1. Найди формы одного и того же слова:

Рыба, рыбаки, рыбный; дом, дома, у дома, река, речной, речка.

2.Найди однокоренные слова: дождь, дождик, дождевой; лоси, лось, у лося.

Слайд 7

На слайде: - поставь ударение; выдели корень; подчеркни гласную, которую нужно проверять; проверь гласную изменением формы или подбором однокоренного слова.

  1. Остров « Незнай- ки»

На острове живет Незнай-ка, который написал записку.

Слайд 8

Внимательно прочитайте записку. Все ли правильно? Найдите ошибки, объясните правильное правописание..

На слайде: У нас  на острове растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать свое имя на каре. Помогите!

                                                       Варобей.

Организация дидактической игры.

Давайте немного поиграем. Я вам приготовила карточки. На разных карточках будут пары слов, одно из которых проверочное, другое проверяемое. Ваша задача вытянуть по одной карточке и найти пару. Когда найдете пару, вам с напарником нужно быстро выбежать к доске и записать пару слов.

Слайд 9

теперь я могу…

было интересно…

было трудно…

я научился…

 Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: подготовка рабочего места, всего необходимого для включения в учебную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, оценка, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели

Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

.

Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели.

П: общеучебные- совершенствуют имеющиеся умения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формирование умения слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные (логические):

анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формирование умения слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности.

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Учитель: Цыдендамбаева М. Д.

УМК: развивающая система Л. В. Занкова

Тема: Безударные гласные в корне слова

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Оборудование: А. В. Полякова . Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. Ч.  2., доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, объявления для групповой работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята!

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

Эмоциональный настрой.

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (улыбка) Слайд 1

- Подарим друг другу улыбку

Готовятся к работе, приветствуют учителя.

Улыбка.

Улыбаются друг другу.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: подготовка рабочего места, всего необходимого для включения в учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»). Слайд 2

После просмотра:

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Ребята, а вы согласны с мальчиком? Можно ли обойтись без безударных гласных?

О безударных гласных

Высказывание мнений учащихся.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, оценка, прогнозирование.

  1. Постановка учебной задачи

- Какова цель нашего урока?

Закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова. Слайд 3

Чтобы закрепит умение правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, мы должны выполнить ряд задач. Каких?

  1. Повторить способы проверки безударных гласных в корне слова.
  2. Выяснить, пригодятся ли нам эти знания в жизни (или мальчик Витя был прав, что можно обойтись без безударных гласных)?
  3. ? почему-то мне кажется, что у нас будет третья задача, но пока не знаю какая. Слайд 4-6

Учащиеся формируют цель урока: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова.

Выявляют задачи урока.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели

  1. Этап выявления первичных знаний

Мы тетради все открыли,

Ровно сесть не позабыли.

-Записываем число, классная работа.

На доске: вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Выделите корень.

Л..са –

М..ря –

Тр..пинка –

Д..ждливый –

- С помощью каких способов проверки безударных гласных нам удалось не ошибиться при написании?

- Как проверить безударный гласный в корне?

Слайд 7

Проверить ударением

Изменить

форму слова               Подобрать

                                однокоренное

                                            слово

         

Открывают тетради, записывают число.

Выполняют задание в тетрадях.

Вспоминают правило проверки безударных гласных в корне слова

Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

  1. Физминутка

Физминутка «Птицы» с использованием мультимедийного оборудования. Слайд 8

Выполняют движения за птицами, изображенными на экране.

  1. Обобщение  знаний

VII. Итог урока

- А кто помнит, какая была вторая задача?

Ребята, вы помните, что мы хотели выяснить, нужны ли нам в жизни знания о безударных гласных? Этим мы сейчас и займемся.

Работа в группах.

- Я сейчас попрошу первые парты повернуться ко вторым, третьи к четвертым.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Ребята, в нашем подъезде я увидела такие объявления. Они вызывают у меня сомнения. Я нашла в них ошибки. Найдите и вы их. Исправьте и докажите, что вы правы.

(Раздаю объявления и маркер по группам.)

- Ребята, вам нужно проверить эти объявления. Все ли в них верно? Если нет – исправить ошибки. Затем вывесить эти объявления на доску.

- Ребята, посмотрите на экран. Я прощу вашей помощи. Сегодня утром я увидела еще одно объявление. Проверьте, все ли верно?

На экране: Слайд 9

Потерялась сабака.

- Да? А почему? А как проверить?

- Подходит какой-нибудь из способов?

- Ни один способ не подходит, значит должен быть какой-то другой способ? Какой же?

- Если написание слова нельзя проверить, что нужно сделать?

- Совершенно верно. В русском языке существует группа слов, где безударную гласную никак нельзя проверить. Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре. Это словарные слова. Слайд 10

- Давайте поиграем в игру «Топ-хлоп». Если вы видите на экране словарное слово – вы топаете, а если видите слово, которое можно проверить, то вы хлопаете.

(Простуда, часы, крокодил, дела, фонарь, плоты, трамвай, береза, тетрадь, гора.)

- Как же нам проверить безударную гласную в корне слова?

- А если слово не проверяется ударением, то какое это слово?

- Давайте вспомним, какие задачи мы должны были с вами выполнить?

- Какая была 1-ая задача? Слайд 11

- 2-ая задача? Слайд 12

- И где же нам могут пригодиться знания о правописании безударных гласных?

- Помните, у нас была 3-я задача? Какую задачу мы с вами еще выполнили на уроке?

3-я задача: выяснить, есть ли в русском языке слова, которые нельзя проверить ударением?  Слайд 13

- И как называются такие слова?

- Все ли задачи мы с вами выполнили?

- Значит, мы достигли цели? (слайд с целью). Слайд 14

Вспоминают и воспроизводят 2-ую задачу.

Формируются в группы.

Вспоминают, как они должны вести себя при работе в группах.

Работают в группах.

После работы в группах, вывешивают объявления на доску. Один ребенок из группы отчитывается о работе.

Слово «сабака» написано неправильно.

Нет.

Пытаются найти способ проверки данного слова.

Запомнить. Это словарные слова.

Играют в игру на внимание.

Проговаривают правило.

Словарное.

Вспоминают и воспроизводят.

Словарные

Да

Да

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формирование умения слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные (логические):

анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Рефлексия

Ребята, заполните листочки, которые лежат у вас на парте.

Заполняют таблицу с рефлексией.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

  1. Домашнее задание

Слайд 15

На выбор:

  1. На зеленых карточках – подчеркнуть безударные гласные словах и подобрать проверочные слова.
  2. На оранжевых карточках – составить текс из 5-7 предложений на тему «Весна» , используя слова с  безударными гласными. Подчеркнуть орфограммы.

- На перемене можете подойти и выбрать карточку.

- Молодцы, ребята. Урок окончен.

Слайд 16

Познавательные: (логические)

анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Презентация к  уроку  русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме: " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Подробный конспект урока по теме: " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". Для 2 класса  к УМК " Школа России"....

Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слов...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

УМК: Школа РоссииКласс: 2Дисциплина: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Урок с использованием игровых техноло...