«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Федотова Татьяна Дмитриевна

Урок рефлексии по русскому языку на тему " «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». 3 класс УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_refleksii.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учителя: Федотова Татьяна Дмитриевна

МКОУ «СОШ №6» г. Кирова Калужской области

УМК:  Школа России

Предмет:  русский язык

Класс:  3

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласным звуком в корне».

Тип урока: Урок рефлексии.

Цели урока: 

1. Развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корнях слов, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм.

 2. Развитие речи, мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

3. Воспитывать нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Формирующие УУД: Развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений  строить рассуждение, делать выводы, работать по алгоритму, учиться работать в парах, группе, учиться самооценке.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Самоопределение

Цель: самоопределение к деятельности

 (2 мин)

Повернитесь все друг к другу  1. 3. 3

И пожмите руку другу.

Руки вверх все поднимите

И руками шевелите.

Скажем дружно все:

«Ура! Начинать урок пора!»

- Ребята, над какой темой мы работали последние 3 урока?

(Правописание непроизносимых согласных).

- Вспомните, пожалуйста, что мы выполняем в конце изучения темы? (Проверочную работу).

- Для чего мы это делаем? (Чтобы понять, как мы усвоили изученный материал).

-Ещё для чего? (Чтобы ещё раз обратить внимание на то, что не получается).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и цели. («Правописание непроизносимых согласных в корне слов». Цель: выявить трудности в изученной теме и составить алгоритм по их устранению.

Ι. Актуализация знаний.

12 мин

 4  1.  2.

1. Блицопрос (2 мин) по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне.

– Какие непроизносимые согласные вы знаете?

– Где их можно обнаружить? (В сочетании со звуками [сн] и [зн].)

– Назовите ключевые слова правила написания слов с непроизносимым согласным. (Непроизносимый согласный, корень, проверочное слово, однокоренное слово, буква гласного.)

 – С чего нужно начать работу при поиске орфограммы-буквы непроизносимого согласного звука? (Произнести и найти сочетание согласных звуков.)

– Как действовать дальше? (Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый.)

– Что для этого нужно сделать? (Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.)

– Как обозначить орфограмму? (Подчеркнуть одной чертой, выделить корень и записать проверочное слово, подчеркнув двумя чертами букву гласного.)

2. Самостоятельная работа ( 10 мин)

Задания для самостоятельной работы.

  1. Прочитай стихотворение Е. Пущина. Выпиши слова с непроизносимой согласной. Запиши проверочные слова.

Мы пришли с салюта

Поздно вечерком.

Звёздные минуты

 В сердце есть моём.

  1. Запишите  под диктовку слова, оформляя известные орфограммы.

Грустный вид, яростный ветер, счастливый человек, чудесный музей, крутая лестница, скользкая дорожка, радостный день,  прекрасная комната, честное слово,  праздничный пирог, устный рассказ,  дружный коллектив.

       Самопроверка по эталону.

( на экран выводится правильное написание словосочетаний, подчёркнуты все изученные орфограммы).

  1. Самооценка. ( Повторяются критерии оценивания)     2 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1 мин

- Кто полностью справился с заданиями? ( Уч-ся обозначают себя, поднимают руку или встают).

- Что мы, обычно делаем дальше? (Выполняем следующие задания)

Учитель раздаёт детям карточки, на которых записаны максимальное количество заданий. Учащиеся выполняют столько заданий, сколько успеет до конца урока.

Задания:

  1. Допиши подходящие по смыслу слова с орфограммой- буквой, обозначающей непроизносимый согласный звук в корне слова.

«З_________, дорогая мама!- начал я своё письмо. – Я ч_______ую себя хорошо, не болею. Вчера произошло рад______ событие: я переплыл нашу речку туда и обратно. Это был настоящий п_________ик! А п_____но вечером мы с ребятами сидели у костра и смотрели на зв_____ небо. Звёзды были хорошо видны, и я нашёл Большую Медведицу и Полярную звезду…»

  1. Выдели в тексте все изученные орфограммы, где нужно пишите проверочные слова. Списывать текст не нужно, работать прямо в карточке.

                               Праздничный лес.

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

  1. Разберите по составу слова: рукавицы, еловые, снежными.
  2. Выполните звуко –буквенный разбор слов: вьюга, солнце.

3. Локализация затруднений.

(2 мин)

Осознание места и причины собственных затруднений.   2. 

- Кто не смог выписать слова с непроизносимой согласной?

- Кто допустил ошибки в письме под диктовку? На какую орфограмму допущены ошибки? (Уч-ся всё проговаривают).

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.

(5 мин)

1. Выбор способа и средств исправления ошибок.  2. 1.

- Как нужно действовать, чтобы найти слова на заданную орфограмму? (Произнести слово и найти сочетание согласных звуков.)

-Как действовать дальше? (Проверить, есть ли в сочетании согласных непроизносимый.)

- Как подобрать проверочное слово? (Подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.)

- На какую ещё орфограмму допущены ошибки при письме под диктовку?

- Что нужно сделать, чтобы исправить их? (Подобрать проверочные слова или вспомнить, как пишутся слова с удвоенной согласной).

- Как проверить парную согласную в корне слов?( Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук).

2. Самостоятельное исправление ошибок. Учащиеся выписывают слова, в которых допустили ошибки, подбирают проверочные слова или проверяют по орфографическому словарю, если это были словарные слова.

5.Обобщение затруднений во внешней речи.

(3 мин)

Организация групповой работы по обсуждению исправленных ошибок.

Учащимся предлагается собраться в группы:        4.  3

 1 гр. Кто исправлял 1 задание,  2 гр. 2-е задание. Если уч-ся допустил ошибки в обоих задания, ему предоставляется выбор группы по желанию. Ученики ещё раз в группах обсуждают типовые затруднения и проговаривают формулировку способов действий, которые вызвали затруднения.  Обращают внимание на алгоритм, который вывешен в классе.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(5 мин)

3. 2 3

1 группа учащихся выполняет задание, записанное на красных карточках:

Выписать из текста слова с непроизносимой согласной с записью проверочного слова.

По морям плавают гигантские пассажирские и грузовые суда. Опасные морские дороги соединяют дальние страны. Жгучее солнце и яростный ветер не пугают местных капитанов.

2 группа  учащихся выполняет задание, записанное на зелёных карточках.

Выпиши слово на ту орфограмму, в которой ты допустил ошибку. Вставь пропущенную букву, в скобках напиши проверочное слово.

Чудес_ное настроение, прелес_ный цв_ток, чес-ный ч_л_век, праз_ничный обе_, сах_рный трос_ник, лё_кие пры_ки, вкус_ный _рех, х_роший а_етит прекрас_ная ко_екция.

Самопроверка по готовому эталону.

Если уч-ся снова испытали затруднения, они ещё раз всё проговаривают и исправляют ошибки под руководством учителя. Кто справился с заданием получают следующее задание.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Прочитайте текст.

Скоро март. Радостно встречают этот месяц ребята. Ведь в марте есть праздник – женский день. Дети готовят к этому празднику подарки. Владик нарисовал прелестный цветок. Светлана вышила чудесную салфетку. Алёша поставил в воду ветку тополя. Постоит ветка в тепле и распустит листочки. Мама будет счастлива.

Ответьте письменно на вопросы. Выделите все знакомые орфограммы.

- К чему готовятся дети?

- Какой цветок нарисовал Владик?

- Какую салфетку вышила Светлана?

Какое настроение будет у мамы?

Взаимопроверка. Обсуждение в парах.

8. Рефлексия деятельности

Самооценка.

– Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова? (Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного.)

– Чем они различаются? (В 1-м звук не произносится, а во 2-м – произносится.)  4  4

- Какую цель мы ставили на уроке? (Выявить трудности и работать над их устранением).

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- Какие трудности вы испытали? Как вы над этим работали?

- Получилась у вас следующая работа без ошибок? Почему? Что вы для этого сделали?

-Оцените работу всего класса, свою собственную работу.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

V. Домашнее задание.

Дифференцированное задание по карточкам.

1кар. Списать, вставить пропущенные буквы, разбор по составу.

2 кар. Списать текст. Найти известные орфограммы, оформить их.

3 кар. Восстановить порядок абзацев в тексте. Подчёркивая известные орфограммы. (СМ. К/р по русскому языку о. Н. Крылова с 92-93, 94)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР.  (базовый учебник: "Русский язык" автор  Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....