Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazakova_l.s._teh._karta_uroka_rus._yazyka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока- путешествия («Школа России»)

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс

Тема урока

«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Цель  урока

Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

Задачи

Обучающие –
• учить делать самостоятельные выводы по теме;
• обогащать письменную речь учащихся;
• учить применять полученные знания грамотного письма;
• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Развивающие –
• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные -
• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;

 • формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.  

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в  на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник, интерактивная доска, диск «Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», приложение к уроку (презентация)

Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе

-Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети отвечают, высказывают своё мнение

Устные ответы

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок  

Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.

Составление плана урока

Воспитание здорового образа жизни

Физкультминутка

- Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними.

(слайд 1)

- Отправляемся в путь.

Внезапно начался шторм!

Вот первое испытание.

Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.

(слайд 2)

АРБУЗ     ШУБКА

ХЛЕБ       ТРАВКА

ВЕТЕР     ВЬЮГА

- Какое слово «лишнее» в первом столбце?

- Во втором столбце?

- Как проверить парную согласную?

- С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!

(слайд 3)

Отдохнем с тобой дружок,

Ставим руки дружно в бок,

Наклонились влево – вправо,

Влево-вправо, влево-вправо,

Потянулись мы на славу,

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

Обосновывают выбор

Отвечают - ветер

Отвечают – вьюга

Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз – арбузы, хлеб – хлеба, шубка – шуба, травка – трава)

Устные ответы

Правильные ответы на вопросы

(оценка)

Выполнение упражнений физкультминутки

(контроль)

Открытие нового (знания, способа действия) 

 

 Подведение детей к самостоятельно-

му выводу

Проверка понимания способа действия

Чтение сказки

Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117

Задание выполняется в группах

- Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (слайд 4)

- Давайте поприветствуем остров.

- Каким словом приветствуют при встрече?

( учитель крепит карточку с представленным словом на доску)

- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)

- Посмотрите на слова. Что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (на интерактивной доске появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»).

- Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.

- Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки

(слайд 5)

-Так как же найти  звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными?

-Прочитаем правило

Поработаем в группе.
(Каждой группе даются свои слова.)

- Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
- Запишите попарно эти слова.
- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Здравствуйте!

Выбирают подходящие карточки

 Отвечают

Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова

Проговаривают и отвечают

Отвечают: «в», «л», «т», «д»

Обосновывают выбор: непроизносимые согласные.

Высказывают своё мнение

Записывают слова,

осуществляют самооценку

Высказывают своё мнение

Один из учеников читает сказку, другие слушают.

Чтение сказки учеником.

Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

Обосновывают выбор и отвечают

Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной

Читают и запоминают  правило

Вспоминают правила работы в группе

Выполняют задание


печальный - грустный
весёлый – радостный
здешний – местный
всадник – наездник
огромный – гигантский
знаменитый – известный
правдивый – честный
гневный – яростный
хмурая - ненастная

Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп

Устные ответы

(оценка)

Умение слушать, понимать прочитанное

(контроль)

Поиск информации

(контроль)

Ответы на вопросы

(оценка)

Работа с материалом учебника

(контроль)

Правила работы в парах

(контроль и оценка)

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Развитие мелкой моторики

Проверка понимания способа действия

Пальчиковая гимнастика

(слайд 6)

Учебник, с. 118, упр.226

Словарная работа

Выполнение заданий с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык»

Работа в парах

(Учебник, стр.119, упр.227)

Наши пальчики сцепились,

И тянулись, и крутились,

Каждый хочет победить,

И награду получить.

-Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.

- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:

  • Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?

- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?

  • Скоро Новый год. Это весёлый …

- Как проверить непроизносимую согласную?

-Поработаем в парах.

Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.

Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова

Обосновывают выбор ответа (лестница)

Отвечают, делают выводы

Обосновывают выбор ответа (праздник)

Повторяют правило.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой

Закрепляют новый материал игровыми упражнениями

Вспоминают правила работы в парах.

Объясняют написание слов чудесный, прекрасный.

Формулируют свои предположения в паре.

Осуществляют взаимопроверку

Самостоятельная работа

(оценка)

Устные ответы

Правила работы в парах

(контроль и оценка)

Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Задание на дом.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Работа с бумажными солнышками

(слайд 7)

Учебник, стр.120, упр.231

- С какими согласными мы познакомились?

- Почему их так назвали?

- Как проверить слово с непроизносимой согласной?

- У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него?

- Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.

- А теперь покажите ваши солнышки.

Учитель даёт комментарий к домашнему заданию

- Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Слушают учителя и определяют, чего не хватает

Формулируют конечный результат своей работы

Рисуют улыбку или ротик – по настроению.

Поднимают рисунки вверх и показывают

Планируют выполнение домашнего задания

Устные ответы

(оценка)

Усвоение нового материала

(контроль)

Запись домашнего задания

(контроль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" (с аспектным анализом) 3 класс

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. На каждом этапе урока указаны формируемые универсальные учебные действия. Конспект представлен с аспектным анализом. Для проведения у...

Урок русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными

Данную разработку может использовать учитель, работабщий не только по системе Л.В.Занкова, но и по другим системам обучения...

Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"

Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...