Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_l.s._teh._karta_uroka_rus._yazyka.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока- путешествия («Школа России»)
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс | Русский язык, 3 класс | |||
Тема урока | «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне» | |||
Цель урока | Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными; | |||
Задачи | Обучающие – Развивающие – Воспитательные - • формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе. | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) | ||
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Метапредметные Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | |||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
Учебник, интерактивная доска, диск «Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», приложение к уроку (презентация) | Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль |
Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности) | Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе | -Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Дети отвечают, высказывают своё мнение | Устные ответы | |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок | Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока. Составление плана урока Воспитание здорового образа жизни | Физкультминутка | - Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними. (слайд 1) - Отправляемся в путь. Внезапно начался шторм! Вот первое испытание. Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце. (слайд 2) АРБУЗ ШУБКА ХЛЕБ ТРАВКА ВЕТЕР ВЬЮГА - Какое слово «лишнее» в первом столбце? - Во втором столбце? - Как проверить парную согласную? - С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые! (слайд 3) Отдохнем с тобой дружок, Ставим руки дружно в бок, Наклонились влево – вправо, Влево-вправо, влево-вправо, Потянулись мы на славу, Сядем тихо, мой дружок, И продолжим наш урок. | Обосновывают выбор Отвечают - ветер Отвечают – вьюга Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз – арбузы, хлеб – хлеба, шубка – шуба, травка – трава) | Устные ответы Правильные ответы на вопросы (оценка) Выполнение упражнений физкультминутки (контроль) |
Открытие нового (знания, способа действия)
| Подведение детей к самостоятельно- му выводу Проверка понимания способа действия | Чтение сказки Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117 Задание выполняется в группах | - Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (слайд 4) - Давайте поприветствуем остров. - Каким словом приветствуют при встрече? ( учитель крепит карточку с представленным словом на доску) - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце) - Посмотрите на слова. Что необычного в них? - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием. - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла? - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»? - Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (на интерактивной доске появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»). - Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения. - Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными. - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете? - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки (слайд 5) -Так как же найти звук, который не произносится, но пишется? - Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными? -Прочитаем правило Поработаем в группе. - Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. | Здравствуйте! Выбирают подходящие карточки Отвечают Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова Проговаривают и отвечают Отвечают: «в», «л», «т», «д» Обосновывают выбор: непроизносимые согласные. Высказывают своё мнение Записывают слова, осуществляют самооценку Высказывают своё мнение Один из учеников читает сказку, другие слушают. Чтение сказки учеником. Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. Обосновывают выбор и отвечают Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной Читают и запоминают правило Вспоминают правила работы в группе Выполняют задание
Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп | Устные ответы (оценка) Умение слушать, понимать прочитанное (контроль) Поиск информации (контроль) Ответы на вопросы (оценка) Работа с материалом учебника (контроль) Правила работы в парах (контроль и оценка) |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным | Развитие мелкой моторики Проверка понимания способа действия | Пальчиковая гимнастика (слайд 6) Учебник, с. 118, упр.226 Словарная работа Выполнение заданий с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Работа в парах (Учебник, стр.119, упр.227) | Наши пальчики сцепились, И тянулись, и крутились, Каждый хочет победить, И награду получить. -Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова. - Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:
- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?
- Как проверить непроизносимую согласную? -Поработаем в парах. | Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится. Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова Обосновывают выбор ответа (лестница) Отвечают, делают выводы Обосновывают выбор ответа (праздник) Повторяют правило. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой Закрепляют новый материал игровыми упражнениями Вспоминают правила работы в парах. Объясняют написание слов чудесный, прекрасный. Формулируют свои предположения в паре. Осуществляют взаимопроверку | Самостоятельная работа (оценка) Устные ответы Правила работы в парах (контроль и оценка) |
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Работа с бумажными солнышками (слайд 7) Учебник, стр.120, упр.231 | - С какими согласными мы познакомились? - Почему их так назвали? - Как проверить слово с непроизносимой согласной? - У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него? - Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик. - А теперь покажите ваши солнышки. Учитель даёт комментарий к домашнему заданию - Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник) | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Слушают учителя и определяют, чего не хватает Формулируют конечный результат своей работы Рисуют улыбку или ротик – по настроению. Поднимают рисунки вверх и показывают Планируют выполнение домашнего задания | Устные ответы (оценка) Усвоение нового материала (контроль) Запись домашнего задания (контроль) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс
Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...
Конспект урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" (с аспектным анализом) 3 класс
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. На каждом этапе урока указаны формируемые универсальные учебные действия. Конспект представлен с аспектным анализом. Для проведения у...
Урок русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными
Данную разработку может использовать учитель, работабщий не только по системе Л.В.Занкова, но и по другим системам обучения...
Урок русского языка по теме " Слова с непроизносимыми согласными и слова , в которых непроизносимых согласных нет".
Урок в 3 классе УМК " Школа России"...
Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"
Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой....
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...