«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого этапа указаны УУД, которые планируется формировать у учащихся. Описана деятельноть учителя и учеников. Имеются ссылки на электронные образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_t.yu_.ryabova.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
Предмет: русский язык
Класс: 2
Учебник: Нечаева Н.В. Руссий язык. – Ч. 2. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (наблюдать
за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова).
Задачи.
Образовательные: формировать умение
- наблюдать за словами, в которых при сочетании трёх или более согласных один из звуков не произносится;
- наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова;
- находить данную орфограмму в словах;
- подбирать однокоренное слово или форму слова, чтобы непроизносимый согласный произносился;
- объяснять написание данной орфограммы.
Воспитательные: воспитывать и формировать умение
- быть организованным и самостоятельным;
- работать в парах и в группе (выслушать того, кто хочет высказать своё мнение; договориться и совместно выполнить задание);
Развивающие: развивать умение
- определять цель деятельности;
- наблюдать и исследовать предложенный учебный материал;
- классифицировать, обобщать, делать выводы;
- самостоятельно оценивать результат своих действий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Название ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | - Мудрая Черепаха из мультфильма (вьетнамская сказка) «Дракон» предлагает восстановить вьетнамскую пословицу и объяснить её смысл. когда идёшь; Дойти можно лишь тогда, когда учишься. узнать можно лишь тогда, | Восстанавливают пословицу. Дойти можно лишь тогда, когда идёшь; узнать можно лишь тогда, когда учишься. (Вьетнамская пословица) Обьясняют смысл пословицы. | Личностные: понимание того, что знания приходят в результате учения; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию; строить рассуждение. высказывать свою точку зрения. | |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения | Минутка чистописания. Задание зависит от проблем в данном классе по выполнению графических элементов. Учитель корректирует ответы детей, а при необходимости чётко объясняет правильное написание букв и их элементов перед началом работы. Работа в группах. Запишите слова. Рядом запишите форму множественного числа. Гора – Дуб – Сердце – Теперь запишите родственные слова. Во всех словах отметьте орфограммы Проверка работы групп. | Дети соблюдают правильную осанку при письме, положение тетради Называют, сравнивают, объясняют и пишут элементы, соединения, требующие отработки каллиграфически правильного написания. Повторяют правила работы Выполняют задания в группах: работают над словами Испытывают затруднение при работе со словом «сердце». Заметили, что при воспроизведении голосом данного слова звук [д] не слышим (не произносим), с названием данной орфограммы не знакомы. | Коммуникативные: умение работать Познавательные: вычитывать информацию, осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждения. Регулятивные: находить ошибки Личностные: этические чувства (сопереживания, стыда, вины, совести) на основе анализа поведения одноклассников и собственного поведения или поступка. | |
3. | Постановка учебной задачи. | - Сравните произношение и написание этих слов. (Сердце – сердца, сердечко, сердечный, безсердечный, сердечно.) - Какой вопрос возникает? - Что нам нужно узнать на уроке? - Предположите, как может называться новая орфограмма? - Сравните свои формулировки вопросов с авторской в учебнике и предположение о названии новой орфограммы. | При работе с формой множественного числа и родственными словами заметили, что в корнях некоторых из этих слов буква д пишется, но звук не произносится. - Почему в одних словах звук [д] произносится, а в других не произносится? (- Почему в одних словах звук [д] не произносится, а буква д пишется?) - Как называется новая орфограмма? Предположения детей. Работа Сравнивают вопросы и предположение - Непроизносимая согласная в корне слова – название новой орфограммы. Физминутка | Регулятивные: определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения. Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, умение извлекать информациюиз учебника. Регулятивные: умение высказывать предположение и соотносить его с информацией в учебнике. | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Наблюдение с новой орфограммой. Работа в парах. Даны слова: вестник, известие, известный, весточка, известно, весть. - Прочитайте слова и разбейте их на две группы. - По какому признаку вы их разделите? Продолжите работу и разделите на две группы слова из первого задания. (Сердце – сердца, сердечко, сердечный, безсердечный, сердечно.) - Попробуйте предположить, почему в 1-м столбике согл. [т] и [д] и не произносятся? При затруднении подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д. - Попробуйте сделать вывод. - Что можно сказать о словах 2-го столбика? - В какой позиции стоят согл. звуки [т] и [д] ? | - В 1-й столбик слова, в которых согл. звук [т] не произносится, а во 2-й столбик слова в которых звук [т] произносится. Подчёркивают стн рдц - Если рядом стоят 3 согласных буквы, то звуки [т] и [д] не произносятся. - Согласные звуки [т] и [д] стоят в сильной позиции (после согласного стоит гласный звук). - Слова 2-го столбика – проверочные. | Коммуникативные: умение работать Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, делать вывод. Регулятивные: строить предположения. | |
5. | Первичное закрепление ванием во внешней речи. | Работа с учебником Правило - Расскажите своему соседу правило о непроизносимом согласном в корне слова. | Свои выводы и предположения соотносят Выполняют задание. | Регулятивные: умение высказывать предположение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные: умение работать | |
6. 7. | Самостоятель-ная работа С самопровер-кой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. | ЭОР № 1 ЭОР № 2 Аудизапись А. Хайт, А. Левенбук Песенка «Танго о нероизносимых согласных» | 1) Упр. 239 Исследуйте, какая позиция звуков выделенных букв сильная, а какая слабая. Проверь себя. 2) Сравни написание и произношение. 3) Подбери проверочное слово. Проверь себя. 4) К словам левого столбика подберите близкие - Мудрая Черепаха предлагает подвигаться и послушать танго (последние 48 сек.), а самое главное ответить Вопрос Мудрой Черепахи. - Как называется это танго? (Слова из танго) Возьми слова похожие, где тот согласный слышится. - О каких похожих словах идёт речь? | Работа на доске и Пример печальный - грустный ! ! ! всадник - наездник ? После работы с эталоном рядом с ! и ? знаками могут быть поставлены знаки: !! - уверенность в правильности выполнения задания подтвердилась. !? – уверенность в правильности выполнения задания ?? - сомнения подтвердились. ?!- сомневался, но выполнил верно. «Танго о …». - Речь идёт об однокоренных словах или | Регулятивные: умение определять последовательность своих действий, осуществлять предоценку и оценку правильности выполнения своей работы для формирования навыка самопроверки. Личностные: интерес к учебному материалу Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
8. | Рефлексия учебной деятельности | - Помните, с чего начинался урок? Узнать можно лишь тогда, когда учишься. - Целый урок вы учились, а что узнали? (- Как называется новая орфограмма?) - Какое задание было самым сложным? - Какое самым интересным? - Что необходимо уметь, чтобы правильно писать слова с непроизноси- мым согласным? - Кто на уроке был самым активным? - Что бы вы посоветовали ребятам, которые часто ошибались Домашнее задание. Правило. Упр. 240 Оценки за работу на уроке. | Ответы детей. Совместно определяется домашнее задание. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Коммуникативные: умение слушать и слышать участников диалога. Личностные: представление |
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка |
1. | Сравни написание и произношение | Задание (№ 193664) | Слова с иллюстрациями Демонстрация | |
2. | Подбери проверочное слово | Интерактивное задание (№ 193782) | Тест | |
3. | А. Хайт, А. Левенбук Песенка «Танго о нероизносимых согласных» | Аудизапись | Слушание | http://www.yapfiles.ru/show/376281/ce3dcf5d1f06f2fec7673667759db004.mp3.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".
План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...
2 класс_Самостоятельная работа по темам_Безударные гласные в корне слова_Парные согласные в корне слова
2 класс. Самостоятельная работа по темам "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные в корне слова"....
Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова
Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл...
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель урока: ...