Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_neproiznosimye_soglasnye.zip | 431.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне
Цель: – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Задачи урока:
- Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
- Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа,
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Самостоятельно работать на компьютере,выполняя предложенные упражнения
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарная работа ( в мобильном классе тренажёр со словарными словами)
-Какую орфограмму мы сейчас повторили?
2.Повторение орфограмм с согл звуками.
Работа в группах
( на карточках записаны группы слов)
1 группа
Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?
ванна, перрон, поздний, хоккей
2 группа
Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?
Аккуратный, известный, аппетитный, хоккейный
3 группа
Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?
Зубки, ложка, скобка, тростник
4 группа
Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?
Наездник, бумажка, сторож, закладка
5 группа
Что объединяет слова в одну группу? Какое слово лишнее?
Сердце, книжка, закладка, сказка
3. Составление схемы по орфограммам согл.
Какие орфограммы мы сейчас повторили?
(парные звонкие и глухие согл, двойные согл.)
Слова лишние выставляются на доску, записанные на карточках.
-Как вы считаете, есть ли какая либо орфограмма в написанных словах?
-Что мы называем орфограммой!
(Орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Произношение слова отличается от написания)
-Давайте мы ответим на этот вопрос в конце урока.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Проблемная ситуация. Работа по учебнику.с70 №75( текст на доске)
(Упр. 75 – используется побуждающий диалог.)
- Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)
-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
-Что вас удивило, что интересного заметили?
-Сравните произношение и написание этих слов.
- Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)
– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)
-Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется?
- Как называется новая орфограмма?)
-Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.
- Сформулируйте тему урока.(Непроизносимые согл.)
Открываю на доске тему:
«Непроизносимые согласные в корне слова».
- Какова цель нашего урока?
2. Составим план урока.
1.Научиться находить слова с непроизносимыми согл.
2.Научиться объяснять написание таких слов.
3. Правильно записывать.
-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
III. Открытие новых знаний
-Назовите родственные слова к слову: весть
Открываю запись на слайде.
1. Работаем по этому плану с группой однокоренных слов.
1. На доске записаны слова:
весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. ВКЛЮЧИТЬ КОМП
При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?
При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.
Запись этих столбиков и Проверка по 1 слайду
– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.
Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).
-Какие буквы стоят после согл звука, который отчетливо слышится?
Вывод: буква стоит последняя в слове, после неё стоит гласн.
2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.
Упр. 76.
– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.
– Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.)
– Подтвердились ли ваши предположения?
-Сделайте общий вывод:
-Какие звуки могут быть непроизносимыми ? проверка по 2 слайду
- В каком месте слова может стоять непроизносимый согл звук?
3.Работа с информацией
Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.
– Прочитайте про себя.
Вопросы после чтения:
– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?
– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)
- Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.
-А как поверить такие буквы?
( сами формулируют правило)
-Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 73 – Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией)
- С проверкой какой орфограммы схоже это правило?
ФИЗМИНУТКА
4. Составление плана по проверке непроизн. согл.
-По какому плану мы будем работать над словами с непроизносим. согл.?
План ( на доске )
1. слушаю звуки
2.Подбираю проверочное слово
3. Пишу в слове букву…
4. Обозначаю орфограмму
ΙV. Развитие умений – применение знания.
1. Вернёмся к словам, которые мы выделили лишними в начале урока
( поздний , известный, тростник , наездник, сердце)
-Произнесите слова, что вы в них услышали, какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
-Закончим опорную схему про орфограммы согл зв.
(работа у доски)
- попробуем доказать по плану написание этих слов. Запишите слова с доски, в скобках проверочное слово
-Подчеркните в слове непроизносимую согл, в скобках напишите проверочное слово.
V. Итог урока
1.Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.
Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.
-Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Какую цель мы ставили на уроке?( возвращаются к плану урока)
- Назовите орфограммы с согл зв.
2. Работа с пословицей на слайде
-Дополните пословицу подходящим словом
Человек трудолюбивый самый счастливый
VI. Рефлексия (нарисованное дерево, на него приклеить листочки)
-Оценить уровень понимания новой темы цветными листиками
зеленый цвет новая тема понятна
Желтый цвет возникают вопросы.
Красный цвет новая тема слишком сложна
VI. Домашнее задание
С 72-73 правило, №81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР. (базовый учебник: "Русский язык" автор Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...
Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»
Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока - Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...
«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...