конспект урока по русскому языку 3 класс ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
урок по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_neproiznosimym_soglasnym_zvukom_v_korne.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ
С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ
Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:
Коммуникативные
Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.
Овладение способами проверки.
Личностные
- развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Познавательные
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.
Регулятивные
- выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
- Чистописание
Игровой момент «Полубуква»
- Узнай букву, запиши в алфавитном порядке.
- Что общего? (согласные)
- Чем отличаются? (л,в,д – обозначают звонкий звук, т – обозначает глухой звук)
2. Опросник
до | Вопросы знаю/нет | после |
Я знаю первое правило корня «безударная гласная». Умею проверять | ||
Я знаю второе правило корня «парная согласная». Умею проверять | ||
Я знаю третье правило корня |
- Давайте зафиксируем наши результаты. Что мы знаем о правиле корне на этот момент.
3. Актуализация знаний
Слайд 1
Устно. Зная правила корня, разбей на 2 группы следующие слова:
Кружка, лесной, сказка, река, несёт, просьба, солнце.
(Солнце лишнее не подходит в 1 группу к безударным, не подходит во вторую группу к парным)
- Запишите в три столбика самостоятельно и придумайте ещё по 2 слова в первый и во второй столбик.
- Как проверяем безударную гласную в корне? (2- 3 человека)
- Как проверяем парную согласную в корне? (2-3 человека)
4. Открытие новых знаний
- Какое слово в третьей группе? (Солнце)
- Как вы думаете, какая буква здесь трудная, т.е. орфограмма? («л»)
- Разберём по составу: солнце – солнечный (чередование Ц-Ч, выпадает гласная)
- В какой части слова находится орфограмма? (в корне)
- А теперь запишем транскрипцию [сонцэ]
- Что заметили? Звук [л] не произносим, не слышим.
- Как можно назвать звук, который не произносится?
(«непроизносимый согласный звук», озвучить несколько раз)
Слайд 2
а) На слайде слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
- Прочитайте слова. Разбейте их на группы.
- По какому признаку вы их разделите?
-- Запишите в один столбик слова, в которых согласный звук [т ] произносится, во второй столбик, слова в которых согласный звук [T] не произносится.
- Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во втором столбике согласный звук [T] не произносится. (Если затрудняются моно дать подсказку)
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.
- Какой можно сделать вывод?( Если в слове встречается сразу три согласных, то звук [T] не произносится)
б) Работа в парах (карточки)
(На карточках слова: сердце, счастлив, чувства, солнце)
- Возьмите карточки. Исследуйте данные слова по алгоритму:
Слайд 3
1. Обсудите транскрипцию слова.
2. Подберите однокоренные слова.
3. Выделите корень
4. Сделайте вывод.
- Сколько всего непроизносимых согласных вы выделили? (4)
- Какие это звуки?
- Какими буквами на письме они обозначаются?
Слайд 4
(на слайде в, д, л,т)
- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? ( в корне)
- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой. Почему?
- Кто сформулирует тему урока?
Слайд 5
(Тема на слайде «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»)
- Так как моно назвать третье правило корня?
- Давайте запишем в таблицу!
- Умеем проверять? Хотите научиться?
Слайд 6
На слайде
Грустить – грустный
Опоздать – поздний
Место – местность
Честен – честность
Звезда – звёздный
Свистеть – свистнуть
- Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки.
- В какой части слова они находятся?
- Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком? Почему?
- Как вы думаете, как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- Давайте проверим свои предположения. Откроем учебник на странице 118 и прочитаем правило.
- Оправдались ли наши предположения?
- Как проверить написание слов с непроизносимым согласным?
Слайд 7
Непроизносимые согласные
Подобрать однокоренное слово
Выделить корень
Согласный произносится отчётливо
- Как вы думаете, все ли слова можно проверить?
(Слова «чувства», «лестница», «праздник»)
- Где найти правильное написание таких слов? (в словаре)
5. Физкультминутка
Хлопаем в ладоши, если буква Т пишется, а звук не произносится.
Капустный, свистнул, грустно, ненастный, окрестности, гигантский, прекрасный, вкусный, опасный, прелестный, парусный.
- Почему не всегда хлопали?
Вывод: в корне этих слов нет непроизносимого согласного, но может показаться, что есть.
6. Закрепление
Слайд 8
Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы.
Мороз и со…нце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес…ный
Пора, красавица, проснись…
А. С. Пушкин
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными, запишите проверочные слова.
Взаимопроверка.
Упр. 226 (?)
7. Рефлексия
- Вернёмся к опроснику. Будут ли изменения в нём после сегодняшнего урока?
- Запишите.
- Поднимите руки кто не знал до начала урока, а теперь написал знаю.
- Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс
Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...
Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»
На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с данной орфограммой. Дети учатся умению договаривать...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс
Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...
«Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».
Урок рефлексии по русскому языку на тему " «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне». 3 класс УМК "Школа России"....
Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Правописание слов с удвоенными согласными". УМК "Школа России"
Раздел «Правописание частей слова»...