Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной сложности).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])" | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 1 классе.
Тема: Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])
Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной сложности).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Звучит в записи мелодия песенки Винни-Пуха.
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мёд.
М. Яснов
– Винни-Пух – гость нашего урока. Но за ним летит множество пчёл. Поможем Мишке от них отбиться?
– Вспомните, как называется множество пчел, летящих вместе? (Рой.)
– Верно! Пчёлы улетят, если выполним звуковой анализ слова «рой».
Проводится выбор ученика, который выполнит работу на доске с помощью считалки.
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
– «Прочитай» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.
– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
– Назови первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р].)
– Какой это звук – гласный или согласный? Почему? Обозначь соответствующей фишкой. (Твёрдый согласный, синяя фишка.)
– Назови мягкую пару этого звука. ([р’].)
– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назови второй звук. (Рооой – второй звук [о].)
– Какой это звук? Обозначь соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)
– «Прочитай» слово так, чтобы был отчётливо слышен третий звук. Назови третий звук. (Рой – третий звук [й’].)
– Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зелёная фишка.)
– Какая у него твёрдая пара? (У этого мягкого согласного нет твёрдой пары.)
– Ребята, вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [й’]. (Майка, лейка, мой, пой, дай, лай, вой, деловой, занятой и т. д.)
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Винни-Пух дарит вам стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.
Учитель читает стихотворение В. Лунина.
Я однажды видел сам: Ясень по полю ходил,
Як летал по небесам, Язь в лесу грибы удил…
Ястреб плавал в океане, Я не вру, поверьте мне,
Ягуар бежал от лани. Я видал это во сне.
– Какие слова с буквой я вы запомнили?
– Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?
III. Открытие нового знания.
1. Чтение стихотворения Ю. Раевского. Словарно-лексическая работа.
– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.
– Винни-Пуху не понятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?
Явно – совершенно очевидный, ясный для всех*.
Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.
Яхта – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.
Осуществляется подготовка к выразительному чтению стихотворения.
2. Звуковой анализ слова «яхта».
Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.
Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [а], гласный; третий звук – [х], твёрдый согласный, его мягкая пара [х’]; четвёртый звук – [т], твёрдый согласный, его мягкая пара [т’]; пятый звук – [а], гласный.
– Когда звуки [й’] и [а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой я.
Учитель выставляет букву я на наборном полотне поверх двух фишек, обозначающих звуки [й’] и [а].
– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [а] обозначаются одной буквой – я.)
3. Игра «На что похожа буква?».
Учитель просит учеников рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я!
Е. Тарлапан
4. Подбор слов со звуками [й’], [а], расположенными в начале слова.
5. Дифференцированная работа по учебнику.
1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова якорь.
2-я группа (среднеуспевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки с представленными картинками: яблоко, дятел, ёлка, вишня. Задание: произнесите слова-названия предметов. Определите слово, которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.
3-я группа (успевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка. Задание: прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ этого слова.
Фронтальная проверка.
2-я группа:
3-я группа:
6. Работа по учебнику. Игра «Угадай, какое слово получится».
Объяснение учащегося:
– Первый звук в слове «кисть» – [к’], мягкий согласный, обозначим зелёной фишкой.
– Второй звук в слове «лимон» – [и], гласный, обозначим красной фишкой.
– Третий звук в слове «танк» – [н], твёрдый согласный, обозначим синей фишкой.
– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)
7. Чтение стихотворения.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Винни-Пуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да, вот только позабыл, в чём её особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки [й’] и [а], когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)
– Винни-Пух предлагает вам игру: закончите предложения словом, которое начинается на букву я.
Мальчик бежал и упал в… (яму).
На завтрак у нас сегодня были… (яйца).
Солнце светит очень… (ярко).
День сегодня был тёплым и… (ясным).
Вдруг неожиданно налетел… (ястреб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)
Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)...
Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)
Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)...
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).
учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки....
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устн...
Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.
Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...