УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э]) | 892.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
Цели: познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Работа в парах.Игра «Собери буквы в лукошко».
На каждой парте разложены карточки. (Одна корзина зеленого цвета, другая – синего.)
Проверка работы. (В зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.)
– Сегодня познакомимся с особенностями буквы е. Узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.
II. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Выполните звуковой анализ слова «ели».
2. Звуковой анализ слова «ели». Приложение 1
Я помогаю интонационно выделить первый и второй звуки.
Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [э], гласный; третий звук – [л’], мягкий согласный, его твердая пара [л]; четвертый звук – [и], гласный.
– Когда звуки [й’] и [э] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой е.
Я выставляю букву е на наборном полотне над двумя фишками, обозначающими звуки [й’] и [э].
– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [э] обозначаются одной буквой – е.)
3. Игра « Живые буквы».
– Назовите первый звук в слове «ели». (Ученик, первым назвавший звук [й’], получает зеленую фишку и остается на своем месте.)
– Назовите второй звук в слове «ели». (Ученик получает красную фишку и т. д.)
– Выйди к доске, «Буква Е». (К доске выходят два ученика с зеленой и красной фишками – это буква е: звуки [й’], [э].)
– Выйди к доске, «Буква И». Выйди к доске, «Буква Л».
– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Проверим. Назовите по порядку свой звук.
– Садись на место, «Звук [й’]». Садись на место, «Звук [э]».
– Садись на место, «Звук [л’]». Садись на место, «Звук [и]» .
4. Игра «Узнай звук».
У с л о в и е: встают только мальчики, если слово начинается со звука [э];
встают только девочки, если ответ начинается со звуков [й’], [э].
– Небольшой чистоплотный зверек с ценным мехом. (Енот – [й’], [э].)
– Поездка по интересным местам. (Экскурсия – [э].)
– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’], [э].)
– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)
– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)
– Хвойное дерево. (Ель – [й’], [э].)
7. Дифференцированная работа по учебнику.
– Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е? (Ежата.)
– Выложите его из букв и цветных фишек. Приложение 2
8. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».
– Что изображено первым? (Карандаш.)
– На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук [ш].)
– Что изображено вторым? (Шкаф.)
– Назовите первый звук в этом слове. (Звук [ш].)
– Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.
– Назовите последний звук в слове «шкаф». (Звук [ф].)
– С какого звука начинается слово «флаг»? (Звук [ф].)
– Каким звуком заканчивается? (Звук [к].)
– С какого звука должно начинаться следующее слово? (Со звука [к].) И т. д.
Вариант 1:кот – топор – ракета – автобус – сом – мак – крокодил – лук – ключ – чайник – куст.
Вариант 2:крокодил – лук – кот – топор – ракета – ананас – сук – ключ – чайник– куст.
Вариант 3:ключ – чайник – крокодил – лук – куст – топор – ракета – ананас – сук– кот.
- Найди слова с буквой е, которая обозначает звуки [й,э ]и [э]. Приложение 3
- Составляем рассказ по картинкам . Приложение 3
III. Итог урока.
О какой букве сегодня говорили?
– Какие звуки обозначает буква е в начале слова? (Звуки [й’] и [э].)
– Что во время урока вам показалось самым интересным?
Приложение
- Звуковой анализ слова ели
- Выполнение звукобуквенного анализа слова ежи
- Найди слова с буквой е, которая обозначает звуки [й,э ]и [э]
- Составляем рассказ по картинкам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....
Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"
Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР...
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ] урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)
Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’ ] и [э ]урок №45 по программе «Начальная школа XXI века», Грамота, 1 класс)...
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).
учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки....
Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"
Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова ...
Карточка для урока обучения грамоте. 1 класс. Буква ч. Схемы к словам.
Данная карточка выдается ученикам на урок ,как дополнительный развивающий материал. В ней подобраны картинки на данную букву, схемы слов содержащих нужные звуки.Данный материал позволяет более эффекти...