Методичекая разработка урока (русский язык: обучение грамоте) 1 класс Школа XXI века Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [й] и [о]
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`] и [о].
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о] и [о] буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки [ й`о] и [о] буквами.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_23_rus.yaz_varaksina_nn.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала урок
учитель начальных классов
МКОУ Орьевская СОШ
Вараксина Наталья Николаевна
Урок 23
(Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)
По программе «Школа 21 века» авт.программа Виноградовой,
по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.
Тема: Буква Ё в начале слова (обозначение звуков [ й`] и [о].
Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения правильно обозначать звуки [ й`о] и [о] буквами; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, что буква ё в начале слова обозначает звуки [ й`о]; правила применения на практике; умеют соотносить звуковую и буквенную записи слова; соблюдать гигиенические требования к правильной пасадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научиться правильно обозначать звуки [ й`о] и [о] буквами.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава букв Ё и ё; моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: умеют выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществлять пошаговый контроль рабочей деятельности.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; соблюдать правильность устной речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе; выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях.
Ход урока.
I. Организационный момент. Доброе утро, ребята!
Прозвенел звонок веселый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно? Не лениться
И старательно учиться.
II. Актуализациязнаний.
- На прошлом уроке вы познакомились и научились писать прописную и строчную букву Ё, ё.
(На доске: А,О,У,И,Ы,Е,Ё,Я.)
- Назовите гласные буквы, которые обозначают один звук?
- Два звука?
- Сегодня вы узнаете, в каких случаях буква Ё имеет два звука.
III. Изучение нового материала.
- Подскажите мне, пожалуйста, слово, в котором буква Ё в начале?
- Правильно. Ёжик. Он и поможет вам открыть тайну буквы Ё.
1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слова.
- Рассмотрите картинку в учебнике. Кто изображен? (ёжик)
- Давайте вместе произнесем слово «ёжик» по слогам. ([ й`о ж и к]).
- Назовите первый слог. ([ й`о]).
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (ё)
- Покажите на ленте.
- Молодцы.
- А теперь обратимся к летучей мышке и послушаем сказку «Как ёжик учился читать» (Программа Кирилла и Мифодия – урок йотированных букв)
- Мы, верно, определили первый слог? (да)
- Слушаем первое задание и работаем по цепочке. ( дети по очереди подходят к ноутбуку и выполняют задание, последний нажимает на проверку).
- Какую тайну буквы Ё вы разгадали? ( Буква ё в начале слова и после гласных обозначает два звука).
- Подумайте и назовите слова, где буква ё обозначает два звука. (Ёлка, каёмка)
- Верно, молодцы.
2. Гимнастика для пальчиков.
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь и вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
3. Работа в прописи.
На доске образцы написания букв Е, е, Ё, ё.
- Как вы должны сидеть за партой?
- Как должна лежать тетрадь?
- Напишите строчку Ё.ё. ( дети пишут).
4. Физкультминутка.
Есть в лесу три палочки:
(Хлопают в ладоши)
Ели – ёлки- ёлочки,
(руки вверх – в стороны- вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх.)
На ёлках – птичьи голоса,
(Руки в стороны.)
Внизу на ёлочках – роса.
(Руки вниз, присели.)
5. Работа по картинке в учебнике.
Нахождение места звуков [ й`], [о] в слове.
- Проведите звуковой анализ слова «ёлка», гласные звуки обозначьте буквами.
- Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава?
- Можно ли назвать картинку словом дерево?
- Как правильно назвать картинку?
-Прочитайте слово ёлка, ведя указкой по схеме звукового состава.
(Работаем коллективно, а выставить магниты по цепочке у доски. Составляем звуковую модель слова .)
- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
- Определите, какой это звук?
- Какой фишкой обозначим звук [ й`]? (Зеленой.)
- Пожалуйста, первый к доске.
- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.
- Какой второй звук в слове ёлка?
- Какой фишкой обозначим звук [о]? (Красной.)
- Пожалуйста, второй .
- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.
- Какой это звук?
- Какой фишкой обозначим звук [л]? (Синей.)
- Пожалуйста, следующий.
- Назовите его мягкую пару. ([л`])
- Произнесите слово ёлка так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.
- Определите, какой это звук.
- Какой фишкой обозначим звук [к]? (Синей.)
- Пожалуйста, следующий.
- Назовите его мягкую пару. ([к`])
- Определите пятый звук в слове ёлка.
- Какой фишкой обозначить звук [а]? (Красной.)
- Замените первые две фишки в модели буквой Ё.
-Это любимая буква ёжика. А вот и секрет.
-Давайте вместе раскроем этот секрет. Кто скажет? (Если в слове звуки [ й`] и [о] находятся рядом, пишем букву ё)
- Правильно.
6. Физкультминутка.
Очень трудно так стоять –
Ногу на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
7. Работа в прописи.
Задание «Впиши пропущенные буквы»
- Отгадайте загадки. В слово-отгадку впишите пропущенную букву, руководствуясь схемой.
Что же это за девица – не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.
(Ёлка.)
Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг волк навстречу появился –
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся – и не видно ножек.
Ответьте, кто же это?
(Ёжик.)
-Какую букву вписали? (ё)
- Объясните, почему? ( В начале слова буква ё обозначает два звука [ й`] и [о].)
Посчитайте и запишите количество букв и звуков в словах-отгадках. ( ёлка – 4б., 5 зв.; ёжик – 4 б., 5 зв.)
- Объясните, почему количество звуков и букв разное?
- Какой секрет буквы ё открыл вам ёжик? Повторите.
8. Работа со скороговоркой.
-Наш ёжик отправился домой, но вам оставил скороговорку .
(На доске написана скороговорка)
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
-Подготовьтесь к чтению скороговорки:
-Прочитайте про себя.
-Читаем шепотом.
- Вполголоса.
- Громко прочитайте.
9. Письмо гласных букв.
- Назовите буквы.
-Объясните, на что указывает синяя точка.(Начало движения.)
- Найдите «лишнюю» букву.
IV. Итог урока.
-Вот ёжик и дома, а нам он оставил воздушные шарики. Найдите «лишнюю» букву в каждом шаре.
- Объясните свой выбор.
- Какого цвета шарик вы хотели бы подарить ёжику?
- Объясните свой выбор.
- В каких случаях буква ё может передавать один звук?
- В каких случаях два звука?
- Молодцы.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите себе смайлик. (Смайлики двух цветов, двух видов – на парте у каждого.)
Длительность урока 35 мин. Прибирают рабочее место, готовят пластилин.
- Слепите из пластилина лесную поляну, на ней ёжика и ёлочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".
Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...
Урок русского языка в 3 классе (Школа 2100) по теме: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне».
Урок построен в соответствии с программой образовательной системы «Школа-2100», основной целью которой является формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной к...
Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».
Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"
Целью данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №39 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе №40 "Учимся писать буквы согласных в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...
Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек" Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл...