УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У]). | 867.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У])
Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Ход урока
- Повторение изученного.
- Игра «Живые буквы».
Я раздаю карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.
– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.
Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.
– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих.
Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)
Я приглашаю другую группу детей, раздаю им те же карточки.
– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик. Я обращаюсь к «букве» А.
– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего я приглашаю третью группу детей, раздаю им те же карточки.
– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.
Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.
– Назовите эти гласные.
– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?
Я обращаю внимание учеников на то, что буква Ю в прятки не играла.
– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.
Работаем со слогами. Приложение 1
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «юла».
– «Прочитайте» слово «юла», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. (Звук [й’].)
– Определите, какой это звук и фишкой какого цвета обозначить? (Согласный, звонкий, зеленая фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. (Звук [у].)
– Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Гласный, красная фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([л].)
– Определите, какой это звук. (Согласный, звонкий, синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. (Звук [л’].)
– Найдите четвертый звук в слове «юла». (Гласный, красная фишка.)
– Сделайте вывод. (Звуки [й’], [у] в начале слова обозначаются буквой ю.)
– Замените фишки, обозначающие звуки [й’], [у], буквой ю.
– Определите количество звуков и букв в слове «юла». Для этого еще раз «прочитаем» слово по схеме.
Выполнение звукобуквенного анализа слова «юбка». Приложение 2
2. Чтение стихотворения.
– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».
На доске – две модели слов: «юла» и «юнга». Приложение 3
– Какие одинаковые звуки есть в схемах этих слов? (Звуки [й’], [у], [а].)
– Какой буквой обозначен звук [а] в этих словах? (Буквой а.)
3. Дифференцированная работа.
Читающие дети получают карточки.
№ 1. Назовите слова со звуками [й’], [у] в начале слова.
…ля, …ра, …мор, …ноша, …г.
Впишите нужную букву. Подчеркните слова, написанные с большой буквы.
№ 2. Составьте фразы со словом «я», например: «Я... играть» (я играю). Петь, делать, слушать, рисовать, говорить, убирать, мастерить.
– Какой буквой заканчивается каждое из новых слов? Напишите эту букву
Нечитающие дети работают в рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
– Разгадайте кроссворд. (Стул, брюки, груша, клюква.)
– Назовите слово, которое отличается от остальных количеством гласных звуков. (Стул – один гласный звук.)
– Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (Стул, груша.)
– Объясните, чем похожи и чем различаются слова «брюки» и «груша». (Похожи: количество букв, звуков; различие: звуки [р’], [р].)
– Почему в словах «груша» и «клюква» третьи звуки одинаковые, а буквы разные?
4. Работа по учебнику. «Разгадай кроссворд».
– Обозначьте согласные звуки в словах кроссворда фишками, гласные – буквами. (Кактус, клюв, кукла, люстра, клюшка.)
5. Работа в парах (по учебнику).
Двое учеников работают на доске.
– Попробуйте найти модель каждого слова. (Брюки, лук, клюв, рука.)
– Замените красные фишки на гласные буквы.
– В каком слове не удалось этого сделать. Почему? (В слове «брюки» гласный звук [и]. Какой буквой его обозначить, пока не знаем.)
6. Чтение текста. Приложение 4
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Что узнали о букве Ю?
– Назовите гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного.
– Назовите гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного.
– Определите, какие из этих букв могут обозначать два звука. Какие звуки они обозначают?
Приложение
1.Чтение слогов
2. Выполнение звукобуквенного анализа слова «юбка».
3. Выполнение звукобуквенного анализа слова «юнга».
4. Читаем текст вместе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".
Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...
Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"
Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....
Урок обучения грамоте 1 класс " Буквы Ч,ч .Звук [ч\' ].
Разработка урока и презентация по обучению грамоте "Буквы Ч,ч. Звук [ч\' ]....
Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю в начале слова и после гласного"
Урок обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с ТНР...
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ. БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устн...
Урок в 1 классе "Буква Я в начале слова (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])"
Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова ...
Урок обучения грамоте 1 класс "Буква и звуки Фф". УМК "Школа России".
Разработка урока подразумевает использование электронной презентации....