Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в начале слова и делать вывод о наличии двух звуков.На данном уроке используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический методы обучения. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1_kl.bukva_yu.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1Д  МБОУ «Школа №167

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Трифонова Марина Григорьевна

Тема: Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи:

- познакомить с буквами Ю, ю, обозначающими согласные звуки

[ у] и [й’у], учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми звуками;

-понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений, контроля понимания прочитанного;

-формирование метапредметных учебных умений:

регулятивные (понимать, принимать и удерживать учебную задачу, контролировать свои действия и действия одноклассников);

познавательные (опознавать звуки, понимать соотношение между звуками и буквами; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения);

коммуникативные: (участие  в диалоге, выполнение норм поведения, осуществление совместной деятельности с одноклассниками и учителем);

личностные: воспитание усидчивости, взаимопомощи, любви к чтению, поддерживать добрые отношения, взаимовыручку, создавать условия для личностного роста каждого ученика его самооценки.

Принципы: наглядность, доступность, системно-деятельностный  подход  к ребёнку, принцип  гуманности.  Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве, «Букварь» Л.Е.Журова, презентация, таблички со словами для составления предложения, образец буквы ю.

                                   

Название этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

Слушают, настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний и мотивация.

Готовность мышления и осознание к потребности в изучении нового.

Развивать умение правильно называть буквы.

Закрепить умение составлять предложение.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите?

- Назовите их.

- Посмотрите на доску.     Слайд 2

а о  у и ы ё я э е

- Что можете рассказать об этих буквах?

- Разделите их на две группы.

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков?

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков?

- О каких буквах мы можем сказать, что они особые (хитрые)? Почему?

- Мы повторили всё, что нам потребуется сегодня, а открыть новое  нам поможет загадка.

     Слайд 3

- Отгадайте загадку и узнаете, что я загадала.

Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.

(юла)

Слайд 4.

- Составим схему данного предложения.

Дети:

- Буквы

 

- они обозначают гласные звуки

- и е ё я

- а о у ы э

- е ё я

Объясняют смысл слова.

Составляют предложение.

Юля играет с братом.

____  _____  _____.

3. Постановка учебной задачи.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения; согласовать тему и цели урока.

 -  Как вы думаете, какая тема  нашего урока?

- Какие задачи урока мы с вами поставим перед собой?

- Все правильно ребята, молодцы, я надеюсь, мы вместе решим все поставленные нами задачи.

- Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю.

Мы будем изучать букву «Ю,ю»

 -Познакомимся с …(буквой ю и звуками, которые она обозначает.

  - Будем учиться отличать…(букву ю от других букв)

  - Учиться читать…(слова и предложения с буквой Ю.

- отвечать на вопросы, учиться работать в парах, слушать учителя и товарищей, уважать мнение других, делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей

Это гласная, даёт два звука в начале слова, смягчает рядом стоящую букву.

4. «Открытие» детьми нового знания.

5.ФИЗМИНУТКА

6.Первичное закрепление. Работа в парах.

7.Закрепление. Чтение слогов.

8.Работа в парах.

9.Работа с текстом.

10. Работа в группах.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Получение новых знаний.

 Систематизация новых знаний.

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие литературной речи.

Закрепление знаний, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

- Буква ю бывает печатная большая и маленькая, прописная заглавная и строчная.

- Где стоит буква ю в слове «юла»?

- Это  первый секрет буквы.

- Слайд 5

– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. - Назовите их.

- Какие звуки даёт буква Ю в начале слова? Слайд 6

- Послушайте стихотворение

Юнга – будущий матрос-

Южных рыбок нам привёз.

- Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения.

Весёлая песенка.

-Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. На карточках есть схема слова юнга. Вам необходимо  заполнить цветными фишками  модель  этого  слова. Будьте внимательны,  Кто закончит выполнять задание, поднимут  вместе руки вверх.

Слайд 7

Проверка у доски.  

- Выходите к доске и рассказывайте, что у вас получилось. Остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.

Чтение слогов с буквой Ю.

лю            юл    юла

рю            сю     Люда

юм           вю      юбка

бю            юг      люстра

- На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?

Игра «Доскажи словечко»

Юр(та), юн (га),юб(ка), Лю(ба)

Работа по маршрутному листу.

- Сейчас мы будем выполнять задание по маршрутному листу, они лежат у вас на партах.  Чтобы выполнить работу, вы будете работать в парах.

- Напомните,  какие правила работы в парах вы знаете.

(Один говорит - другой слушает

Свое несогласие высказывай вежливо

Работать должны оба)

У каждого напечатаны слоги, вам необходимо объединить свои листы и прочитать слова.

         

Юр  

га

Юн

кий

са

ка

шлю

та

каю

лют

           

- Какое слово вам не понятно?

Слайд 8,9

- Его значение я нашла в словаре: юркий - быстрый, проворный, ловкий.

- Назовите слова, в которых буква ю обозначает два звука.

- Назовите слова, в которых буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

- Сейчас мы будем читать текст.  Посмотрите на картинку, подумайте, о ком пойдёт речь в тексте?

Юнга.

Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу. В тёмном небе – Южный крест.

Юра – юнга  «Юлы». У Юры уютная каюта и любимый кот Юпитер. Юнга станет матросом. Он будет плавать по морям и океанам.

-Докажите, что вы прочитали текст.

 - Как зовут мальчика?

- Кем он хочет стать?

- Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о названии корабля.

- Кто хочет стать юнгой?  

Собери пословицы и объясни значение.

Кто не работает, тот не ест.

Глаза страшатся, а руки делают.

Мал да удал.

Сердце матери греет лучше чем солнце.

- в начале слова

- Юнга – будущий матрос.

Работают самостоятельно в парах

Юла,юбка

Люда, люстра

Работают в паре

-юркий

(юркий, юнга, каюта)

- шлюпка, салют

- Юра

- Юнгой

- Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу.

11.Рефлексия деятельности (итог урока)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построение границ применения нового знания.

Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему она особенная?

Сегодня на уроке:

1.Я узнал

2 Я научился …

3 Мне было интересно…

4. Я испытывал трудности …

5. Для меня было открытием, что …

- Высказывания детей.

Тема: «Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает»

Тип урока: ОНЗ

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Образовательная цель: продолжить обучение учащихся звуко - буквенному анализу слов, делению слов  на слоги, работе с предложением, текстом, создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся.

Развивающая цель:  формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений;  учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; совершенствовать навыки работы с компьютером (в программе Перволого 3.0); развитие у учащихся познавательных процессов (память, мышление, воображение, внимание, анализ, синтез, обобщение); создавать условия для развития фонематического слуха; формировать личностные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательная цель: воспитывать уважение друг к другу, родному языку.

Маршрутный лист к уроку

Буква Ю ю

1. Прочитай слоги, составь из них слова.

юр

юн

шлюп

каю

са

2.                                                  Юнга.

Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу. В тёмном небе – Южный крест.

Юра – юнга  «Юлы». У Юры уютная каюта и любимый кот Юпитер. Юнга станет матросом. Он будет плавать по морям и океанам.

Маршрутный лист к уроку

Буква Ю ю

1. Прочитай слоги, составь из них слова

га

кий

кА

та

лют

2.                                           Юнга.

Юркий кораблик «Юла» плывёт к берегу. В тёмном небе – Южный крест.

Юра – юнга  «Юлы». У Юры уютная каюта и любимый кот Юпитер. Юнга станет матросом. Он будет плавать по морям и океанам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные буквы Е,е, обозначающие звуки [йэ]

1.Тип урока          Урок открытия нового знания.2.Цели урока       Учить звуковому и сравнительному анализу слов;          ...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

Гласная буква Ё и её звуки

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Конспект урока, презентация...

Гласные буквы и соответствующие им звуки

 Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. В процессе письма осуществляется воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой ст...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...