Внеурочное занятие курса "Занимательный русский язык" по теме: Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения
план-конспект по русскому языку

Садикова Гульнара Хамбаловна

Занятие курса "Занимательный русский язык" направлен на формирование интереса обучающихся к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskaya_i_smyslorazlichitelnaya_rol_udareniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное  занятие  "Занимательный  русский  язык"

Тема: «Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения»

Цель: формирование умения ставить ударение в словах

Этапы занятия

Ход занятия

Психо-эмоциональный настрой

-Здравствуйте, ребята!

-Мы начинаем занятие . Начинаем с прогноза погоды.

Вспомните что-нибудь хорошее, доброе. Я рада вас видеть. Подышите ровно, настройтесь на хорошее.

-Сколько слогов в слове настроение?  (5 слогов)

-От чего зависит количество слогов? ( Сколько гласных, столько и слогов) 

-Запишите "дужками" слово «настроение», укажите все гласные: а о е и е

- Поставьте ударение.

-Давайте дружно попробуем показать ритмический рисунок  слова «настроение»     ххХхх  Запишите ритмический рисунок слова.

- О чём пойдёт речь на занятии? (об ударении)

Сравнение слов по звучанию.

- Послушайте сказку.

 «Собрались однажды  Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся  ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали  выступать, откуда-то  выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

       Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – просто чёрточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С вами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.

 И  вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо- не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

- Скажите, какие похожие слова вы услышали? Давайте подберём к словам соответствующие картинки.

зАмок-замОк,   бЕлки-белкИ,  Атлас- атлАс,  Ирис-ирИс

-Сравните слова по звучанию? (по-разному звучат слова). Определите место ударения в слова.

-Чем похожи эти слова? (похожи по написанию)

-Чем отличаются слова? (разное ударение, лексическое значение слов)

-Если перенести  ударение, то меняется смысл слова.

Работа на карточках

-Вставьте в предложения  подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Зачеркните лишнее слово.

На клумбе распустился фиолетовый (Ирис, ирИс).  

 (Ирис, ирИс) – любимые конфеты детей.

Фокусник сделал  один (хлОпок, хлопОк), и появился белый голубь.

В Средней Азии выращивают (хлОпок, хлопОк).

 (ВорОна, вОрона) меньше  (ворОна, вОрона).

Плохая (дорОга, дОрога) утомила путников.

 Нам (дорОга, дОрога) каждая минута. 

Работа в тетрадях.

Развитие речи.

Составление предложений.

- Правильно  прочитайте слова. С каждым словом придумайте предложение.

оргАн – Орган                 плАчу-плачУ                    

вЫчитал-вычитАл        

-Устно со словами 1 столбика.

У мальчика  пострадал орган слуха.

На концерте мы  слушали орган.

Я вычитал из 42  число 35

Сегодня я вычитал 56 слов.

-Запишем предложения со словами 2 столбика.

Я плачу деньги в кассу.

Я плачу, когда чищу лук.

Динамическая пауза

(дети выполняют движения)

Голову  влево- вправо

Правую руку поднять – голову  влево,

Левую руку поднять –правую вправо.

Самостоятельная работа в тетрадях.

- Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет  место. Спишите и выделите в этих словах ударную гласную.

Я варю уху.   Мама позвала Варю.      

Мы уже выучили уроки.   Тропинка уже дороги.

Лена мела пол. Вера принесла кусочек мела.

Полки ряды свои сомкнули.  В магазине продавали полки.

- Проверим по ключу (на доске).

Игра «Расшифруй слова»

-Прочитайте слова. Правильно поставьте ударение, запишите зашифрованные слова.

Магазин              ххХ

Сковорода          хххХ

Аквариум            хХхх

Милиционер       ххххХ

Электрик             хХх

Перевыполнил    ххХхх

Переводчики       ххХх

Карандаш            ххХ

Телеграмма        ххХх

Итог  занятия

-Какой знак занимает почётное место в словах? (Ударение)

-Какую работу выполняет ударение? (От него зависит лексическое значение слова)

-Оцените свою работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений....

Технологическая карта урока по родному языку (русскому) в 1 классе по теме: "Смыслоразличительная роль ударения"

Технологическая карта урока по родному языку (русскому). Цель урока: создать условия для формирования умения определять смыслоразличительную роль ударения в словах....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...