Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы предложений, ставить ударения в словах, различать смысл слов...
Для отработки этих умений детям предлагаются разные виды заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 940 КБ |
urok.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а
о
у
э
и
ма ша ты ква со ва
Ирис — ирис Атлас – атлас
Молодцы! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-В классе по теме
"Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Цели деятельности педагога:
создать условия для формирования умения делить слово на слоги, ставить ударение; обогащать словарный запас;
развивать фонематический слух, внимание, мышление;
воспитывать интерес к учёбе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения; установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД: оценивает результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Предметные УУД: знать роль гласных звуков в прцессе слогообразования, выделять голосом ударный гласный звук слова в процессе озвучивания его схемы; произносить слово по слогам на основе графических схем слова; выполнять графическую фиксацию слогов в слове с помощью вертикальной линии.
Оборудование:
Авторский медиапродукт – презентация 11 слайдов (среда POWER POINT), ноутбук, проектор, экран, схемы слов и предложений.
Ход урока
I. Организационное начало урока Слайд №1
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все легонечко вздохнём,
Урок обучения грамоте начнём.
11. Актуализация знаний (Слайды №»2 — 6)
-Посмотрите внимательно на экран и скажите, с какого звука начинается каждое слово на картинке.
([а], [о], [у], [э], [и])
- Как называются эти звуки?
(Гласные звуки, ртооткрыватели).
- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?
(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)
- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.
- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово гуси? А когда произносим слово утята?
- Сколько гласных в слове гуси? А в слове - утята?
Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.
- Давайте построим звуковые модели этих слов.
(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).
- Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.
Слайд №7 - 8
-Составьте предложения с этими словами и постройте схемы.
111.Постановка цели и задач урока.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог
1 . Первичное закрепление.
1.Работа в парах
-У вас на столах лежат конверты. Достаньте карточки, на которых написаны части слов. Соедините эти части, чтобы получились слова. Работаем в паре с соседом.
- Какие слова получились? (МОРЕ, РОМА),
-Все ли части были задействованы? Почему?
2.(Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.) слайд № 9
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша», запомни «Маша»,
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква»,
А вместе «тыква».
«Со» и «ва» - читай: «сова».
Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идет! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
V. Ударение
1. Игровой сюжет.
-Ребята, я вчера шла домой и стала невольным свидетелем разговора идущих мне навстречу мужчин.
Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк - на предпоследнем, третий иностранец , на первом.
Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что, даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя, называется ударением.)
- Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?
(Тот, у которого первый слог ударный).
2. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.
- Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).
- Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (СЛАЙД №10)
- «Прочитайте» пары моделей слов «и'рис – ири׳с».
- Сравните звуковой состав данных слов.
(Слова «и'рис» и «ири׳с» имеют одинаковый звуковой состав.)
- Сравните значение данных слов.
И'рис – название цветка.
Ири׳с – название конфет.
- С чем связано разное значение слов «и'рис» и «ири׳с»?
(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором - на второй.)
Аналогичная работа проводится с другой парой слов «а'тлас» и «атла׳с».
Я — сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу — преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани (СЛАЙД № 10)
А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.
Атла׳с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.
Далее учащиеся делают вывод: «Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением».
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
3 Упражнение в нахождении ударного слога. Игра «Покажи букву»
У детей карточки с 6 буквами гласных. Учитель называет слово, дети вполголоса произносят каждое слово, выделяя голосом, ударный гласный звук и показывают соответствующую букву.
ТИГР, РУКА, МЫЛО, ОВЦЫ, УТКА, КАРАТЭ, ИГРА, ДОМ, МАМА, ШКОЛА.
V1. Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 11)
- Что нового вы сегодня узнали?- Пригодится ли это знание вам в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"
Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова, развивается устная речь учащихся....
Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....
Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений....
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...
Конспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект логопедического занятия по теме: "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения" для работы с учащимися 3 класса с ОВЗ....