Урок русского языка с презентацией по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения" 2 класс ( октябрь 2018 г.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» 2 класс.
УМК «Школа России»
Автор: Мельникова Ю.В.
Цель:
1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;
2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова;
3) развивать устную речь детей при составлении предложений;
4) создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи:
- воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;
- содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;
- способствовать формированию понятий об омографах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Оборудование:
– учебник “Русский язык” В.П. Канакина 2 класс;
наглядные материалы: карточки с предложениями для групповой работы, клей для 6 групп, презентация компьютер, проектор, экран.
Образовательные технологии:
– ИКТ-технология, технология деятельностного подхода.
Методы и приемы:
– проблемно-поисковый метод, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.
Ход урока
- Организационный момент
– Прозвенел звонок, настроились все на урок.
Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
- пожелаем друг другу удачи.
- Я тетрадочку открою,
Уголочком положу
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь
– Запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания, актуализация знаний.
- Напишем заглавную и строчную буквы Рр
-Подчеркните самые красивые буквы.
- Напишите красиво слова с буквой р, определите в слове ударный и вставьте пропущенные буквы.
Р.сунок, б.рёза, в.рона, с.рока, д.рога, вет.р, с.нтябрь.
-Вспомните ,что такое ударение? ( Выделение голосом одного из слогов в слове, ударный слог всегда тянется дольше, громче.).
- Проверим, что у вас получилось.
-Оцените себя на полях тетради смайликом
- Встаньте, у кого зелёный, жёлтый? Остальным нужно ещё учить слова.
- Что за слова вы записали? (Словарные)
- Зачем мы определяли ударение? (Под ударением гласная пишется так же, как и слышится, а без ударения - мы можем ошибиться)
-Почему нам важно знать, на какой слог падает ударение?
Физминутка ( Ветер дует..)
III. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну ударения, о том, какую роль оно играет в речи.
Для этого поработаем в группах
- Перед вами карточки со словами из двух предложений. Как вы думаете, что нужно сделать?
Прочитайте:
1. Поставьте слова в правильном порядке;
2.Поставьте ударение в словах, написанных одинаково;
3.Объясните лексическое значение одинаковых слов.
4. Ответьте на вопрос: « Какую роль играет ударение?»
1 группа: Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок.
2 группа: Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.
3 группа: Дети любят конфеты ирис. На клумбе распустился фиолетовый ирис.
4 группа: Эта картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.
5 группа: Я плачу от горя. Я плачу деньги в кассу.
6 группа: Карандаш стоит пять рублей. Машина стоит в гараже.
- Выступление групп.
Вывод: от ударения зависит лексическое значение слова.
- Ребята, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по- разному называются омографами.
Физминутка
V.Закрепление пройденного
стр. 69, прочитать «Обрати внимание»
-Выполните самостоятельно упр. 104 стр. 69
- Прочитайте вслух.
-Кто такой кок? (Повар на корабле)
- Какие омографы нашли, какое лексическое значение они имеют?
- Спишите, поставьте ударение во всех словах. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.
- Оцените работу смайликом
VI .Подведение итогов .
- Я узнал,
- я вспомнил,
- я научился.
- Какова роль ударения в слове?
- Какие слова называются омографами?
VII. Упр. 105 стр. 70
По желанию придумать и записать 2 предложения с омографами.
Дополнительно выполнить задание на диске. Правильность постановки ударения в словах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...
Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Урок русского языка с презентацией по теме: "Многозначные слова". 2 класс.
Урок русского языка.2 класс...
Внеурочное занятие курса "Занимательный русский язык" по теме: Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения
Занятие курса "Занимательный русский язык" направлен на формирование интереса обучающихся к предмету...
Конспект урока русского языка на тему: «Союзы и их роль в языке»
Цели деятельности учителя: знакомство со служебными частями речи – союзами. Определение роли союзов в русском языке, предложении и речи.Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК систем...
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...