Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
ОС «Планета знаний»Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык» 2 класс.)
Цель: повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.
Оборудование: подборка загадок, карточки – заготовки для записи загадок, макет игрового поля, несколько инструкций к разным дидактическим играм, фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске, слайд – фильм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchelintseva_t.v.konspekt_uroka_proektnoy_d._2_klass.docx | 29.18 КБ |
prezentatsiya.pptx | 451.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пчелинцева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска
ОС «Планета знаний» Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык» 2 класс.)
Цель: повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.
Оборудование: подборка загадок, карточки – заготовки для записи загадок, макет игрового поля, несколько инструкций к разным дидактическим играм, фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске, слайд – фильм.
Ход урока.
1. Орг момент
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- И гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
-Как вы отдыхали на перемене в нашей игровой комнате?
Делу время - потехе час говорит народная мудрость.
2. Предпроектный этап - Сегодняшний наш урок посвящен проектной деятельности. (слайд)
Мы закончили изучать большую тему «Орфограммы в корне слов».
И прежде чем приступить к основной части нашего урока, я должна убедиться что, эту тему вы хорошо усвоили .
- составьте предложение о том, как вы отдыхали на перемене.
- в предложении, которое вы видите на доске много опасных мест. Если вы сможете их все найти, значит я могу начинать задуманное.
Ребята из нашего класса играют в настольные игры.
Докажите, что это предложение. (Слова связаны между собой по смыслу
Предложение выражает законченную мысль)
Дети зажигают огоньки под опасными местами. Объясняют орфограммы.
- Спишите это предложение.
Найдите слово, в котором звуков больше чем букв. Это слово обозначает действие предмета.
-Выйдите к доске по одному человеку из команды. Составьте на доске фонетическую схему этого слова.
-Те, кто остался за партами запишите транскрипцию в тетрадь. (слайд)
- Какие еще орфограммы мы изучили? (слайд)
(Работа в листе самооценки)
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься проектной деятельностью.
Что такое проект? (слайд)
3. Создание проблемной ситуации
-Давайте поиграем в игру «Отгадай орфограмму». Я называю орфограмму, вы называете пример к ней. «Игра с мячиком».
- Нравиться вам играть?
- А можно всегда играть на уроке?
- Как совместить приятное с полезным? (Играть в учебные игры)
-Я предлагаю вам создать такую игру.
-Скажите, какая цель нашего проекта? (слайд)
Какая цель нашего сегодняшнего урока
ЦЕЛЬ: Создание дидактической игры
-Какие задачи мы будем решать на нашем уроке?
-Создадим проект;
-Развивать орфографическую зоркость;
-Развивать фонематический слух;
-Развивать речь;
-Учиться работать в команде;
-Развивать адекватную самоооценку;
- Какую настольную игру мы сделаем нам подскажет загадка.
Бочку за бочкой тянут из мешочка. (слайд)
- Лото (слайд)
- Как мы его назовем, чтобы оно перекликалось с темой нашего урока?
- Орфографическое лото.
4. Вхождение в проектную деятельность
- Какие основные этапы проектной деятельности вы помните? (слайд)
О чём будет наш проект? (О родном языке.) Я предлагаю обобщить наши знания в этом проекте
5. Подготовительный этап
- Создание проекта это трудоёмкое дело. Для того, что бы всё успеть вы разделись на группы («изобретатели», «аналитики», «корреспонденты», и каждая группа будет разрабатывать свою часть проекта.
-Этот проект, как и любой другой, должен отвечать определённым требованиям(слайд):
ТРЕБОВАНИЯ К ДАННОМУ ПРОЕКТУ:
- он является дидактическим пособием;
-помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;
- интересный и увлекательный;
- работать с ним может сразу несколько человек;
- использовать можно многократно;
- можно определить победителя;
6. Разработка составных частей проекта. (слайд)
- Каждая группа получает задание от учителя.
1) Задание «аналитикам» - выработка правил игры.
2) Задание «изобретателям» - Вспомнить какие орфограммы в корне изучили? Выбрать из предложенных слов, соответствующие заданию.
Каждая группа «изобретателей» выбирает для себя один вид орфограммы.
3) Задание «корреспондентам» - приготовить вопросы для пресс-конференции
Из перечня слов выбираются те, где встречается выбранная орфограмма. Выбор обсуждается в группе. Таким образом, на первом этапе каждый член группы поработает исследователем.
Сборка проекта
После завершения отбора, выбранные слова и приклеиваются на карточки – заготовки. Все ребята в группе исполняют роль «иллюстраторов».
По завершению работы карточки сортируются по темам:
-безударные гласные в корне
-буквосочетания
-написание слов с предлогами
Звонкие и глухие согласные на конце слова(слайд)
(Работа в листе самооценки)
7. Испытание проекта.
«Аналитики» зачитывают правила игры.
Приложение 1.
Выбираются «испытатели» из каждой группы и проводится пробная игра в качестве испытания созданного проекта.
(Работа в листе самооценки)
8.Защита проекта.
Приложение 2.
Защита проекта проходит в виде пресс – конференции. Корреспонденты задают вопросы о целесообразности созданной игры , а представители каждой группы отвечают на них
9. Итог урока.
- Как можете оценить получившийся проект? Давайте обсудим как положительные, так и отрицательные стороны проекта.
- Какие трудности встретились?
- Как смогли их преодолеть?
- Какие рекомендации можно дать для дальнейших уроков проектной деятельности?
Все поставленные задачи выполнили?
(Проверка по слайду)
Оцените свою работу на данном проекте. (Работа в листе самооценки)
Есть еще над чем поработать?
-Прочитайте пословицы на желтом и красном фонах
Дело мастера боится.
Добрый разум не наживают разом
В канвертах у вас 2 полоски. Выберите ту, которая по цвету совпадает с выбранной вами пословицей. Давайте на доске зажжем солнышко. (Дети прикрепляют полоски на доске в виде солнышка.
Всем спасибо за работу.
Литература
- Господникова М. К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе.- В.; «Учитель», 2007.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М. «Вентана – Граф»,2002.
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. – М. «Просвещение» ,1988.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. «Русский зык», 1999.
Приложение 1
Правила игры в орфографическое лото
- Участникам игры раздаются карточки.
- Ведущий достаёт из мешка по одной фишке
- Называет математическое выражение и показывает ее игрокам.
- Игрок подсчитывает результат на фишке.
- Тот игрок на чьей карточке находится слово с соответствующим значением выражения, закрывает своей фишкой совпавшее слово.
- Затем объясняет накрытую фишкой орфограмму.
- Если ответ верный кладет фишку на игровое поле красной стороной.
- Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.
- Выигрывает тот, кто первым закрыл красными фишками лото все слова на карточке.
Вопросы для пресс – конференции
- Кто может играть в это лото?
- Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает?
- Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру?
- В вашем лото встречаются все пройденные вами орфограммы или нет?
- Лото по каким предметам вы могли бы еще создать?
- Что такое предложение?
- Чем отличаются звук от буквы?
Приложение 2
Оценочный лист деятельности учащихся
№ п/п | Деятельность учащихся | Цветовой сигнал |
1 | Работа с о схемой и транскрипцией | |
2 | Работа в группе | |
3 | Защита проекта | |
4 | Участие в эксперименте |
Лист самооценки группового проекта
Класс_______________________
Группа __________________________
Оцени работу своей группы.
Отметь знаком V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто – работал больше, а кто – то меньше.
- Как вы решали возникающие проблемы?
А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.
Б. Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, всё получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Приложение 3
№1 | 11 М…ряк | 9 х…лмы | 5 гр…бы |
12 ч…сло | 17 сл…ды | 13 з…мля |
№2 | 4 свеч… | 8 птич(ь)ка | 7 щ…ка |
18 ч…до | 3 друж…ть | 16 проч(ь)но |
№3 | 14 голу(б,п)ь | 3 утю(г,к) | 9 рука(в,ф) | |||||
7 сугро(б,п) | 3 эта(ж,ш) | 4
обу(в,ф)ь | ||||||
№4 | 17 (у)дома | 18 (у)тро | 5 (от)сосны | |||||
13 (на)катке | 3 (без)Бори | 8 (до)бро |
6 + 5 | 6 + 2 | 9-4 |
6 + 3 | 9 + 9 | 6+7 |
7 + 10 | 8 + 6 | 13-9 |
13-9 | 7 + 9 | 8+6 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[и г р а й'у т ]
Изученные орфограммы Гласные после шипящих ( жи , ши , ча , ща , чу, щу ) Мягкий знак показатель мягкости и разделительный ь Сочетания без мягкого знака ( чк , чн , нч , нщ , рщ , сн ) Парная согласная в конце слова Непроверяемая безударная гласная (словарные слова)
«Проект – это замысел, план.» С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Задачи: с оздание дидактической игры; развитие орфографической зоркорсти ; развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие умения работать в команде; развитие адекватной самооценки.
Бочку за бочкой тянут из мешочка
Основные этапы проектной деятельности: Обдумывание проекта и составление плана Разработка составных частей проекта Иллюстрирование проекта Сборка Испытание проекта
Требования к проекту: он является дидактическим (учебным пособием); помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм; интересный и увлекательный; работать с ним может сразу несколько человек; использовать можно многократно;
Разработка составных частей проекта Работаем исследователями Отбор слов по выбранной орфограмме. Обсуждение в группе. Работаем иллюстраторами Выбранные наклеиваются на карточки – заготовки. Сборка проекта Готовые фишки раскладываются по командам игрового поля. Аналитиками зачитываются правила игры. Работаем испытателями Проверяем нашу игру тренажёр в работе. Оцениваем свою работу
Вид игрового поля №1 11 М… ряк 9 х… лмы 5 гр …бы 12 ч… сло 17 сл … ды 13 з…мля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм
Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...
Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"
Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....
урок русского языка 2 класс "Закрепление изученных орфограмм"
Говорят, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, ...
Карточки по русскому языку 1 класс для отработки правописания изученных орфограмм. ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.
Вставь подходящие буквосочетания. Запиши и подчеркни сочетания ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ. Маш...на, круж...ли, печ...ть, кувш...н, ч...чело,ж...раф, ч...сть, мыч...т, морж..., стуч..ть, жемч...ж....
Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс
Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. Закрепление знаний о тексте, его типах.
Закрепление знаний о тексте, его типах....