Технологическая карта урока русского языка 3 класс. Закрепление знаний о тексте, его типах.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Калашникова Надежда Алексеевна

Закрепление знаний о тексте, его типах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема урока: закрепление знаний о тексте, его типах.
Цель урока: развивать умение распознавать разные виды текстов – повествование, описание, рассуждение.
Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение определять тип текста; выполнять учебные задания в соответствии с целью. Развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи;
личностные: способствовать формированию положительной учебной мотивации; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; способствовать формированию объективной самооценки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.
Планируемые результаты: 
Предметные: знать определение понятий видов текста; уметь различать и определять типы текстов.
Метапредметные:
познавательные: выполнять учебные задания в соответствии с целью;
коммуникативные: иметь возможность работать в группе, сотрудничать;
регулятивные: учиться формулировать тему урока, цели и задачи;
личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: рефлексия.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» «русский язык» 3 класс В.П. Канакина; раздаточный материал (карточки), презентация Power Point

Этап урока
Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности
    Словесный: слово учителя
    Психологический настрой

2-4 минуты

«Прозвенел опять звонок,
 Начинается урок.
 Я тетрадь свою открою
 И как надо положу.
 Сяду прямо не согнусь
 За работу я возьмусь!»
Здравствуйте, ребята!
Начинаем с вами урок русского языка.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учёбу.

Личностные – самоопределение к деятельности.
К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний и мотивация.
    Наглядный: презентация
    Словесный: учебный диалог

6-8 минут

Откройте тетради, положите правильно, запишите число и вид работы: классная работа.
Работа с предложением.
Слайд 1.
«Терпение и труд всё перетрут».
«Кончил дело – гуляй смело».
Проанализируем эти записи. Как мы их называем?
Правильно, это предложения.
А что вы можете сказать о цели высказывания этих предложений?
Первое предложение – повествовательное, второе предложение – побудительное.
А что объединяет эти предложения? Правильно, это пословицы. Высказывания, содержащие мудрые мысли, созданные народом. Запишите по вариантам.
1 вариант – повествовательное предложение
2 вариант – побудительное предложение.
Слайд 2.
Вечером закружил сильный ________ . С белоствольных ___________посыпалась листва. __________листья запорхали как яркие бабочки. Как __________ осенью!
(Ветер, берез, желтые, хорошо)
Прочитайте, подумайте, что затрудняет понимание смысла написанного. Как вы думаете, какие слова надо вставить?
Откуда я взяла эти слова?
Правильно, из орфографического словаря. Вспомните написание этих слов.
Вставим эти слова в нашу запись.
Скажите, есть ли связь между этими предложениями? Как называется группа предложений, связанных по смыслу? Правильно, текст.
Что присуще тексту? Тема, главная мысль, название.
Дайте название этому тексту и спишите его.

Читают предложения. Делают вывод, что это предложения. Определяют тип предложения по цели высказывания.
Записывают пословицы.










Читают запись, анализируют.



Называют слова.




Находят орфограммы.
Читают получившиеся предложения. Анализируют текст, находят тему, главную мысль, дают название, списывают.

П – анализируют.
К – умение выражать свои мысли полно и точно.

  1. Постановка учебной задачи. Наглядный: презентация.
    Словесный: учебный диалог.
    Практический: работа с текстом.


















    Динамическая пауза.

8-10 минут


















1-2 минуты

Ребята, скажите, что произошло в тексте, который мы записали? Листопад. Как называются тексты, в которых происходят какие-либо события? Повествование.
Какие типы текстов мы с вами еще знаем?
Слайд 3.
Типы текстов.
Слайд 4.
«Сегодня я встал рано утром. Мы с отцом пришли в магазин. Нам надо купить коньки. Я записался в секцию хоккея. Мне хочется стать хорошим спортсменом.
Мы купили замечательные коньки. Ботинки из пластика. Они синие с красными полосками. Лезвия коньков сделаны из металла.
Почему коньки едут по льду? Во время движения на льду появляется тонкий слой воды. Вода заставляет коньки скользить. Это закон природы».
Этот текст состоит из трех разных частей. Каждая часть о чём-либо рассказывает, описывает или объясняет. А что же объединяет эти части текста? Найдите тему этих текстов. Коньки. А что говорится о коньках в каждой части? В первой части повествуется о покупке коньков. Во второй части идет описание коньков. В третьей части объясняется скольжение коньков по льду.
Три части это три типа текстов. Назовите каждый.


А сейчас мы вместе встанем и сделаем паузу!
Взяли клюшки хоккеисты, бодро встали на коньки.
Быстро катим шайбу в сетку, нас не сбить врагу с пути!


Работают со слайдом.
Отвечают на вопросы, выстраивают логические цепочки.
Типы текстов. Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.















Выполняют движение вместе с учителем.





П – подведение под понятие.
К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.
Р – целеполагание.

  1. Включение в систему знаний. Словесный: учебный диалог.
    Практический: выполнение задания.
    Практический: работа по карточкам.

12-15 минут

Ребята, давайте сейчас используем знания о типах текстов при выполнении работы, которую вы будете делать парами. Работа по карточкам.
Слайд 5.
__________
Он насыпал туда семечки и повесил коробку на дерево.
Илья вырезал в коробке окошки.
Возле дома Ильи небольшой парк.
Скоро около кормушки собрались птицы.
__________
В воздухе стоит нежный цветочный аромат.
Бабушка выращивает цветы.
Ребята приехали на дачу к бабушке.
Розовые пионы, голубые ирисы, красные розы цветут в саду.
___________
Синичка поёт: «Синь-синь!»
Все хорошо знают синицу.
А синицей её назвали за веселую песенку!
Это небольшая шустрая птичка в черной шапочке и с желтой грудкой.
Восстановите деформированные тексты и определите типы этих текстов. Спишите эти тексты в следующем порядке.
Первый ряд – текст-рассуждение,

Второй ряд – текст-повествование,
Третий ряд – текст-описание.
При выполнении работы проводите обсуждение в парах.

Работают в парах. Определяют порядок предложений. Определяют типы текстов. Списывают тексты по заданию.

К – учет разных мнений.
П – необходимость извлекать информацию из текстов.
К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.

  1. Рефлексия по продукту деятельности. Словесный: учебный диалог.

4-5 минут

Тексты каких типов вы читали на уроке? Как определяют тип текстов? Оцените работу на уроке соседа по парте.
Оцениваем справедливо  и честно.
Говорим вежливо.
Слушаем внимательно.
Четко высказываем свое мнение. Уважаем мнение собеседника.


Домашнее задание.

Текст-повествование, описание, рассуждение.
Высказывают свое мнение, оценивают работу на уроке.




Записывают домашнее задание.

П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л – самооценка.
Л – объективное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...

Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...

Технологическая карта урока русского языка "Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану.Цели деятельности учителя: способствование развитию...

Технологическая карта урока русского языка "Роль имени прилагательного в тексте", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока: «Роль имени прилагательного в тексте».Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роли имени прилагательного в тексте.Задачи урока Ди...

Технологическая карта урока русского языка «Подбор заголовков к предложенным текстам» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о предложении, тексте и заголовке текста.Планируемые результатыПредметные:1. Знать, что такое предложение, текст и заголовок текста.2. Уметь определ...