УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)

Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограмм

Цель: совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.

Деятельностная: способствовать развитию орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка,

разработана учителем начальных классов МБОУ СОШ № 170 г.о.Самара

 Агровой Ольгой Анатольевной

Класс: 2 класс

УМК: ОС «Школа 2100»

 Тема раздела: «Повторение»

Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)

Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограмм 

Цель: совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.

Деятельностная: способствовать развитию орфографической зоркости.

  Задачи урока:  

 Образовательные 

-формирование способности находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм

формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам  умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; совершенствовать орфографические умения , продолжить работу по формированию  умения проверять написанное с помощью подбора однокоренных слов

 Развивающие

 – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала;
- продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные

 – прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».

Здоровьесберегающие.  

-следить за осанкой и посадкой детей во время письма;

-обеспечить физминутку во время урока                                          

 Формы работы учащихся фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, групповая

 Планируемые результаты

  • Предметные                                                                                                                                                                                                                                                                                      Базовый: 
  • Находить, классифицировать изученные орфограммы
  •  
  • Умение писать слова с изученной орфограммой , самостоятельно находить согласные буквы на конце слов; которые нужно проверять; знать и уметь находить словарные слова

Метапредметные                                                                                                                                                                                                                                                                    Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы материала учебника. Прогнозировать предстоящую работу (составлять  план). Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию                                                                                                                                                                                                                                                                         Познавательные: Работать с информацией: производить отбор материала, его анализ и выявлять смысловые зависимости                                                                                                                                                                                                                                                                   Коммуникативные:Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в  группе.

Личностные : Развивать умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

  • Оборудование, уч. материал: ноутбук , мультимедийный проектор, презентации к уроку,   карточки с заданием для групп, маршрутные листы для работы в группах; рабочие тетради;.

                                           

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД

 

Целеполагание и мотивация

.

Актуализация знаний.

Построение проекта выхода из затруднения

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, пожмём друг другу руки, улыбнёмся, скажем добрые слова

Работа с разрезными карточками.(разминка на слайдах, приложение 1)

1..Словарная  работа.(хоровое проговаривание, с показом карточки гласной буквы)

а)Игра. «Мои ассоциации»

   Ребята-рЕзвые,

девочка-длинные вОлосы,

берёза-бЕлая,

Россия-рОдина,

ученик-занимается учЕнием,

 алфавит-Альфа,

 деревня-всё из дЕрева,

рябина-красные Ягоды,

столица-стО лиц.

Давайте вспомним правила работы в группе.        

  1.   Вы свободно обмениваетесь мнениями.
  2. Вы имеете право на ошибку.
  3. Не критикуйте, а предлагайте.
  4. Вы уважаете мнение каждого участника.
  5. Шум может быть только

       рабочим.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы

Для того чтобы работа проходила организованно,  нужно распределить роли в группе и определить обязанности каждого.

Координатор - обеспечивает равное участие в работе членов группы, планирует этапы работы;

инструктор - оказывает помощь;

идеолог – направляет работу в соответствии с задачей (Не отвлекаемся, мы ушли от темы и др.);

секретарь - записывает идеи, ответы;

б) Творческая работа в группе.

- Составить и записать  синквейн с одним из словарных слов на выбор. (Выслушиваются все варианты, но записывают самый интересный)

- Выделите грамматическую основу в предложении синквейна. (Приложение 2. )

Например:

                              Рябина

               яркая, разноцветная

            краснеет, спеет, радует

      Красочные листья радуют глаз.

                   

                          Красавица

Организовывают своё рабочее место, настраиваются на работу.

Часто произношение не совпадает с написанием.

Написание этих слов нужно запомнить.

Безударная гласная непроверяемая ударением.

Проводят коллективное исследование,

 Конструируют  новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала, учиться аргументировать свой ответ

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Работа в  группе

.

Коммуникативные   УУД (К)

Познавательные  УУД (П)

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и группы.

Регулятивные УУД (Р)

  Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные   УУД (К)

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

.- Прочитайте слова. Какую букву надо вставить:

Ду_, з_мля, ч_до, ж_знь, стол_, м_сты.

-Как называется место в слове, когда на слух нельзя выбрать букву для обозначения звука?

-Распределить слова по орфограммам

-Назовите известные вам орфограммы.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

– Сформулируйте тему урока повторения. («Повторение орфограмм. Классификация орфограмм».)

– Давайте составим кластер -план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Однокоренные слова (тренажёр) 

Фронтальная работа

Будем учиться писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова.

Планировали свою деятельность.

Формулируют тему урока.  Ставят цель урока

.

П:Уметь проводить сравнение по заданным критериям

К:Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Р:Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке

Физминутка

1 Презентация с физминуткой

 Видеоролик (приложение4)

Дети выполняют  движения.

1. Оценивать важность здорового образа жизни,

2. Снятие усталости Веселая физкультминутка поможет повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время урока.

Включение в систему знаний и повторений 

1. 1 вариант 

На доске показаны орфограммы  в таблице.

- Распределите слова  в таблицу (в  маршрутных листах):                              

 Москва, лиса, соловьи, Днепр, дружить, семь, близкий,  канат, варенье, река, чулан, солнце, ручка, мощный, почта, циркач.

(Слайд ) Приложение 3

2 вариант. (Тест. )

- Ск. букв в русском языке?

-Какие буквы звуков не обозначают?

-Ск. букв гласных?

-Какие буквы гласных, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков?

-Назовите те буквы гласных, которые могут обозначать два звука?

-Какая орфограмма объединяет все эти слова: друзья, семья, колье.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова: чулок, жизнь, чайник.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова: хлеб, зуб, лев.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова:, , вечный.

- Какая орфограмма объединяет все эти слова: съел, объявление, подъезд.

Задание для индивидуальной работы, направленное на повторение изученных орфограмм

Задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов;

Обсуждение результатов тестирования.

Коммуникативные УУД (К)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты (Л)

1. Развиваем умения выказывать своё  мнение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Включение в систему знаний и повторений 

3. Работа «по цепочке» по раздаточному материалу  ( упражнения - практикум)

а)  с.-44

д..ждливый, в..череет,ш..роко, вопро…, парово…, л..сица, л…нивый, с..сна, ш..гать, ш…тьё, св…тлячок, бл…стеть, б…льчонок, з…ленеть, м…ряк, м..ржи,  М…хаил,  пиро…, встр…чать, ястре…, б…жать, цв…тёт, р…са, гла…ки, ланды…, наря….

  Шуточные правила

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг,

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй

зуб-на зубы, лёд- на льды

–будешь грамотным и ты.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Что мы сейчас делали?

Письменная работа  в тетрадях.

Работа над отработкой  алгоритма  проверки орфограмм  в словах.                                                                                                          

 Взаимопроверка.

Коммуникативные УУД (К)

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в  группе.

Личностные результаты (Л)

1. Развиваем умения выказывать своё  мнение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Самооценка

– Какие орфограммы повторили на уроке? Организует эмоциональную рефлексию, предлагает учащимся высказаться.

Урок наш окончен, 

И выполнен план. 

Спасибо, ребята,

Огромное вам. 

За то, что упорно, 

Усердно трудились. 

И знания ваши 

Нам всем пригодились. 

Оцените  нашу работу:

А– У меня все сегодня получилось и мне очень понравилось.

В – Получилось, но я испытал затруднения

С – Мне было очень трудно

Анализируют свою деятельность на уроке, высказываются.

Осуществляют самооценку.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий Я ЗНАЮ:
как справиться с правильным написанием безударных  гласных и парных согласных в корне слова

Я МОГУ:
рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, ясно выражать свою мысль;
Я СУМЕЮ:
сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке;
Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:
осознанно высказывать свои мысли и грамотно писать.

Л:самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование:  способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Р: развита способность преодоления непроизвольности; способность давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно с учителем.

К: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

 Домашнее задание.

Отработать  изученные орфограммы: Выполнить карточку. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

 Еще вчера моросил ре..кий дож..ь. Было зя..ко. На улице всюду гря..ь и лужи. Ночью подул ре..кий ветер. На лужах появился лё.. . Пошёл пуш…стый мя..кий сне.. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Повторение и классификация изученных орфограмм"

Тема: Повторение и классификация изученных орфограмм.Цель:  – совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми о...

Урок русского языка по повторению орфограмм для класса - комплекта 2-3 кл.

Урок проводился для детей, находящихся на лечении в НИДОИ им. Г.И. Турнера. Дети приезжают на лечение со всех уголков нашей Родины. Хотелось, чтобы, находясь в г.Пушкине, ребята получили возможность е...

Русский язык, 2 класс, ОС «Школа 2100»."Повторение и классификация изученных орфограмм "

Закрепление изученных орфограмм по русскому языку ОС «Школа 2100» с использованием презентации и  системы контроля и мониторинга качества знаний PROklassКлаУМ...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Повторение и классификация изученных орфограмм.

презентация на тему Повторение и классификация изученных орфограмм....

Урок русского языка "Повторение и классификация изученных орфограмм "

Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся....

Разработка урока Русский язык Повторение и закрепление изученных орфограмм

Урок русского языка в 3 классе.Тема:  Повторение и закрепление изученных орфограмм.Цель: Закрепление  умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова,  закреп...