Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Байкара Елена Мергеновна

Методические рекомендации по разработкам уроков (Русский язык  для 2 класса общеобразовательной  школы  с родным (тувинским) языком обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki.docx59.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит.

Педагогические цели:

  • Способствовать прочному запоминанию алфавита,
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
  • Формированию орфографической зоркости второклассников, становлению самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с правилами пользования орфографическим словарём, с каллиграфическим написанием букв; научатся располагать заданные слова в алфавитном порядке, правильно называть буквы алфавита; приобретут умения работать со словарными словами, осуществлять правильное написание буквы, сравнивать написание  с предложенным образцом.

Метапредметные УУД:

Познавательные:классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют; применять знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.

Регулятивные:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные:осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; работать со страничкой для любознательных; знакомиться с этимологией слов, алфавитом и азбукой.

Личностные: самоопределение, проявляют уважение к русскому языку, русской куль туре и языкам и культурам других народов.

Образовательные ресурсы: таблица«Алфавит», учебник «Русский язык» Г.С. Базыр, картина в учебнике «Русский язык» с.15, орфографический словарь для начальной школы.

Тип урока:актуализация знаний.

Ход урока

I.Организационный этап.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели

 И спокойно тихо сели.

II.Мотивация учебной деятельности учащихся.

 -Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

-Из чего состоят слова?(Слова состоят из звуков)

-Какие бывают звуки?(Звуки бывают гласные и согласные)

 -Чем они обозначаются написьме?( На письме звуки обозначаются буквами)

III. Актуализация знаний.

а) Игра « Найди разницу»

- Скажите, какими звуками различаются слова каждой пары.

Сон-сын, мышка- мишка, как-так, наш-ваш.

IV. Постановка учебной задачи.  

- На прошлом уроке мы повторяли,  какие бывают звуки. Послушайте и отгадайте загадку:

Буквы строго встали в ряд,

 Будто на линейке.

  Каждый знает своё место

  И уйти не смеет. (Алфавит)

- Правильно. На одном из прошлых уроков по «Азбуке» в первом классе  мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв? (33 буквы)

Постановка проблемы.

-  Зачем нужен  алфавит?

- Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.

-  Кто знает, как мы используем алфавит?

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Работа по таблице № 1 с. 14

а) Чтение алфавита по цепочке.

- Прочитайте алфавит. Правильно читайте названия букв.

б) Сообщение учителя об алфавите.

- Слово «алфавит» - греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука».  Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв.

2)Работа с таблицей «Алфавит»

- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

- Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.

-Какие буквы не обозначают звука?

3)Упражнение «Считаем правильно»

- Учимся считать правильно звуки и буквы. Посмотрите на таблицу в учебнике ( упражнение 2, с.14)

Один звук    , два, три, четыре звука.

Пять звуков.

Одна буква, две, три , четыре буквы.

Пять букв.

4) Чистописание. Словарно – орфографическая работа: ОДИН- словарное слово. Спишите его, запомните написание.

VI.Применение знаний и умений в новой ситуации.

1)Работа в тетрадях.

- Найдите упражнение 3 с.14.

- Найди слово, которое спряталось среди букв. Запиши это слово.

Б В Г Д Е ЁА Л Ф А В И Т К Л М Н Р П

-  Скажи, сколько в нем звуков и сколько букв?

Алфавит – 7 звуков, 7букв.

2)Работа по картине с.15

- Кто тянет репку?

- Прочитай слова под картинкой. Запиши их в алфавитном порядке.

   Бабка, внучка, дедка, Жучка, кошка, мышка.

3)Групповая работа.

Работа с орфографическим словарем.

Даны слова: гитара, забава, жалюзи, абажур, лагерь, кабина, народ, магазин, работа, салат. - Запишите слова в алфавитном порядке.

Вывод:

- Значит, для чего нужен алфавит? (Для того, чтобы быстро найти слова в словарях)

VII.Физминутка.

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть.( Сесть.)

VIII.Закрепление знаний и способов действий.

а) Игра «Восстановите алфавит»

-Восстановите алфавит. Найдите место буквы в алфавите. Назовите буквы.

Описание: ehjr.png

-Назовите букву, которая находится между буквами ф и ц.

-Перед буквой с.

-Назовите букву, которая стоит на 16-ом месте.

-На 20-ом.№ 5 (устно)  

б) Чтение текста «Таня и кукла»

1.Словарная работа

порядок-дес-дараалашкын                                    назвать-адаар

не молчать-ыыттап тур, чугаалап тур                  рядом-кожа

 2. Работа над произношением

Знала буквы, взяла книгу и куклу, смотри, помни; [тт] будто школа; сели на страничке, [тц] тридцать три сестрички, [т] загадки говорят, [ф] овцы.

3. Чтение текста.

- Прочитайте  и делайте паузы на знаках. Скажите, сколько в тексте предложений.

         Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу.  И дала книгу кукле.  Будто школа.  «Учи, кукла, буквы!  Это -/ А. Это - /Бэ.  Смотри,/ помни ». (Л. Толстой.)

4. Чтение по цепочке и беседа о прочитанном тексте

-О ком этот текст?

-Что знала Таня?

-Что она взяла

-Кому она дала книгу?

-Что сказала Таня кукле?

-Выберите лучшее название.(« Таня учит куклу буквам», «Таня», «Таня и кукла»)

IX. Итог урока. Домашнее задание.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие цели ставили?

-Удалось ли вам достигнуть этих целей?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание больше всего понравилось?

X. Рефлексия.

«Дерево чувств»

- Если чувствуете себя  хорошо, комфортно, то повесьте на дерево яблоки красного цвета, если нет - зеленого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Урок обучения грамоте в 1 классе Тема урока: Звук [ ж], буква Ж.

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала....

Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.

Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.Дидактическая задача. Ученик...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....