Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Соловьева Оксана Николаевна

Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.

Дидактическая задача. Ученик научится читать слова с новой буквой Щ; выполнять звукобуквенный анализ слов; правильно, сознательно и выразительно читать.

Учебно-воспитательные задачи:

- формировать универсальные учебные действия учащихся;

- познакомить с новой буквой и звуком;

- познакомить с правилами  написания ча-ща; чу-щу;

- умение соотносить схемы и слова;

- правильно,  сознательно и выразительно читать слоги и слова;

- формировать навыки первичной исследовательской деятельности;

- познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;

- пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром;

- развивать произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля;

- способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ

Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Технология построения урока. Проблемно-диалогическая.

Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.

Дидактическая задача. Ученик научится читать слова с новой буквой Щ; выполнять звукобуквенный анализ слов; правильно, сознательно и выразительно читать.

Учебно-воспитательные задачи:

- формировать универсальные учебные действия учащихся;

- познакомить с новой буквой и звуком;

- познакомить с правилами  написания ча-ща; чу-щу;

- умение соотносить схемы и слова;

- правильно,  сознательно и выразительно читать слоги и слова;

- формировать навыки первичной исследовательской деятельности;

- познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;

- пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром;

- развивать произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля;

- способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.

Этапы урока

Деятельность учителя

Детальность обучающегося

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

 (Играет тихая музыка)

Физминутка «Я ваше зеркало»

-Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Все ль на месте,

 Все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки?

-(Садитесь)

-Сейчас у нас урок чтения.   ( Дед –Всевед)

-Давайте соединим ладошки.

-Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям на уроке?

-Для чего вы здесь собрались?

-А хотите получить новые знания?

-А зачем они вам?

-А что мы уже умеем делать как первоклассники, чему научились?

-Что же вы ждете от урока?

-Как бы вам хотелось провести урок?

-Хорошо, тогда пусть он пройдет под девизом

Новый день – новые знания».                                                                 слайд

-Я хочу вам пожелать

-Громко, четко отвечать.

-Удачи в учении, улыбок и хорошего настроения!

- Для того, чтобы получать новые знания.

- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети повторяют.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Ребята! Скажите,  что это такое?

(Алфавит)                                       слайд

-Сколько букв в алфавите?

-Сколько гласных  букв?

-Сколько согласных?

-А сколько гласных звуков?

-А сколько букв мы уже выучили?

-Молодцы! Спасибо!

-Сегодня мы продолжим путешествие по городу «Алфавитинску», в котором живут звуки и буквы.

-Мы отправимся в гости к одной букве, а вот к какой, вы мне сами скажете.

-Скажите, в чем отличие между  звуком  и буквой?

-А это что?

-

А что вы знаете о гласных?

-О согласных?

-Правильно!

-Гласные тянутся в песенке  звонкой

Могут заплакать и закричать

В темном лесу- звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

-А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть.

Но не хочется им петь.

Физминутка «У Меланьи»

-Ребята!

Дед-  Всевед попросил Буратино передать вам задание, но он очень спешил и рассыпал все буквы.

Давайте поможем ему разложить буквы по разным конвертам.

А  Ж   Й   У   С   Ч   М   Ы   Ц   Б   Е   Ш   Р                            

-Почему вы так разложили?

Молодцы!

Физминутка «Ведем муху» (для глаз)

Дети отвечают на вопросы учителя

33

10

21

6

Много.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Лента букв.

Они поются.

Произносятся с преградой.

(Ответы детей)

Предметные:

- знать буквы русского алфавита

- знать в чем отличие звука и буквы

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

Постановка учебной задачи Целеполагание

-Я предлагаю потренировать язычок чтением скороговорки.

Щука щекотала щеткою щенка.

Задание.                                                                                   слайд

1. Выделение 1 звука.

2. Выделение ударного слога.

3. Выделение каждого нового слова.

4. Чтение в разном темпе.  ( День, ночь).

-Ребята, что вы заметили при чтении?    [щ’]

   

-Может кто подскажет тему урока?

-Молодцы!

-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком [щ’] буквой Ща.  слайд                     

- Ребята! Я вам предлагаю послушать отрывок из сказки. А главную героиню вы назовете сами.

(Чтение отрывка)

Пошел Емеля на речку. Прорубил лед, зачерпнул воды в ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби  щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

-Вот уха будет!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

-Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

-Так кто же герой сказки?

-А как она называется?

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.  (Гласит народная мудрость.)    слайд

-Какой первый звук в слове?

 Дайте характеристику этому звуку.

[щ’]- согласный, непарный, глухой,  всегда мягкий.

Придумайте слова со звуком [щ’].

-Запомните:

Звук [щ’] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.

-Можно ли произнести его твердо? ( не получается.)

-Значит он всегда мягкий.

Физминутка «Светофор».

1.Выделение 1 звука.

 2.Выделение ударного слога.

 3.Чтение в разном темпе.

4.Дать характеристику звуку[щ’]

Емеля

По - щучьему велению.

Предметные:

- Характеризовать звуки.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения

Работа по учебнику. (с. 97.)

-Вспомните, какие буквы имеют в названии [а]

(КА, ХА, ША, ЧА, ЩА)

-Звуки [щ’]  и [ч’]- очень близки по звучанию.

-Давайте потренируемся  произносить их в скороговорке:

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

 Чтение слов в столбиках.

-Сочетание (сч)- произносится как Звуки [щ’]  

(счастье, счет, считалочка).

1 столбик: щука,чаща – правило ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Работа в группах:

1гр. Напечатать название рыбы – гароиню сказки.

2 гр. Составить схему слова ЩУКА.

3 гр. Дать характеристику звука [щ’]. Придумать 2 слова с ним.

4 гр. Прочитать скороговорку:

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

-Молодцы! Спасибо!

Работа в паре.

-Знаете ли вы какие – нибудь считалочки?

-Почему их так называют?

-Где используют?

(Вспоминают считалки.)

Чтение щучьей считалки в учебнике.

(Разыгрывают)

Чтение стихотворения И. Токмаковой.

-Есть ли такая страна на самом деле?

-Почему нет?

Чтение пословицы:

Щей поел – словно шубу надел. ( Как понимаете?)

Физминутка (Сидя за партой).

Дети  тренируются в произношении скороговорки.

Знакомство с правилом.

Затем дети формируют группы, выбирают лидера.

Дети работают

Дети работают в паре.

Нет

-Похоже на сказку. Неодушевленные предметы оживают и совершают действия,

у ботинка - язычок,

у картошки – глазок.

у бутылки – горлышко,

у стула – ножки.

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

Регулятивные:

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельная работа с проверкой

Решение учебных задач.

( Тетрадь, с. 45, № 4, 6)

Гуляю в роще, но к пруду

Через болото не пойду.                                                             слайд

Кроссворд.                                                                             слайд

Дети выполняют задание в тетради.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, ребята! Наш урок подходит к концу.

-Что же мы узнали сегодня на уроке?

-Над какой темой работали?

-Где пригодятся эти знания?

-Оцените свою работу и всего класса.

-В чем были трудности?

-Что для этого надо сделать?

-Молодцы!

-Спасибо  за урок.

-Похлопайте себе.

Познакомились с новой буквой и звуком.

Научились читать с ней слова.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

Звук [Щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча-ща и чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией...

Технологическая карта урока открытия нового знания : «Знакомство с сочетанием букв и звуков ch»

Урок открытия нового знанияКласс:2Тема:«Знакомство с сочетанием букв и звуков ch»Образовательная программа, автор:«Rainbow English» О.В. Афанасьева, И.В. МихееваОпределение мес...

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»

    Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания....