Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Захаренкова Елена Эдуардовна

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Различные виды деятельности учащихся, использование парной и групповой форм работы позволяют активизировать процесс освоения нового знания, сделать процесс его формирования более успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Второстепенный член предложения – дополнение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить со второстепенным членом предложения – дополнением; его признаками, ролью в предложении.

Оборудование: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.; карточки с ребусом (на пару), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, магнитная доска, набор карточек с терминами, используемыми на уроке, для составления схемы, конверты с пунктами алгоритма для работы в группах, фломастеры.

Урок построен на основе технологии проблемного обучения с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Первичное закрепление
  5. Систематизация и обобщение знаний.
  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

I. Оргмомент.

-Решите пример в ребусе. Сколько получилось? В школе отметку «пять» ещё называют «отлично». Желаю вам сегодня на уроке отличного настроения и отличной работы!

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с ребусом (в паре).

- Отгадайте ребус. Какое слово получилось у вас? А у наших гостей?

2. Работа с понятием «предложение». Составление схемы. (Работа в паре)

- Давайте расскажем нашим гостям, что знаем о предложении. На обратной стороне листочков запишите одну выбранную вами короткую информацию об этом понятии.

На доске формируется схема:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Выражает законченную мысль

Повествовательное               Восклицательное                     Распространённое

Вопросительное                   Невосклицательное              Нераспространённое

Побудительное

Главные члены                                        Второстепенные члены

Подлежащее, сказуемое                                ?          ?            ?

- А можно я дополню информацию? (Учитель пишет три стрелочки под заголовком «второстепенные члены»)

-Вы догадались, что я хочу этим сказать?

-Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одном второстепенном члене. Понять, как он называется, вам поможет игра.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно дополняйте.

Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 

Джинсы, майки и штиблеты
Называются … ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё …ПРЕДМЕТЫ! 
Ах, какие все слова восхитительные, 
Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!

- Что вы сейчас делали? (Дополняли) Образуйте от этого слова однокоренное существительное.

- Какое слово получилось? (Дополнение)

- Вот вы и произнесли название одного из второстепенных членов предложения.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какова будет наша цель? Что мы можем о нём узнать?

III. Новый материал.

1. Работа с предложениями. (Открывается половина доски)

Тема, урок, мама, ученик.

- Что общего у этих слов? (Сущ.,  в ед.ч, в И.п., в нач. форме)

Ребята познакомились.

-Дополните предложение существительными и запишите в тетрадь. (Индивидуальная работа в тетради)

- Прочитайте свои предложения.

- Что вы делали с предложением? (Дополняли)

- А что произошло с существительными?

(Они изменили окончания, форму, появились предлоги).

- Что ещё у них изменилось? (Падеж)

-Какими членами предложения стали эти слова?

-Кто догадался, что такое дополнение и может сформулировать правило?

- Где найдём подтверждение своим выводам?

2. Работа с рубрикой «Сведения о языке». Учебник, стр. 69.

-Откройте учебники и самостоятельно прочитайте рубрику «Сведения о языке» (В это время учитель на доске пишет слово «Дополнение»)

- Давайте запишем новые знания о дополнении в виде схемы. (Фронтальная работа).

Дополнение

Второстепенный член предложения

Выражен существительным

В косвенном падеже

-Какая ещё важная информация о дополнении содержится в правиле? Найдите её. (Подсказка на слайде №3:  _  _  _  _ )

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

3. Составление порядка действий при определении дополнения. (Работа в группах)

- Как найти дополнение в предложении? Предлагаю в группах обсудить порядок действий. Представители групп, получите конверты.

Проверка по слайду №4:

  1. Нахожу главные члены предложения.
  2. Нахожу второстепенный член, выраженный существительным.
  3. Ставлю вопрос к этому существительному от сказуемого или другого второстепенного члена предложения.
  4. По падежному вопросу определяю падеж существительного.
  5. Если существительное стоит в косвенном падеже, то это дополнение.
  6. Подчёркиваю дополнение пунктирной линией.

IV.Первичное закрепление.

 Самостоятельная работа по вариантам; упр. №393, стр. 68. Слайд №5.

- Используйте новые знания при выполнении упражнения № 393  на  стр. 68. Запишите номер упражнения в тетрадь.

-Прочитайте задание а). Будем работать по вариантам: 1 вар. запишет первые три предложения и подчеркнёт в них дополнения, 2 вар. – предложения 4, 5 и 6. Обязательно используйте алгоритм.

-Прочитайте предложения. Назовите дополнения.

V. Итог урока. Рефлексия.

1. Обобщение по теме.

- И я записала предложение. (Учительница гордится своими (кем?) ____ .

- Кто мне поможет его дополнить и найдёт дополнение?

- Как вы думаете, почему я выбрала это предложение? Да, я горжусь вашей работой на уроке. Вы – молодцы.

-Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?

- Кто хочет ещё раз рассказать нашим гостям, что же такое дополнение?

-Мы достигли цели?

2. Лингвистическая загадка.

-Мы начали урок ребусом, а закончим лингвистической загадкой:

         Найдите в этих странных записях дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Прочитайте получившиеся предложения.

Слайд №6.

1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.

-Что нового появилось во втором предложении?

-Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

VI. Домашнее задание: упр. №396 (а), стр. 69 или карточка (Слайд № 7):

_________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.

Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом. Посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках. 

_______________________________________________________

-Выберите домашнее задание. Кто хочет – может выполнить упражнение №396, стр. 69, а кто хочет – может взять карточку на столе.

-Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова

Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...

урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

              Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"

Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...

Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)

Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....