Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Различные виды деятельности учащихся, использование парной и групповой форм работы позволяют активизировать процесс освоения нового знания, сделать процесс его формирования более успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка на тему "Дополнение". 3 класс. Система Занкова | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Второстепенный член предложения – дополнение.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить со второстепенным членом предложения – дополнением; его признаками, ролью в предложении.
Оборудование: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.; карточки с ребусом (на пару), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, магнитная доска, набор карточек с терминами, используемыми на уроке, для составления схемы, конверты с пунктами алгоритма для работы в группах, фломастеры.
Урок построен на основе технологии проблемного обучения с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичное закрепление
- Систематизация и обобщение знаний.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока.
I. Оргмомент.
-Решите пример в ребусе. Сколько получилось? В школе отметку «пять» ещё называют «отлично». Желаю вам сегодня на уроке отличного настроения и отличной работы!
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с ребусом (в паре).
- Отгадайте ребус. Какое слово получилось у вас? А у наших гостей?
2. Работа с понятием «предложение». Составление схемы. (Работа в паре)
- Давайте расскажем нашим гостям, что знаем о предложении. На обратной стороне листочков запишите одну выбранную вами короткую информацию об этом понятии.
На доске формируется схема:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Выражает законченную мысль
Повествовательное Восклицательное Распространённое
Вопросительное Невосклицательное Нераспространённое
Побудительное
Главные члены Второстепенные члены
Подлежащее, сказуемое ? ? ?
- А можно я дополню информацию? (Учитель пишет три стрелочки под заголовком «второстепенные члены»)
-Вы догадались, что я хочу этим сказать?
-Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одном второстепенном члене. Понять, как он называется, вам поможет игра.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно дополняйте.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются … ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё …ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!
- Что вы сейчас делали? (Дополняли) Образуйте от этого слова однокоренное существительное.
- Какое слово получилось? (Дополнение)
- Вот вы и произнесли название одного из второстепенных членов предложения.
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Какова будет наша цель? Что мы можем о нём узнать?
III. Новый материал.
1. Работа с предложениями. (Открывается половина доски)
Тема, урок, мама, ученик.
- Что общего у этих слов? (Сущ., в ед.ч, в И.п., в нач. форме)
Ребята познакомились.
-Дополните предложение существительными и запишите в тетрадь. (Индивидуальная работа в тетради)
- Прочитайте свои предложения.
- Что вы делали с предложением? (Дополняли)
- А что произошло с существительными?
(Они изменили окончания, форму, появились предлоги).
- Что ещё у них изменилось? (Падеж)
-Какими членами предложения стали эти слова?
-Кто догадался, что такое дополнение и может сформулировать правило?
- Где найдём подтверждение своим выводам?
2. Работа с рубрикой «Сведения о языке». Учебник, стр. 69.
-Откройте учебники и самостоятельно прочитайте рубрику «Сведения о языке» (В это время учитель на доске пишет слово «Дополнение»)
- Давайте запишем новые знания о дополнении в виде схемы. (Фронтальная работа).
Дополнение
Второстепенный член предложения
Выражен существительным
В косвенном падеже
…
-Какая ещё важная информация о дополнении содержится в правиле? Найдите её. (Подсказка на слайде №3: _ _ _ _ )
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
3. Составление порядка действий при определении дополнения. (Работа в группах)
- Как найти дополнение в предложении? Предлагаю в группах обсудить порядок действий. Представители групп, получите конверты.
Проверка по слайду №4:
- Нахожу главные члены предложения.
- Нахожу второстепенный член, выраженный существительным.
- Ставлю вопрос к этому существительному от сказуемого или другого второстепенного члена предложения.
- По падежному вопросу определяю падеж существительного.
- Если существительное стоит в косвенном падеже, то это дополнение.
- Подчёркиваю дополнение пунктирной линией.
IV.Первичное закрепление.
Самостоятельная работа по вариантам; упр. №393, стр. 68. Слайд №5.
- Используйте новые знания при выполнении упражнения № 393 на стр. 68. Запишите номер упражнения в тетрадь.
-Прочитайте задание а). Будем работать по вариантам: 1 вар. запишет первые три предложения и подчеркнёт в них дополнения, 2 вар. – предложения 4, 5 и 6. Обязательно используйте алгоритм.
-Прочитайте предложения. Назовите дополнения.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Обобщение по теме.
- И я записала предложение. (Учительница гордится своими (кем?) ____ .
- Кто мне поможет его дополнить и найдёт дополнение?
- Как вы думаете, почему я выбрала это предложение? Да, я горжусь вашей работой на уроке. Вы – молодцы.
-Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?
- Кто хочет ещё раз рассказать нашим гостям, что же такое дополнение?
-Мы достигли цели?
2. Лингвистическая загадка.
-Мы начали урок ребусом, а закончим лингвистической загадкой:
Найдите в этих странных записях дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Прочитайте получившиеся предложения.
Слайд №6.
1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.
-Что нового появилось во втором предложении?
-Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
VI. Домашнее задание: упр. №396 (а), стр. 69 или карточка (Слайд № 7):
_________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом. Посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
_______________________________________________________
-Выберите домашнее задание. Кто хочет – может выполнить упражнение №396, стр. 69, а кто хочет – может взять карточку на столе.
-Наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова
Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...
урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-. ...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"
Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...
Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)
Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму....