Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.
Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.
Задачи: упражнять в определении именительного и винительного падежей имен существительных 1-го склонения; создавать условия для развития мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Учебные задачи, направленные на достижение результатов: Личностных: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и проблемных ситуаций; формирование уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека; проявлять широкий интерес к новому учебному материалу; формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности.
Метапредметных: развитие умения работать с информацией; формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; формирование умения работать в группах; освоение начальных форм рефлексии.
Предметных: воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям; развивать внимание, мышление, память; закрепить умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения; повторить знания об имени существительном.
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
2. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Мешочки с солью для осанки.
3. Минутка чистописания. а) Г П п П у к и Пушкин Александр Сергеевич Сегодня на уроке мы будем обращаться к творчеству великого поэта А.С. Пушкина.
б) Слово о А.С. Пушкине. (Приложение) Слайд.
в) Опрос – разминка.
- Где родился А. С. Пушкин ? (В Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 года)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
- Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6 ,5 и 1- не закончил «Сказка о медведихе»)
Какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_l.f._urok_russkogo_yazyka_mbou_troitskaya_sosh.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области
Методическая разработка урока русского языка
на тему «Именительный и винительный
падежи имен существительных 1-го склонения»
(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Ковалева Людмила Федоровна учитель начальных классов
2013-2014 учебный год
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.
Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.
Задачи: упражнять в определении именительного и винительного падежей имен существительных 1-го склонения; создавать условия для развития мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Учебные задачи, направленные на достижение результатов: Личностных: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и проблемных ситуаций; формирование уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека; проявлять широкий интерес к новому учебному материалу; формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности.
Метапредметных: развитие умения работать с информацией; формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера; развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; формирование умения работать в группах; освоение начальных форм рефлексии.
Предметных: воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям; развивать внимание, мышление, память; закрепить умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения; повторить знания об имени существительном.
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!
2. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Мешочки с солью для осанки.
3. Минутка чистописания. а) Г П п П у к и Пушкин Александр Сергеевич Сегодня на уроке мы будем обращаться к творчеству великого поэта А.С. Пушкина.
б) Слово о А.С. Пушкине. (Приложение) Слайд.
в) Опрос – разминка.
- Где родился А. С. Пушкин ? (В Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 года)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
- Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (6 ,5 и 1- не закончил «Сказка о медведихе»)
Какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Словарно – орфографическая работа. Слайд.
Расшифруйте слова: рдогао, мозро, есоцлн, рытоко, емчугж.
- Что общего в этих словах?
- Какое имя существительное относится к 1 склонению?
- В каком падеже оно употреблено?
- Через черточку запишите слово, поставив в винительный падеж.
- Что для этого надо сделать?
- На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
- Какая проблема встала перед нами? (одинаковые вопросы)
Смена поз.
5. Определение темы, цели и плана урока.
- Определите тему нашего урока?
- Какие задачи поставим на уроке?
Составьте план урока. (с помощью учителя)
6. Решение учебной задачи. Слайд.
Упражнение в определении падежей (И.п. В.п.) имен существительных 1-го склонения.
а) Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
- Из какой сказки эти строки?
- Объясните смысл строк? (Сказка ложь (вымысел) да в ней намек (назидание) добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить)
- Спишите. Разберите предложение по частям речи.
- Найди и определи падеж имени существительного 1-го склонения. Проверка. Самооценка.
7. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. Изобразите: - Волны на море - Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу. - Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну. - Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона. - Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. - Назовите сказку А.С.Пушкина.
8. Закрепление. Работа в группах. - Найдите и определите падеж имени существительного 1-го склонения, выделите окончание. - Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.
1. «Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. («Сказка о золотом петушке»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. «За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Найдите и определите падеж имени существительного 1-го склонения, выделите окончание.
- Проверка. Сделайте вывод.
1. Дети читают стихи о падежах
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
2. Создадим схему-памятку для жителей страны «Имя существительное» и напомним признаки каждого из падежей.
Именительный падеж.
Начальная форма, ед. ч.
Слово-помощник – есть
Вопросы Кто? Что?
Предлогов нет
Член предложения – подлежащее
Окончания -а, -я.
Винительный падеж.
Не начальная форма
Слово -помощник – вижу
Кого? Что?
Предлоги есть
Второстепенный член предложения.
Окончания - у, -ю
Смена поз.
Работа по учебнику. Упражнение 43, с. 24.
Задание у панно. Найди существительное, выдели окончание, определи падеж.
подписал открытку
тяжёлая туча
лесная тропинка
прошел через поляну
напевал песню
расчистил площадку
(работают 2 человека, взаимопроверка)
9. Контроль знаний. Тест. Слайд.
I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А. Кто? Что? Б. Кем? Чем? В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?
II. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А. –а,-я Б. –ой –ей В. –у,-ю Г. –ы, -и
III. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А. в, на, через Б. без предлогов В. к, по Г. у, из, до, около
IV. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А. подлежащим Б. сказуемым В. второстепенным членом
V. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: ловил рыбу А. И.п. Б. Р.п. В. Т.п. Г. В.п.
9. Итог урока. Рефлексия. - Какова была тема урока? А проблема? Что нового вы сегодня узнали? - Для чего мы учимся правильно определять падежи?
- Покажите при помощи рук отношение к уроку.
10. Домашнее задание. Отметки.
Приложение
А.С. Пушкин самый известный и талантливый русский писатель. Его даже называют «солнцем русской поэзии», так ярки и красивы его произведения. Он был таким же ребёнком как и вы. Любил играть, шалить, капризничать, иногда грустить. Семья его жила в Москве, когда столицей считался Санкт-Петербург. Туда приезжали богатые дворяне и вельможи отдохнуть от городской суеты.
У Саши Пушкина была няня Арина Родионовна, - простая крестьянская женщина. Мальчик её очень любил. Няня знала много сказок и рассказывала их мальчику. Сядет, бывало, маленький Саша возле няни на скамеечку, Арина Родионовна возьмёт своё вязанье и начнёт рассказывать сказки. А в них волшебная рыбка, и злой Кощей, и дядька Черномор, и молодая царевна, которую отравила яблоком злая колдунья. Много сказок знала Арина Родионовна и очень хорошо умела их рассказывать. Так хорошо, что Саша просил повторять их по несколько раз…
А кто он ей?
Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши.
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью.
И не к нему ль во всяку ночь
Арина шла со сказкой складной?
Весьма до сказок был охоч
Её питомец ненаглядный.
Прошло много лет, мальчик вырос, закончил лицей (так называлась школа для мальчиков), стал сам великим писателем и написал большое количество сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»
Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...
Методическая разработка по русскому языку "Распознавание именительного и винительного падежей"
Разработка урока по русскому языку по программе Школа 2100 в 4 классе....
Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"...
урок русского языка в 4 классе по теме "именительный и винительный падежи имен существительных"
Познакомить со способами отличия винительного падежа от именительного через отределение главных и второстепенных членов предложения....
урок русского языка в 4 классе по теме "именительный и винительный падежи имен существительных"
Познакомить со способами отличия винительного падежа от именительного через отределение главных и второстепенных членов предложения....
Урок русского языка в 3 классе.«Тема: «Именительный и винительный падежи имен существительных»
Урок развития, закрепления знаний и умений.Презентация к уроку...
Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...