Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Насипова Гузель Шайхетдиновна

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx138.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс)

Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму.

Задачи:

-активизировать знания учащихся о предложении;

-расширить информацию о роли в предложении главных членов;

-уточнить, какие члены предложения называются главными;

-закрепить умение находить в предложении главные члены;

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить  главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;  

метапредметные  (УУД):

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные: 

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;  сравнивать, делать выводы;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной и парной деятельности под руководством учителя).

Оборудование:  компьютер,   проектор, презентация, карточки с  заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы, учебник « Русский язык»-3 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова

  1. Орг. момент

Присаживайтесь. Подарите улыбку  друг другу

-  Давайте проверим, как вы сидите:

        Руки! На месте,

        Ноги! На месте,

        Логти! У края.

        Спинка! Прямая!

II. Психологический настрой детей на урок.

  1.  - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

*грамотно писать

*обогащаем свою речь

*учимся применять свои знания на практике

*знакомимся с тем, как устроен наш язык

- Для чего мы этому учимся?

Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

  1. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

      Я хороший,

      Я всё знаю,

      Я всё умею,

      Я буду стараться,

      У меня всё получится.

 - Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике.

III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

 1. Слайд №1

- Откройте тетради и запишите число.

- А там, где будет тема урока,  пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?

Дети: Мы должны сами определить тему.

Дети записывают число.

2. Слайд №2

Тест-игра «Угадай правильный ответ».

Учитель: Я читаю предложение, вы если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.

«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.

«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?

«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.

«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)

Слайд 3.  

- А теперь оцените свою работу (оценка ставится ручкой на полях).

IV. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, всегда ли можно из заданных слов составить предложения?

Работа в парах.

Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.

1. Уметь договариваться с соседом по парте.

2. Работать тихо, не мешать остальным.

3. Помогать друг другу.

Слайд 4

- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

  1. Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
  2. Мальчики, снежки, в .
  3. Кошка, нос, моет, снегом.

Слайд 5-6.

Ответы детей: Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит,  мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена.

Проблемный вопрос:

-  Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

  • Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.
  • Мальчики  играют в снежки.

- - Почему  без вставленных слов не получались предложения?

Слайд 7.

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Проблемный вопрос:

-  Сколько их? Чем они отличаются?

- Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

- Оцените на полях свою работу на данном этапе урока.

- Можем мы сформулировать тему  и цели урока?

V. Постановка цели урока:

-Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения  главные; расширим информацию о главных членах предложения;  

составим алгоритм нахождения главных членов;  

будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

Слайд 8.

Запишите тему урока в тетрадь.

VI. Физминутка.

Слайд 9-10.

VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

а) - Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

- Какое  второе  название  есть  у  главных  членов? (Грамматическая  основа.)

-  Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)

-   Как подчеркивается? (Одной чертой)

- Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)

-   Как подчеркивается? (Двумя чертами)

-   Что главнее: подлежащее или сказуемое? (Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.)

Слайд 11.

б) Составление алгоритма. 

- Как вы будете определять главные члены? Составим алгоритм.

Слайд 12.

Как  находить  подлежащее  и  сказуемое, то  есть  грамматическую  основу  предложения

VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-  Попрактикуемся в определении главных членов предложения.  КАРТОЧКИ

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.

IX. ФИЗМИНУТКА "Найди сказуемое"

  Заяц (прыгает)                Медведь (топает)                  Птицы (летают)

  Рыбы (плавают)              Скороход (бежит)                   Лягушка (скачет)

  Лентяй (подтягивается)        Спортсмен (делают разные движения)

XII. Итог урока. Слайд 13-15.

Дополните предложения.  Сегодня мы выяснили, что…

* главные члены предложения занимают разное место в предложении; последовательность различная;

*  число у подлежащего и сказуемого одинаковое;

*  сказуемыми могут быть глаголы в разных формах;

*  нередко подлежащее в предложении отсутствует;

*  при одном подлежащем может быть несколько сказуемых и при одном сказуемом несколько подлежащих.

XIII. Домашнее задание: Слайд 16.

XIV. Рефлексия.

- Какие задания показались самыми интересными?

- Какие наиболее трудными? Почему?

- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

- Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

  -А теперь, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько  вы:

                  1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

                  2)Умеете применять свои знания (сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

        -  А я считаю, что вы на уроке поработали вот так… (поднимаю руки вверх) Это как? (отлично)

-     Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое октября. Классная работа . .

Слайд 2

Согласны + , не согласны - 1) Речь бывает устная, печатная, письменная. 2) В конце предложения ставится точка , ! и ли ? 3 ) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль . 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным. 5 ) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

Слайд 3

Самопроверка -, +, +, -, +

Слайд 4

Где возможно, составьте предложения: 1.Легко, съехала, с, горы, на, лыжах. 2.Мальчики, снежки, в . 3.Кошка, нос, моет, снегом.

Слайд 5

Кошка снегом моет нос.

Слайд 6

Девочка легко съехала с горы на лыжах. Мальчики играют в снежки.

Слайд 7

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали ………

Слайд 8

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

Слайд 9

Грамматическая основа подлежащее сказуемое (о ком? или о чем? говорится в предложении) (Что говорится о подлежащем?) ДЕВОЧКА ЛЕГКО СКАТИЛАСЬ С ГОРЫ НА ЛЫЖАХ.

Слайд 10

Грамматическая основа подлежащее сказуемое (кто? что? Имя сущ .) (что сделала? Что сделает? Гл.)

Слайд 11

Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

Слайд 12

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ МОГУТ СЛЕДОВАТЬ В РАЗНОМ ПОРЯДКЕ И РАСПОЛАГАТЬСЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖЛУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ И ПО ФОРМЕ. МАЛЬЧИК ИГРАЛ В МЯЧ. В ЛЕСУ РАСТЁТ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО . САМЫЕ УМНЫЕ ДЕТИ УЧАТСЯ В 3 КЛАССЕ.

Слайд 13

ПОДЛЕЖАЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО КАК ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ , ТАК И МЕСТОИМЕНИЕМ . МАМА МОЕТ ПОСУДУ. Я ПОМОГАЮ МАМЕ. Им. СУЩ. МЕСТ.

Слайд 14

ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО ПРИ ОДНОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО СКАЗУЕМЫХ. Я ПОШЁЛ В МАГАЗИН И КУПИЛ ТАМ ИГРУШКУ.

Слайд 15

В НАШЕМ ЯЗЫКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ. ИНОГДА ПРИ ОДНОМ СКАЗУЕМОМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩИХ . В НАШЕМ САДУ РАСТУТ ЯБЛОНИ , ВИШНИ И СЛИВЫ .

Слайд 16

Домашнее задание Стр. 71 упр. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"

Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Разработка урока русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива») по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"...

Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"

Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...