Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 61.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 138.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс)
Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму.
Задачи:
-активизировать знания учащихся о предложении;
-расширить информацию о роли в предложении главных членов;
-уточнить, какие члены предложения называются главными;
-закрепить умение находить в предложении главные члены;
Планируемые результаты:
предметные:
обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;
метапредметные (УУД):
личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
познавательные:
пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;
коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной и парной деятельности под руководством учителя).
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы, учебник « Русский язык»-3 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
- Орг. момент
Присаживайтесь. Подарите улыбку друг другу
- Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Логти! У края.
Спинка! Прямая!
II. Психологический настрой детей на урок.
- - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
-Чему мы учимся на уроках русского языка?
*грамотно писать
*обогащаем свою речь
*учимся применять свои знания на практике
*знакомимся с тем, как устроен наш язык
- Для чего мы этому учимся?
Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
- Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
- Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике.
III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.
1. Слайд №1
- Откройте тетради и запишите число.
- А там, где будет тема урока, пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?
Дети: Мы должны сами определить тему.
Дети записывают число.
2. Слайд №2
Тест-игра «Угадай правильный ответ».
Учитель: Я читаю предложение, вы если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.
«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.
«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?
«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.
«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.
Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)
Слайд 3.
- А теперь оцените свою работу (оценка ставится ручкой на полях).
IV. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, всегда ли можно из заданных слов составить предложения?
Работа в парах.
Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.
1. Уметь договариваться с соседом по парте.
2. Работать тихо, не мешать остальным.
3. Помогать друг другу.
Слайд 4
- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.
- Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
- Мальчики, снежки, в .
- Кошка, нос, моет, снегом.
Слайд 5-6.
Ответы детей: Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит, мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена.
Проблемный вопрос:
- Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?
- Девочка легко съехала с горы на лыжах.
- Мальчики играют в снежки.
- - Почему без вставленных слов не получались предложения?
Слайд 7.
Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.
Проблемный вопрос:
- Сколько их? Чем они отличаются?
- Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.
- Оцените на полях свою работу на данном этапе урока.
- Можем мы сформулировать тему и цели урока?
V. Постановка цели урока:
-Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения главные; расширим информацию о главных членах предложения;
составим алгоритм нахождения главных членов;
будем упражняться в нахождении главных членов предложения.
Слайд 8.
Запишите тему урока в тетрадь.
VI. Физминутка.
Слайд 9-10.
VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
а) - Так без каких слов не может существовать предложение?
- Какое второе название есть у главных членов? (Грамматическая основа.)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)
- Как подчеркивается? (Одной чертой)
- Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)
- Как подчеркивается? (Двумя чертами)
- Что главнее: подлежащее или сказуемое? (Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.)
Слайд 11.
б) Составление алгоритма.
- Как вы будете определять главные члены? Составим алгоритм.
Слайд 12.
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Попрактикуемся в определении главных членов предложения. КАРТОЧКИ
- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.
IX. ФИЗМИНУТКА "Найди сказуемое"
Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)
Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)
Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делают разные движения)
XII. Итог урока. Слайд 13-15.
Дополните предложения. Сегодня мы выяснили, что…
* главные члены предложения занимают разное место в предложении; последовательность различная;
* число у подлежащего и сказуемого одинаковое;
* сказуемыми могут быть глаголы в разных формах;
* нередко подлежащее в предложении отсутствует;
* при одном подлежащем может быть несколько сказуемых и при одном сказуемом несколько подлежащих.
XIII. Домашнее задание: Слайд 16.
XIV. Рефлексия.
- Какие задания показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными? Почему?
- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
- Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.
-А теперь, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько вы:
1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2)Умеете применять свои знания (сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)
- А я считаю, что вы на уроке поработали вот так… (поднимаю руки вверх) Это как? (отлично)
- Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласны + , не согласны - 1) Речь бывает устная, печатная, письменная. 2) В конце предложения ставится точка , ! и ли ? 3 ) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль . 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным. 5 ) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.
Самопроверка -, +, +, -, +
Где возможно, составьте предложения: 1.Легко, съехала, с, горы, на, лыжах. 2.Мальчики, снежки, в . 3.Кошка, нос, моет, снегом.
Кошка снегом моет нос.
Девочка легко съехала с горы на лыжах. Мальчики играют в снежки.
Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали ………
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .
Грамматическая основа подлежащее сказуемое (о ком? или о чем? говорится в предложении) (Что говорится о подлежащем?) ДЕВОЧКА ЛЕГКО СКАТИЛАСЬ С ГОРЫ НА ЛЫЖАХ.
Грамматическая основа подлежащее сказуемое (кто? что? Имя сущ .) (что сделала? Что сделает? Гл.)
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ МОГУТ СЛЕДОВАТЬ В РАЗНОМ ПОРЯДКЕ И РАСПОЛАГАТЬСЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖЛУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ И ПО ФОРМЕ. МАЛЬЧИК ИГРАЛ В МЯЧ. В ЛЕСУ РАСТЁТ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО . САМЫЕ УМНЫЕ ДЕТИ УЧАТСЯ В 3 КЛАССЕ.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО КАК ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ , ТАК И МЕСТОИМЕНИЕМ . МАМА МОЕТ ПОСУДУ. Я ПОМОГАЮ МАМЕ. Им. СУЩ. МЕСТ.
ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО ПРИ ОДНОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО СКАЗУЕМЫХ. Я ПОШЁЛ В МАГАЗИН И КУПИЛ ТАМ ИГРУШКУ.
В НАШЕМ ЯЗЫКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ. ИНОГДА ПРИ ОДНОМ СКАЗУЕМОМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩИХ . В НАШЕМ САДУ РАСТУТ ЯБЛОНИ , ВИШНИ И СЛИВЫ .
Домашнее задание Стр. 71 упр. 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"
Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....
Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")
Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Разработка урока русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива») по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"...
Урок русского языка во 2-ом классе по теме: «Что такое главные члены предложения?» УМК: «Школа России»
Тема урока: «Что такое главные члены предложения?»Тип урока: введение нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"
Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...