Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»
Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классов
Разделы: Русский язык
Тема: «Главные члены предложения»
Задачи:
введение понятий «подлежащее», «сказуемое» - главных членов предложения;
отработка алгоритма поиска главных членов предложения
развитие аналитической деятельности;
воспитание познавательных интересов, ответственности за роль в сотрудничестве;
воспитание культуры труда и письма, любви к родному языку.
На уроке реализуются:
коммуникативно-деятельностная составляющая через сотрудничество в парах (распределение обязанностей, согласование точек зрения и другие взаимодействия с учителем и обучающимися);
предметно-информационная составляющая через введение понятий «подлежащее», «сказуемое»;
ценностно-ориентационная составляющая через воспитание ценностей: выбора и ответственности.
Материал к уроку:
Оборудование: для учителя:
карточки со словами: подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, кто? что? что делает? что сделал? что будет делать?
таблица с буквой Г г для минутки каллиграфии.
таблица (алгоритм поиска подлежащего и сказуемого – главных членов предложения.)
Алгоритм поиска главных членов предложения
Ответь на вопрос: О ком или о чём говорится в предложении? Найди подлежащее.
Проверь, отвечает ли слово (подлежащее) на вопросы: кто? или что?
Ответь на вопрос: Что говорится о подлежащем? Найди сказуемое.
Проверь, отвечает ли слово (сказуемое) на вопросы: что делает? что сделал? что будет делать?
Оборудование для учащихся:
разноуровневые дидактические карточки, карточки – справочники-для работы в парах;
алгоритмы поиска главных членов предложения;
сигнальные карточки трёх цветов «светофоры»;
карточки с опорными грамматическими основами для домашнего задания.
Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. – Часть 1./С.И.Иванов, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014.- Начальная школа XXI века.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит, у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща, удастся решить любые задачи.
2. Актуализация знаний.
а) минутка каллиграфии.
Учитель: Отгадайте загадку. В слове-отгадке вы найдёте ту букву, которую будем прописывать.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. ГРИБ Слайд 2
Интересующая нас буква начинает слово. Назовите букву.
Дети: «Гэ».
Учитель: Дайте характеристику звуку.
Дети: Буква «Гэ» обозначает согласные звуки [г] и [г'], звонкий парный. Назови пару: [к]
На доске: Гг гг Гг ггг Гг гггг
Учитель: Найдите закономерность и продолжите ряд до конца строки. Выскажите предположение, какую пользу принесёт выполнение этого задания.
Дети: Отработка соединения букв, безотрывного письма, скорописи, глазомера.
Учитель: Подчеркните самые лучшие написанные вами группы букв, сравнивая с образцом.
(образец – на доске)
б) тест-игра «Угадай правильный ответ».
Учитель: Я читаю предложение, вы записываете его номер, и если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.
«-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.
«+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?
«+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
«-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.
«+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.
Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)
3. Введение в тему, постановка учебной задачи.
Учитель: Внимание на доску:
Учитель: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, составьте слова из слогов в каждой строчке.
Дети: Главные члены предложения.
Учитель: Сегодня на уроке мы откроем новые грани этой темы и узнаем о том, как называются главные члены предложения и научимся их отыскивать.
Как вы думаете какие задачи будем решать на уроке?
Узнать что такое главные члены предложения.
Чем могут быть выражены главные члены предложения.
4. Составление алгоритма поиска главных членов предложения.
Учитель: Что вы узнали из прошлого урока о главных членах предложения?
Дети: Без главных членов предложение не может существовать.
Учитель: Почему?
Дети: Потому что главные члены передают смысл предложения.
Учитель: А сейчас, приоткрыв дверцу рубрики «Тайны языка», мы узнаем, как называются главные члены предложения. Запишите предложение: Лодка плывёт по озеру. (Учащийся на доске).
Чтобы найти главные члены предложения, я задаю вопрос: «О ком или о чём говорится в предложении?»
(Начинаем составлять алгоритм – вывешиваю карточку «О ком или о чём говорится в предложении?»)
Дети: В предложении говорится о лодке.
Учитель: Лодка – это подлежащее, оно называет то, о чём говорится в предложении. Поставьте вопрос к слову лодка.
Дети: Что? – лодка. (вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что?» )
Учитель: Правильно, подлежащее – лодка подчёркивается одной чертой аккуратно по линейке.
А сейчас необходимо найти то слово, которое сообщает нам, что говорится о подлежащем. Что делает лодка? Поставьте вопрос от слова лодка.
Дети: Лодка (что делает?) плывёт. (Вывешиваю карточку «Проверь вопрос – что делает»).
Учитель: Правильно, этот главный член предложения называется сказуемое и его подчёркивают двумя чертами.
Обобщение:слайд 4
У нас появился алгоритм, пользуясь которым, легко отыскать подлежащее и сказуемое, т.е. главные члены предложения.
Учитель: Сравните составленный алгоритм с тем, который авторы учебника поместили на
стр. 51. (Сравниваем, дополняем вопросами: Кто? Что делал? Что будет делать?)
5. Физкультминутка.Слайд 5
Учитель: Если я читаю восклицательное предложение, то вы хлопаете дважды в ладоши над головой, если – вопросительное, то вы выполняете по два наклона в стороны, руки на пояс, если – повествовательное, то – дважды выполняете «пружинку» (полуприседание).
Какая сильная гроза началась!
Сдай книги в библиотеку.
Когда ты закончишь уборку ?
Вечером погуляй с собакой.
Когда твой День рождения?
Обязательно подготовься к школе.
Я очень люблю лето.
Какие ягоды ты любишь?
Мы сегодня едем в кино.
6. Первичное закрепление.
а) закрепление по стр. 51 учебника (коллективно, один учащийся на доске).
Учитель: Запишите предложение: Настя связала бабушке шарф.
Используя карточки с алгоритмом, лежащие у вас на партах, учимся находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
б) выполнение упр. 1 на стр.52 (ученики поочерёдно выполняют упражнение у доски с подробным комментированием.)
7. Работа над рубрикой «Путешествие в прошлое», стр. 53. Знакомство с историей слов «подлежащее» и «сказуемое».
8. Закрепление. Работа в парах. (Разноуровневые задания.)
Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.
Дети:1. Уметь договариваться с соседом по парте.
2. работать тихо, не мешать остальным.
3. помогать друг другу.
Учитель: Успешно выполнит задание та группа, в которой каждый работает правильно и быстро. (на столах карточки с заданиями (белого цвета), карточки – справочники для проверки выполненной работы (зелёного цвета), «светофоры».
1 уровень: Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя.
Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.
2 уровень: Спишите и правильно подчеркните главные члены предложения.
Белка тащит в дупло орехи.
а) контроль над ходом работы; (Дозированная помощь учителя по мере необходимости).
б) самопроверка по карточкам-справочникам;
в) рефлексия. (Перечислите выполняемые в паре действия. Что получилось, а над чем ещё надо поработать?)
9. Домашнее задание. (дифференцировано)
Всем: запомнить алгоритм – стр. 51.
По выбору:
Стр. 52 упр. 3.
Написать небольшой рассказ по опорным грамматическим основам: наступила осень, льёт дождь, деревья опустели, дуют ветры.
10. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали о главных членах предложения?
Дети: Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Учитель: Что нужно сделать для того, чтобы найти подлежащее?
Дети: Чтобы найти подлежащее, надо поставить вопрос - О ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы – кто? или что?
Учитель: Как найти сказуемое?
Дети: Чтобы найти сказуемое, надо поставить вопросы от подлежащего что делает? что делал? что будет делать?
Учитель: Что показалось трудным?
Дети: Труднее отыскать подлежащее, но сегодня я уже лучше справляюсь с этим заданием.
Учитель: Что понравилось на уроке?
Дети: Выполнять более трудные задания, работать в парах.
Слайд 6
Спасибо за урок вы молодцы!