Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.
Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-
Задачи: дать понятие о правописании суффиксов -ек-, -ик-; построить алгоритм правописания суффиксов -ек-, -ик-; сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva_l.f._urok_russkogo_yazyka_mboutroitskaya_sosh_1.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области
Методическая разработка урока русского языка
на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-»
(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
Ковалева Людмила Федоровна учитель начальных классов МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района Белгородской области
2013-2014 учебный год
Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.
Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-
Задачи: дать понятие о правописании суффиксов -ек-, -ик-; построить алгоритм правописания суффиксов -ек-, -ик-; сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой. - Ребята, какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроках русского языка? Для чего мы этому учимся? Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными. 2. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Минутка чистописания. - Что вы узнали в узорах своего показа? (Суффикс -ищ- ) Игра с суффиксами. - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а (котище) - Не слон, а (слонище) - Не дом, а (домище). - Каким способом образованы новые слова? (Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом) - Какой суффикс помог образовать новые слова? (Суффикс -ищ-) - На что он указывает? (Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой) - Пропишите слова, обратите внимание на соединение, выделите суффикс. 3. Стадия вызова. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Найди верное утверждение: Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? (О суффиксе) 4. Стадия осмысления. а) Работа с текстом (индивидуальная и парная) 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. 2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова. Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова. Выделить в слове суффикс. 3. Суффиксы -ушк-, -юшк- имеют уменьшительно-ласкательное значение. 4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-: тигренок, теленок. 5. Есть два похожих суффикса: -ик- и -ек- : [дом'ик], [орешек]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. - Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте. - Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс -ик-, а когда -ек-?. б) Решение проблемного вопроса. - Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». - Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? (Витя не знал какой суффикс вставить в слова: -ик- или -ек-) -Определите тему нашего урока? (Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик) - Какие задачи поставим на уроке? (Научиться писать слова с суффиксами -ек-, -ик-) - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы -ик-, -ек-. - Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом? - Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. Это интереснее. Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме) Прием «Мозговой штурм» ( Групповая работа) - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс -ек-. (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). - Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. - Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? (Надо прочитать правило в учебнике). Обратимся к научному источнику. Какое открытие вы для себя сделали? 5. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка. - Если я назову слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, с суффиксом -ек- приседают девочки (Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик) 6. Составление алгоритма. - Попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы (1. Изменяю форму слова (нет, много). 2.Если [и] > -ик- 3.Если [-] > -ек) 7. Закрепление. а) Дифференцированная работа (Задание выполняется комментировано под руководством учителя – 1 группа) Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к. После окончания этой работы, подводим итог: Когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда -ек-? Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в тетради на с. 39 упражнение 56, после выполнения работы проверка) - Какой вывод сделаем? б) Редактирование слов - Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. Какие выводы вы можете сделать? 8. Самостоятельная работа. Ученики работают по карточкам и за компьютером. - Рассмотрите задание. Что неясно? Задание выполняется в карточке. В это же время к компьютеру подходит ученик и проверяет свои знания по написанию суффиксов -ик-,-ек-. Затем его по очереди сменяет другой. 9. Итог урока. Рефлексия. - Какова была тема урока? А проблема? Что нового вы сегодня узнали? - Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик-, -ек-? - Какое умение мы оценивали в начале урока? Оценим умение писать суффиксы –ик-,-ек- еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +. Прием «Написание синквейна» - Оформим вывод, написав синквейн. 1.Суффиксы -ик-,-ек-. 2.Гласный, уменьшительно-ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание. 10. Домашнее задание. Отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова". Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы обучения:·...
Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.
Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....
Урок русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными
Данную разработку может использовать учитель, работабщий не только по системе Л.В.Занкова, но и по другим системам обучения...
Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100
Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...
технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...
Презентация для проведения урока русского языка, тема:" Правописание слов в словосочетаниях"
Данная презентация будет полезна на уроке русского языка. Представлена пословица,которая будет актуальна в начале и взята девизом урока. После чего представлена словарная работа. На следующем сл...
Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...