сценарий урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Болтачева Татьяна Петровна

Тема: "Способы образования слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области

Учитель начальных классов: Болтачева Татьяна Петровна

Цели: создать условия для формирования знаний и умений о способах образования слов.

Задачи:

  1. Образовательная – обобщить и уточнить знания учащихся о способах словообразования, определять способ образования слова, соотносить слова и схемы состава слова;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация , учебник «Русский язык» под ред. С.В. Иванова 1 часть (Москва: Вентана-Граф, 2012, УМК «Начальная школа 21 века»

       Тип урока: актуализация знаний;

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

     

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить способ образования слова, проявлять способность обосновывать своё решение;

    - уметь образовывать новые слова, используя все способы образования слов.

;

Самоанализ урока

Тема: «Способы образования слов»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I. Орг. класса

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

II. Мин. чистописания

Способы: фронтальная работа

III. Словарная работа

Способы: фронтальная работа

IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

Цель: формирование грамматического понятия «словообразование»;

.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания

Физминутка («санпины»)

VII. Самостоятельная работа.

Цель: выявить степень усвоения изученного материала.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа

VIII. Взаимопроверка.

VI. Работа в группах.

Способы: работа в группах.

Мотивирующий приём:  видеозапись с просьбой ребенка оказать ему помощь

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

IX. Творческая работа.

       (работа в парах)

Цель: развитие речи учащихся, умение озаглавить текст, применять знания в практической деятельности.

Работа с текстом:

(разноуровневые задания)

X. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

XI. Дом. задание.

- Поприветствуйте наших гостей, молодцы.

Руки – на месте, ноги – на месте, спина – прямая, голова – умная, заниматься – готовы!

- Я желаю вам успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, если будете очень внимательными.

 

  Подул Морозко на стекло, узор нарисовал.

 Его напишите мы легко: овал, эр, вновь овал.

Какое буквосочетание сегодня будем писать?)

                                                                                             

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

-   Вспомним и запишем слова из нашего  словарика, в которых есть

это буквосочетание –оро-.

На заборе очень громко утром каркала…

Москва, Санкт-Петербург, Киев - …

Ребус.  40А

Загадка. На дворе стоит копна: спереди вилы,

сзади метла.

 - Прочитайте написанные слова. Что их всех

 объединяет?

Маша сказала, что слова могут образовываться только с помощью суффиксов, а  Серёжа возразил ей, что в русском языке есть несколько  способов образования слов. Как вы думаете, кто из них прав? Какие способы образования слов вы знаете?

- Какая тема урока сегодня, как вы думаете?

- Верно, мы с вами повторим и обобщим наши знания о  способах образования слов.

Запишите слово «заморозить». Выделите корень. Как вы думаете, с помощью чего образовано это слово? Какой способ образования?

Слово «дворник». Давайте проведём разбор по составу.

Запишите слово «пригородный» После разбора по составу сделайте вывод о способе образования.

И, наконец, рассмотрим слово «снегопад». Сколько корней имеет это слово? Как называется такой способ образования слов?

Посмотрите на слайд №

К корню  «крас» присоедините данные приставки и суффиксы, чтобы получились новые слова. (покрасить, краска, красный, закрасить, перекрасить, прекрасный, красивый, красавица, покраснел, красота) Какие из этих слов образованы приставочно-суффиксальным способом?

?

- Давайте скажем о существительном все, что запомнили (правило «Flech файл»)

- Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте докажем себе, что вы все умеете (упр.206)

- Обратите внимание на слова во 2 столбике, найдите слово – природное явление,

слово – событие?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод («Flech файл»)

- Если вам было легко, то нарисуйте солнышко с лучиками, если испытывали затруднение – не расстраивайтесь, оно скоро загорится.

- Теперь и я уверенна в ваших силах, выполните самостоятельно упр.207 (1-ый вариант - выписывает слова с вопросом «кто?», 2 – ой – «что?».

Найдите среди слов – лишнее.

Назовите, докажите свой выбор.

- Как называют такие существительные? А другие?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то нарисуйте облачко, а если не получилось, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко.

- А бывает у вас чувство неудачи, когда вы расстраиваетесь?

- А можно ли у кого-нибудь попросить помощи, если не можете выполнить задание?

- А вы готовы кому – либо помочь?

Просмотр видео файла («Обращение первоклассника») упр.208

- Сейчас вы будете работать в группах, назовите правила дружной работы.

Да, когда есть друг, ничего не страшно. Сейчас вы в парах выполните задание упр.209.

Дифференцированное:

         Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений с существительными.

Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений с существительными, озаглавь его.

          Составь по рисунку рассказ из 3 - 4 предложений так, чтобы в тексте были имена собственные.

- Ответьте каждый, чему вы научились?

-Что больше всего понравилось?

- Что запомнили об имени существительном?

Если вам было легко, то покажите зеленый кружок, если выполняли задания, но испытывали трудности, то желтый, а если было трудно, то красный.

из словаря стр.140, выписать 8 -10 слов:

            I в. -  одуш. сущ.

            II в. - неодуш. сущ.

Отвечают учителю, обращают внимание на правильную посадку.

- Дети  делают вывод: это буквосочетание –оро -, пишут несколько раз.

Дети отгадывают загадки.

(Ворона, города, сорока, корова)

- Версии учащихся

Все слова – имена существительные, 3 слога, словарные.

 Записывают словарные слова.

Отвечают:  суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, способ сложения.

-С помощью приставки. Приставочный

- Разбирают объясняют, находят суффикс. Делают вывод – суффиксальный способ образования.

 Отвечают: приставочно-суффиксальный

Отвечают: два корня, способ сложения.

- Отвечают, составляют слова,  приводят примеры.

-

 Два ученика у доски от каждого варианта, остальные в тетрадях выполняют самостоятельно.

Собственные, пишутся с большой буквы. Остальные нарицательные.

Проверяют, оценивают.

- Смотрят, сопереживают.

Работают в группах, выполняют задание.

Отвечают дети.

Называют правила, читают на слайде.

Выполняют, по истечении времени отвечают.

Отвечают, делают выводы.

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Вступительная беседа

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД:

(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации):

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Познавательные УУД (логические).

 Перечисление способов  образования слов

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить самостоятельно тему  урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

– договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

Предметные:

- составлять небольшой по объему рассказ по сюжетному рисунку.

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 1 классе по системе развивающего обучения Занкова

Дидактическое обоснование1. Русский язык, 1 класс, Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва2. Тема урока: различие при письме строчных букв г, п, т.3. Дидактическая цель: создать условия для осознанной коррекции з...

Сценарий урока русского языка во 2 классе"В гостях у Имени Существительного"

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России"...

Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».

Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски....

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»

Обучающие цели:─       повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;─       повторить знания об имени ...

Сценарий урока русского языка в 1 классе

Учебник: «Русский язык». 1 класс.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Тема занятия. Перенос слов...