Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 70.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Автор конспекта: Шубина Татьяна Игоревна.
Предметная область: русский язык.
Класс: 2 класс.
Тема: «Наблюдение над словами-признаками».
Тип урока: ОНЗ.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки для работы в парах, изображения овощей и фруктов для работы в группах, опорные таблички, презентация урока, музыкальные произведения: Альбом «Времена года» П.И. Чайковского, песня М. Дунаевского в исполнении Николая Караченцова «Кленовый лист», отрывок мультфильма «Сказка о царе Салтане».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать к учебной деятельности посредством вовлечения детей в игру-путешествие;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
Звучит фрагмент песни «Кленовый лист»
- Вот и мне в ладонь опустился последний лист клёна, который напомнил мне о том, что подходит к концу удивительная пора, сказочная пора – осень. Но это не значит, что закончилась пора прекрасного. И сегодня мне хочется пригласить вас в волшебный мир красок, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты.
2. Актуализация знаний.
Цель:
1) повторить написание букв;
2) повторить изученные орфограммы в словах;
3) повторить перенос слов;
4) повторить знания о словах – предметах;
5) повторить правила посадки за рабочим местом
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Прочитайте девиз нашего урока: «Красота спасёт мир».
- О какой красоте идёт речь в этом предложении? Как она может спасти мир?
- Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне, и внутренне.
- А как вы можете на уроке поучаствовать в создании красоты? ( Красиво писать, правильно выполнять задания). Молодцы! Докажите это своей работой.
- Начнём урок с чистописания. Повторим правила посадки за рабочим местом.
- Запишите девиз нашего урока в тетрадь. Найдите и подчеркните в словах этого предложения все изученные орфограммы. Разделите слова на слоги.
- Какое слово нельзя перенести? Почему?
-Найдите слова-предметы в этом предложении. Как вы определили? Каким правилом пользовались?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
1. Работа по картине И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889
- Русские просторы, блестящие серебром реки и озёра, золото вечернего неба и розовые восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя их на создание прекрасных картин природы.
- Внимательно рассмотрите картину русского художника Л. Левитана «Золотая осень».
- Какое время года он изобразил? Докажите.
- Какие предметы изобразил художник на картине? Запишите слова, обозначающие некоторые из этих предметов:
дом
дорога
небо
берёзы
- На какой вопрос они отвечают? (Что?) Как они называются? (Слова- предметы.)
- Что вы можете рассказать о доме? Дом какой? Выберите из группы представленных слов то слово, которое поможет нам более точно представить себе дом. Запишите:
дом (какой?) старый
- Опишите дорогу. (Длинная.) Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Какая?) и т.д..
- Ребята, скажите что обозначают слова, которые помогают представить предмет более точно? (Признаки предметов.)
- Определите тему нашего урока. ( «Слова-признаки»).
- На какие вопросы отвечают эти слова? Какова роль этих слов в речи?
-Почему мы точно не можем ответить на эти вопросы? (Не знаем правила, определения.)
- Какую цель поставим перед собой? ( Понаблюдать за словами-признаками, определить их роль в речи.)
4. «Открытие» нового знания.
Цель:
1) организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания:
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?, какое?, какие?, обозначают признаки предметов (форма, цвет, вкус, качество и т.д.), «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Наблюдение над словами-признаками.
1. Работа в группах. Игра «Собери урожай».
- Осень славится не только своей красотой. Чем ещё славится осень? ( Урожайностью.) Правильно! Сейчас мы в этом убедимся, поиграв в игру «Собери урожай».
Каждая группа получает изображение одного овоща или фрукта, подбирает как можно больше слов-признаков, записывая их в тетрадь. Затем представитель команды зачитывает эти слова всему классу, который должен угадать овощ или фрукт. Если дети отгадывают, изображение предмета кладётся в общую корзину.
- Почему вы так легко смогли отгадать? (Много было подсказок.) Какие это были подсказки? (Слова, которые указывали на различные признаки: цвет, форма, вкус и т.д.)
- Как можно назвать такие слова? (Слова-признаки.)
На доску вывешивается табличка «слова-признаки».
2. Работа над отрывком музыкального произведения П.И. Чайковского « Октябрь» из Альбома «Времена года»
- Мир красоты открывает для нас двери театра, чтобы насладиться волшебной музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Послушайте отрывок из музыкального произведения «Времена года».
- Ребята, какое время года описал композитор? (Осень.) Почему вы так думаете?
- Прочитайте на доске слова, а затем выпишите в тетрадь только те, которые описывают признаки осени.
- Прочитайте те слова, которые вы выписали.
- Составьте предложение об осени, используя эти слова.
Самые удачные предложения дети записывают в тетрадь.
- Слова-признаки помогли нам в словесном описании природы.
5. Закрепление новых знаний.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1. Работа в парах. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора…»
- Сколько замечательных строк было посвящено удивительной поре года – осени. И среди них вот такие замечательные строки.
Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора …»
- Ребята, скажите, кто написал это удивительное стихотворение? (А.С. Пушкин)
- А.С. Пушкин очень любил осень и часто воспевал это время года в своих произведениях.
- А сейчас мы будем работать в парах. Для этого достаньте из конверта карточку с этим стихотворением. Прочитайте стихотворение ещё раз про себя и найдите слова-признаки, подчеркнув их волнистой линией.
После выполнения работы осуществляется фронтальная проверка.
- Как вы определили, что это слова-признаки? (Поставили вопросы какой? какая? какие? Слова обозначают признаки предметов.) Молодцы!
- А теперь прочитайте это стихотворение без слов-признаков. Какой текст ярче, красивее? Почему?
- Какую же роль играют слова-признаки в нашей речи? ( Они «раскрашивают» речь, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.)
Учитель вывешивает на доску табличку ««раскрашивают» речь».
- Как определить слова-признаки? (Нужно поставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение новых знаний;
2) организовать самооценку собственной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- А.С. Пушкин считал сказку неотъемлемой частью мира красоты. Благодаря сказке человек познаёт мир не только умом, но и сердцем. Поэтому сказка в его творчестве занимает особое место.
- Давайте вспомним одну из них.
Дети смотрят эпизод мультфильма «Сказка о царе Салтане».
- Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )
- В чём красота этой сказки? ( Красивый поэтический язык, красивый сюжет, добро побеждает зло.)
- Какие герои встретились вам в этом эпизоде? (Коршун, царевна Лебедь.) На какие группы можно разделить этих героев? (Отрицательные и положительные.) Какие слова помогли нам обозначить эти группы? (Слова-признаки.) Что ещё могут обозначать слова-признаки? (Качество предмета.)
- Опишите самостоятельно этих героев, записав слова-признаки в тетради.
Проверка с образцом на доске.
- Кто выполнил работу верно?
- У кого были ошибки? В чём состояла ваша ошибка?
7.Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Ну вот и подошло к концу наше путешествие в мир красоты. Сегодня мы убедились в том, что красота, действительно, может спасти мир.
- С какими словами мы познакомились на уроке? (Со словами-признаками.)
- Что вы узнали об этих словах? Какую роль они играют в нашей речи?
- А теперь оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: нарисуйте портрет своего друга и с помощью слов-признаков опишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка 3 класс по стандартам ФГОС
Задания повышенной сложности...
сценарий урока русского языка 4 класс
Написание безударных личных окончаний глаголов....
Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.
Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....
Урок Русского языка на тему "Упражнения в подборе слов признаков"
Цели: совершенствовать умение подбирать слова признаки и точно употреблять их в устной и письменной речи; способствовать обогащению словарного запаса; развивать орфографическую зоркость и мыслительную...
сценарий урока русского языка 2 класс
Тема: "Способы образования слов"...
Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"
На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....