Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над словами-признаками"».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шубина Татьяна Игоревна

Сценарий урока к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Русский язык" (2 класс) с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Автор конспекта: Шубина Татьяна Игоревна.

Предметная область: русский язык.

Класс: 2 класс.

Тема: «Наблюдение над словами-признаками».

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки для работы в парах, изображения овощей и фруктов для работы в группах, опорные таблички, презентация урока, музыкальные произведения: Альбом «Времена года» П.И. Чайковского, песня М. Дунаевского в исполнении Николая Караченцова «Кленовый лист», отрывок мультфильма «Сказка о царе Салтане».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивировать к учебной деятельности посредством вовлечения детей в игру-путешествие;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.

Звучит фрагмент песни «Кленовый лист»

- Вот и мне в ладонь опустился последний лист клёна, который напомнил мне о том, что подходит к концу удивительная пора, сказочная пора – осень.  Но это не значит, что закончилась пора прекрасного. И сегодня мне хочется пригласить вас в волшебный мир красок, мир музыки и поэтического слова, в мир красоты.

2. Актуализация знаний.

Цель:

1) повторить написание букв;

2) повторить изученные орфограммы в словах;

3) повторить перенос слов;

4) повторить знания о словах – предметах;

5) повторить правила посадки за рабочим местом

Организация учебного процесса на этапе 2:

 - Прочитайте девиз нашего урока: «Красота спасёт мир».

- О какой красоте идёт речь в этом предложении? Как она может спасти мир?

- Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне, и внутренне.

- А как вы можете на уроке поучаствовать в создании красоты? ( Красиво писать, правильно выполнять задания). Молодцы! Докажите это своей работой.

 - Начнём урок с чистописания. Повторим правила посадки за рабочим местом.

- Запишите девиз нашего урока в тетрадь. Найдите и подчеркните в словах этого предложения все изученные орфограммы. Разделите слова на слоги.

- Какое слово нельзя перенести? Почему?

-Найдите слова-предметы в этом предложении. Как вы определили? Каким правилом пользовались?

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2) согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

1. Работа по картине И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889

- Русские просторы, блестящие серебром реки и озёра, золото вечернего неба и розовые восходы солнца всегда волновали русских художников, вдохновляя их на создание прекрасных картин природы.

- Внимательно рассмотрите картину русского художника Л. Левитана «Золотая осень».

- Какое время года он изобразил? Докажите.

- Какие предметы изобразил художник на картине? Запишите слова, обозначающие некоторые из этих предметов:

дом

дорога

небо

берёзы

- На какой вопрос они отвечают? (Что?) Как они называются? (Слова- предметы.)

- Что вы можете рассказать о доме? Дом какой?  Выберите из группы представленных слов то слово, которое поможет нам более точно представить себе дом. Запишите:

дом (какой?) старый

- Опишите дорогу. (Длинная.)  Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Какая?) и т.д..

- Ребята, скажите  что обозначают слова, которые помогают представить предмет более точно? (Признаки предметов.)

- Определите тему нашего урока. ( «Слова-признаки»).

 - На какие вопросы отвечают эти слова? Какова роль этих слов в речи?

-Почему мы точно не можем ответить  на эти вопросы? (Не знаем правила, определения.)

- Какую цель поставим перед собой? ( Понаблюдать за словами-признаками, определить их роль в речи.)

4. «Открытие» нового знания.

Цель:

1) организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания:

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?, какое?, какие?, обозначают признаки предметов (форма, цвет, вкус, качество и т.д.), «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Наблюдение над словами-признаками.

1. Работа в группах. Игра «Собери урожай».

- Осень славится не только своей красотой. Чем ещё славится осень? ( Урожайностью.) Правильно! Сейчас мы в этом убедимся, поиграв в игру «Собери урожай».

Каждая группа получает изображение одного овоща или фрукта, подбирает как можно больше слов-признаков, записывая их в тетрадь. Затем представитель команды зачитывает эти слова всему классу, который должен угадать овощ или фрукт. Если дети отгадывают, изображение предмета кладётся в общую корзину.

- Почему вы так легко смогли отгадать? (Много было подсказок.) Какие это были подсказки? (Слова, которые указывали на  различные признаки: цвет, форма, вкус и т.д.)

- Как можно назвать такие слова? (Слова-признаки.)

На доску вывешивается табличка «слова-признаки».

2. Работа над отрывком музыкального произведения П.И. Чайковского « Октябрь» из Альбома «Времена года»

- Мир красоты открывает для нас двери театра, чтобы насладиться волшебной музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Послушайте отрывок из музыкального произведения «Времена года».

 - Ребята,  какое время  года описал композитор? (Осень.) Почему вы так думаете?

- Прочитайте на доске слова, а затем выпишите в тетрадь только те, которые описывают признаки осени.

- Прочитайте те слова, которые вы выписали.

- Составьте предложение об осени, используя эти слова.

Самые удачные предложения дети записывают в тетрадь.

- Слова-признаки помогли нам в словесном описании природы.

5. Закрепление новых знаний.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1. Работа в парах. Работа со  стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора…»

 - Сколько замечательных строк было посвящено удивительной поре года – осени. И среди них вот такие замечательные строки.

Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора …»

- Ребята, скажите, кто написал это удивительное стихотворение? (А.С. Пушкин)

- А.С. Пушкин очень любил осень и часто воспевал это время года в своих произведениях.

- А сейчас мы будем работать в парах. Для этого достаньте из конверта карточку с этим стихотворением. Прочитайте стихотворение ещё раз про себя и найдите слова-признаки, подчеркнув их волнистой линией.

После выполнения работы осуществляется фронтальная проверка.

- Как вы определили, что это слова-признаки? (Поставили вопросы какой? какая? какие? Слова обозначают признаки предметов.) Молодцы!

- А теперь прочитайте это стихотворение без слов-признаков. Какой текст ярче, красивее? Почему?

 - Какую же роль играют слова-признаки в нашей речи? ( Они «раскрашивают» речь, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.)

Учитель вывешивает на доску табличку  ««раскрашивают» речь».

- Как определить слова-признаки? (Нужно поставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися  задания на применение новых знаний;

2) организовать самооценку собственной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- А.С. Пушкин считал сказку неотъемлемой частью мира красоты. Благодаря сказке человек познаёт мир не только умом, но и сердцем. Поэтому сказка в его творчестве занимает особое место.

- Давайте вспомним одну из них.

Дети смотрят эпизод мультфильма «Сказка о царе Салтане».

- Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )

- В чём красота этой сказки? ( Красивый поэтический язык, красивый сюжет, добро побеждает зло.)

- Какие герои встретились вам в этом эпизоде? (Коршун, царевна Лебедь.) На какие группы можно разделить этих героев? (Отрицательные и положительные.) Какие слова помогли нам обозначить эти группы? (Слова-признаки.) Что ещё могут обозначать слова-признаки? (Качество предмета.)

- Опишите самостоятельно  этих героев, записав слова-признаки в тетради.

Проверка с образцом на доске.

- Кто выполнил работу верно?

- У кого были ошибки? В чём состояла ваша ошибка?

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие в мир красоты. Сегодня мы убедились в том, что красота, действительно, может спасти мир.

- С какими словами мы познакомились на уроке? (Со словами-признаками.)

- Что вы узнали об этих словах? Какую роль они играют в нашей речи?

- А теперь оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: нарисуйте портрет своего друга и с помощью слов-признаков опишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока русского языка 4 класс

Написание безударных личных окончаний глаголов....

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

Урок Русского языка на тему "Упражнения в подборе слов признаков"

Цели: совершенствовать умение подбирать слова признаки и точно употреблять их в устной и письменной речи; способствовать обогащению словарного запаса; развивать орфографическую зоркость и мыслительную...

сценарий урока русского языка 2 класс

Тема: "Способы образования слов"...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....