Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Обучающие цели:
─ повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;
─ повторить знания об имени прилагательном, об изменении имен прилагательных
─ повторить знания об образовании глаголов от имен существительных и наоборот;
─ познакомить с изменением глаголов по временам;
─ учить определять время глаголов;
─ расширять словарный запас учащихся;
─ учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.
Развивающие цели:
─ развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
─ развивать умение работать в группах;
─ развивать адекватную самооценку своей деятельности.
Воспитательные цели:
─ воспитывать интерес к занятиям русским языком;
Тип урока: урок изучения нового.
Единица содержания образования: знакомство понятием «изменение глаголов по временам».
Граница знания-незнания: дети знают, что другие части речи могут изменяться (по числам, по родам).
Оборудование урока: класс, оборудованный СМРС (классмейты), локальная сеть, мультимедийный проектор; тест «Изменение глаголов по временам» (Программа : e – Learning Class V6.0) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 238.5 КБ |
Карточка | 26.5 КБ |
презентация | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме
«Изменение глаголов по временам»
УМК: 1. Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2.– М. : «Баласс», 2010.
2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. – М.: Баласс, 20011.
Обучающие цели:
- повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;
- повторить знания об имени прилагательном, об изменении имен прилагательных
- повторить знания об образовании глаголов от имен существительных и наоборот;
- познакомить с изменением глаголов по временам;
- учить определять время глаголов;
- расширять словарный запас учащихся;
- учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.
Развивающие цели:
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
- развивать умение работать в группах;
- развивать адекватную самооценку своей деятельности.
Воспитательные цели:
- воспитывать интерес к занятиям русским языком;
Тип урока: урок изучения нового.
Единица содержания образования: знакомство понятием «изменение глаголов по временам».
Граница знания-незнания: дети знают, что другие части речи могут изменяться (по числам, по родам).
Оборудование урока: класс, оборудованный СМРС (классмейты), локальная сеть, мультимедийный проектор; тест «Изменение глаголов по временам» (Программа : e – Learning Class V6.0) .
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). | |
- Начинаем урок. - Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал, компьютер. - Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради. | |
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (цель: актуализировать представления о понятиях “ имя сущ.”, “имя прилаг.”, “ местоимение” «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). | |
1. Индивидуальный опрос у доски (5'-7'). – Вставить пропущенные орфограммы, доказать. – Выделить глаголы. Запись на доске: Закончилась з..ма. (По) з..мле в..сна движется. Проб..ется в..да и отожмет лё.. от б..р..гов. 2. Задание на карточках. 3. Минутка чистописания. - Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. (г го л ла) - Из букв образца соберите слово. - Составьте предложение со словом глагол. - Спишите это предложение со слайда 2 4. Языковая разминка. - И верно, глагол это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений. -Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи. 5. Работа в парах. - Задание-тренинг (Слайд 3 -5) 1) какое слово является именем существительным? -морозная, заморозил, заморозок, за мной 2) какое слово является именем прилагательным? - подвиг, под, подвинул, подвижная 3) какое слово является глаголом? - перед, передал, переход, передняя 6. Словарная работа. Слайд № 6-7 - Внимание на экран. Слова:/три слова первого столбика открыты, Диктуют - диктант. Излагают - изложение. Упражняются - упражнение - Прочитайте слова. Что общего? -Докажите. (Открываются слова правого столбика.) -Прочитайте слова. Что общего? -Верно. Прочитайте эти слова по строкам. - Закончить следующую пару слов. (Сочиняют - …) -Что заметили? От каких слов образовались имена сущ.? - Что вы можете сказать о слове сочинение? - Как вы понимаете смысл слова «сочинение»? Слайд № 7 -В этом слове есть древний корень –чин- то есть «порядок». Приставка со- означает соединение, объединение. - Вывод: Сочинение - это соединение мыслей в определенном порядке на нужную тему. - Запишите это слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные./ пишут/. - Образуйте и запишите 3 однокоренных слова. Слайд 7. | - 5 человек на карточках -/ Пишут/ - /глагол/ - Глагол – часть речи. - /Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Например: поет, танцует, споет, станцует./ - / Это глаголы./ - /Ставят вопрос /. - /Это существительные/ - /читают/ - сочинение - / от глаголов образовали имена существительные/ - /когда что -то придумывают/ - / сочинить, присочинить, досочинить и др./ /пишут/ |
III. Постановка проблемы. (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока). | |
-Вспомните, как изменяются имена существительные? -Имена прилагательные? -Верно. Каждая из изученных частей речи изменяется. Мы сейчас изучаем глаголы. - Значит, на какой вопрос сегодня мы должны ответить? | - /по числам/. - / по родам и числам/ - /Как изменяются глаголы/ |
IV. Поиск решения (цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос). | |
1. Коллективная работа. (из рассказа выписать вопросы) мет. с. 139 - Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Как услышите вопрос – поднимите руку, запишите его. - Какие вопросы выписали? Слайд - Попробуйте сами на них ответить. - Вы должны почувствовать разницу в ответах. Почувствовали разницу? В чём она? - Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время. - Продолжите фразу Глаголы изменяются … по временам. - Какова тема урока? 2. Учебник с. 94 , Упр. 348. (по заданию с комментированием у доски и в тетради) - Прочитайте задание к упражнению. - Расскажите план вашей работы над упражнением. - Вывод : глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить. | - во времени совершенствования действия - Изменение глаголов по временам |
Физминутка. Слайд № Упр. для глаз, «Перекаты головы», Игра “Не ошибись!” Учитель называет действия, ученики их выполняют. – Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. | |
V. Проектирование и фиксация и нового знания (цель: формировать умение определять время глаголов). | |
1. Наблюдение по учебнику. 1.Работа с учебно-научным текстом определения. С.94. (заполнение таблицы) - Прочитайте текст в рамке про себя. - О чём этот текст? - Сколько в тексте частей? - На какой вопрос отвечает каждая часть? Составить таблицу сравнения Слайд 8 - На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке? - Так как же изменяются глаголы ? 2. Составление алгоритма «Определи время глагола». Слайд 10 - Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи время глагола”. | - О временах глагола. - Как изменяются глаголы? - Глаголы изменяются по временам. |
VI. Первичное закрепление. (цель: развивать умение определять время глаголов). | |
1.Тренировочное упр. (под руководством учителя) Учебник с. 95 , Упр. 349. - Включить компьютеры. 2. Сам. Работа. Учебник с. 95 , Упр. 350 - проверка коллективная. 3. Тест « Изменение глаголов по временам». СМРС. - Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Выполнить тест на компьютерах. 1. Глаголы обозначают: А. действия предметов; Б. признаки предметов; В. предмет. 2. Выберите верное утверждение. А. Глаголы изменяются по временам. Б. Глаголы не изменяются по временам. 3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: А. что делал? что сделал? Б. что сделает? что будет делать? В. что делает? что делают? 4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что: А. действие происходит сейчас; Б. действие произошло или происходило ранее; В. действие произойдет когда-то в будущем. 5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: А. что сделает? что будет делать? Б. что делает? что делают? В. что делал? что сделал? | - Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях: - Как изменяются глаголы? |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). | |
Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов). - Оцените свою работу на уроке смайликом на полях тетради. | |
VIII. Итог урока | |
- Как изменяются глаголы? - Что обозначают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени, в будущем времени? | |
Домашнее задание. Слайд № 12 1) Знания надо закрепить! Учебник с. 104, упр. 2 |
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.
2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2006.
3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс - М.: Баласс, 2001.
Предварительный просмотр:
Части речи
Самостоятельные служебные
Имена существительные предлоги
( …? …?) союзы
Имена прилагательные
( …? …? …? …?)
Глаголы ( …? …?)
2.Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
. бзац пр.рода
чем.дан х.зяйка
во.зал к.манда
лес.ница л.мон
огоро. д.льфин
пш.ница пр.мер
3.Вставь буквы в слова с изученными орфограммами.
с.едобный звер.
л.сной рыбё.ка
дворня.ка ярос.ный
опас.ный самока.
расска. суд.я
с.довый ог.ньки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания г го л ла Глагол – часть речи.
Языковая разминка. 1) какое слово является именем существительным? МОРОЗНАЯ ЗАМОРОЗИЛ ЗАМОРОЗОК ЗА МНОЙ
Языковая разминка. 2) какое слово является именем прилагательным? ПОДВИНУЛ, ПОДВИГ ПОДВИЖНАЯ ПОД ,,
Языковая разминка. 3) какое слово является глаголом? ПЕРЕД ПЕРЕДНЯЯ ПЕРЕДАЛ ПЕРЕХОД ,,
Диктуют - Излагают - Упражняются- Сочиняют - диктант изложение упражнение ? сочинение
Древний корень -чин- порядок приставка со- соединение, объединение Сочинение- это соединение мыслей в определенном порядке на нужную тему. сочинить, присочинить, сочинитель
Тема урока: Изменение глаголов по ВРЕМЕНАМ.
Заполните таблицу. Время глагола Обозначает действие, которое… (было, сейчас, будет) Вопрос Пример настоящее Сейчас Что делает? играет прошедшее Было Что делал? Что сделал? играл будущее будет Что сделает? Что будет делать? поиграет
Алгоритм Задай вопрос что делает? настоящее время что делал? будущее время что будет делать? Что сделает? прошедшее время
Домашнее задание. Учебник с. 94, упр. 2
Вставьте вместо многоточия слова: Коля … сочинение. Коля … сочинение. Коля … сочинение. Коля … … сочинение. написал пишет напишет будет писать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Изменение глаголов по числам" по УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока с презентацией и самоанализом урока от учителя....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Изменение глаголов по временам"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по врем...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя:ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по род...